Герб города Кирсанова

Черменский В.
Развод по-кирсановски

Невелик город Кирсанов, всего-то два десятка тысяч населения. Четко спланированный во времена земства, он имеет ярко выраженный центр — торговый и административный. К нему-то каждое утро и движутся потоки деловых горожан. В семь утра — торгового люда, ближе к восьми часам — административного. И если первых — легион, вторых — несть числа.

Когда-то город и район составляли единую нерушимую территорию в составе Тамбовской области. Ельцинская доктрина самостоятельности регионов и самоуправления территорий нашла здесь свое отражение: город и район оформили «развод» и «раздел совместно нажитого имущества». Разделилась администрация, образовались две автономные структуры. Выросли, как на дрожжах, создавая все новые и новые отделы, увеличивая штаты. «Четырех этажей власти» вполне хватало десяток лет тому назад для управления городом и районом, причем два из них были полностью заняты работниками идеологического фронта — КПСС и ВЛКСМ. Ныне же многие отделы размещаются в зданиях, разбросанных по всему городу, местный «Белый дом» полон «под завязку».

Содержание двух администраций могло бы, наверное, иметь оправдание в лучшие для экономики страны времена, но не сейчас. Промышленные предприятия города простаивают месяцами, потенциал агросектора сведен к «нулю», социально-бытовая сфера теряет свои позиции. Остается одна торговля, но и она на 90 процентов представлена частным сектором, так же как и транспортные перевозки. Чем же управлять и командовать в таком случае? Да и есть ли необходимость в содержании полновесного отдела народного образования города при наличии в нем четырех школ и двух детских садов? Или не менее полноценного по штатам отдела культуры при всего лишь трех объектах? Не смешно ли?

Нет, не смешно, но грустно и обидно. Не по «карману» нынешней России и ее гражданам. А ведь примеры противоположного свойства есть, и за ними не надо ходить за моря — они рядом. Соседний город — Ртищево, что в Саратовской области, имеет население совокупно с районом в три раза большее, чем Кирсанов и район, но управляется одной администрацией. Администрирование поселком городского типа Инжавино Тамбовской области осуществляется штатом в семь человек, при населении в тринадцать тысяч душ.

Другой аспект «развода» и раздела имущества между городом и районом, также немаловажный экономически: промышленность города так или иначе ориентирована на сельское хозяйство — сахарный завод, завод по переработке молока, консервный, винный, «Сельхозтехника», «Сельхозхимия», элеватор... Чисто промышленных предприятии немного — завод «Техмаш», две швейные фабрики. Агросектор обеспечивает через свою продукцию город работой и продуктами питания, но все налоги с этих сельхозперерабатывающих предприятий поступают в городскую казну, так как они расположены в границах города. Не дает в бюджет района ничего и рынок — он городской. Думаю, это не совсем справедливо.

Не очень разумно пролегли границы и в социальной сфере — культуре, медицине... Район имеет в центре города Дом культуры, который ему не нужен, всю библиотечную систему, свою и города. Поликлиники и больницы находятся в совместном владении обеих администраций. Но беда том, что город имеет финансовую возможность оказать помощь в ремонте, а район таковой не имеет. Как следствие, ремонт вообще не производится. Надо бы помочь пассажирскому автопредприятию, но оно в большей степени работает на район.

Точки соприкосновения, причем плотные, у администраций города и района во всем, но разные интересы и разные бюджетные «карманы» мешают им работать сообща. От такого развода и раздела теряют все. В большей степени — все же район и его население.

Я вовсе не против автономии и самостийности регионов и территорий, но разумных, экономически выгодных, объяснимых другими причинами. Не против и создания каких-то новых административных структур, увеличения штатов в том случае, когда регион полностью кормит себя, отчисляет в федеральный бюджет. Но город Кирсанов и район убыточны, дотационны.

Мне кажется, что, не особенно ущемляя рамки и границы самоуправления, все же нужно установить контроль за ростом административно-управленческого аппарата на местах, за созданием новых административных формаций и автономий.

А «развод» и раздел территории и населения по-кирсановски, наверное, можно цивилизованно вернуть на исходные позиции, оформить их совместное проживание под одной крышей, то бишь под одной администрацией. И не только в Кирсанове, но и в других подобных малых городах России. Законодательно или мини-референдумом. От этого выиграют все. Экономика страны и карман ее налогоплательщика.

Примечание для посетителей сайта:
Чуть позже тот же автор, но в другой газете - "О слиянии территории. И не только о нем.".

«Яблоко России», 18 сентября 1999 г.