Герб города Кирсанова

Ленинец
1976 год
(сентябрь-октябрь)

Орган Кирсановского горкома КПСС, районного и городского Советов депутатов трудящихся Тамбовской области. Тир. 13630 экз. Редактор. В.П. Кудрявцев.

08.10.1976
№ 161 (11001)

«Страницы прошлого читая...»

Нельзя без волнения читать пожелтевшие, столетней давности архивные документы из прошлого Первого Пересыпкина, села, каких немало было в царской России.

Пересыпкино было самым большим и старинным селом в бывшем Кирсановском уезде, но это не делало его обеспеченным, зажиточным.

Основу экономики пересыпкинцев извечно составляли земледелие и животноводство. Но небольшие земельные наделы – всего по три десятины на ревизскую (мужскую) душу, частые засухи, слабая агротехника, очень низкие урожаи не раз ставили сельчан на грань экономической катастрофы. И пересыпкинцы вынуждены были бросать родные места, самовольно уходить на необжитые земли Оренбуржья и Сибири.

Так, в записке о недоимках за 1839 год говорится, что крестьяне Пересыпкинского приказа в количестве 1561 души, задолжав государству 17947 рублей 73 копейки различных платежей, самовольно ушли в Оренбургскую губернию.

Второй документ за 1859 год повествует, что 493 домохозяйства категорически отказались выселяться на окраины полей сельского общества, ибо это совершенно не улучшало экономики ни переселенцев, ни оставшихся на месте. Этот документ – об отказе на выселение – печален и с другой стороны: «Вместо их неграмотных по личному их прошению государственных крестьян Иван Яковлев руку приложил. Сельский старшина Данил Пустотин по безграмотности приложил печать» - говорится в нем.

Сплошная безграмотность сельчан продолжалась до 1840 года, пока здесь не была открыта школа.

Вот еще документ за 1880 год. Он сообщает, что из 1077 домохозяев-пересыпкинцев не имели земельные наделы 897, что в селе было 134 безлошадных хозяйства. 88 – не имели совсем скота, 38 хозяйств не имели собственных изб, зато в селе было девять трактиров. Всякого рода болезни тоже не миновали жителей села. Так, земский врач Э. Гиккель в своем отчете за 1911 год писал: «В Пересыпкине с 1905 года не переводится сыпной и брюшной тиф, туберкулез…».

Все беды и невзгоды пережили пересыпкинцы, и лишь после Октябрьской революции село зажило новой жизнью, стало богатым и в культурном, и в экономическом отношении.
Е. Камышников,
краевед.

09.10.1976
№ 162 (11002)

Хочешь стать другом газеты?

Ни один день нашей жизни не обходится без газет. Из них мы узнаем о событиях, волнующих весь мир, о новостях в области научных достижений и успехе рядового производственника. Еще мы узнаем из газеты о передовом опыте, о причинах отставания колхоза или цеха, о ходе полевых работ и многом, многом другом, что заботит нас и волнует.

Прочитав интересную публикацию, мы обязательно смотрим на подпись, желая узнать фамилию человека, написавшего ее. А потом ищем эту фамилию на газетных полосах и радуемся встрече с ней как с добрым другом.
Такие люди становятся друзьями не только читателей. Они становятся друзьями и самой газеты.

Есть они и у нашего «Ленинца»: учительница из колхоза имени Ленина Т.А. Павлищева, работница мясоптицекомбината А.С. Захарова, швея фабрики «Юность» Н. Боронина, бухгалтер ремстройуправления А.В. Омутков, пенсионерки А.Н. Калашникова, М.Я. Акатова и еще добрый десяток человек. Некоторые из них стали сотрудничать с районной газетой самостоятельно, другие прошли обучение в школе рабочих и сельских корреспондентов.

Школа эта работает при редакции «Ленинца» ежегодно в период с 15 октября по 5 мая, приглашая слушателей на занятия два раза в месяц, обязательно по средам с пяти до семи часов вечера. Она ставит своей целью ознакомить их с ленинскими принципами советской печати, основными задачами, возлагаемыми на печать как могучее идейное оружие коммунистического строительства и коммунистического воспитания. Школа дает представление об основных газетных жанрах, о том, как писать материалы для газеты и радио, старается вооружить свой актив и редколлегии стенных газет основами знаний по газетному делу и оформлению стенной печати.

Школа не претендует на полное изложение теории журналистики, однако имеет немало примеров, когда ее слушатели становятся профессиональными журналистами и газетчиками. В их числе бывшие выпускники школы рабселькоров Евгения Калмыкова, бывшая учащаяся средней школы № 2, ныне работающая редактором телевидения одного из больших сибирских городов, Любовь Пачинская, бывшая учащаяся средней школы № 4, ныне сотрудница Улистанской областной газеты, в их числе многие сотрудники «Ленинца».

Большинство же слушателей школы рабселькоров избирают другие жизненные пути. Однако, наверное, ни один из них не счел потерянным для себя часы, проведенные в школе. Он научился здесь более логично мыслить, грамотнее и правильнее излагать свои мысли на бумаге, отбирать для своих устных и письменных выступлений главные факты. А это нужно каждому культурному человеку.

Вот и в этом году школа включила в свою программу такие нужные, важные темы: «Как написать корреспонденцию. Подбор фактов, литературная обработка материалов», «Выбор темы и жанра», «Организация работы редколлегии стенной печати» и другие. Тем четырнадцать – по числу занятий в новом учебном году, вести их будут работники районной и областной газет. Кроме того, с беседами перед слушателями выступят передовики производства, юристы, ветераны рабселькоровского движения.

Кто же может быть слушателем школы рабселькоров при газете «Ленинец»? Всякий, кто имеет к этому желание, без ограничения образования, возраста, должности, профессии – рабочие, служащие, учащиеся, пенсионеры и обязательно – редакторы или члены редколлегий стенных газет предприятий, организаций, школ.

И последнее, что надо знать будущим слушателям: на время занятий в школе рабселькоров все они освобождаются от других видов партийной и комсомольской учебы.

Итак, кто хочет стать другим газеты? Добро пожаловать в нашу школу рабочих и сельских корреспондентов. Первое занятие в ней состоится 13 октября.
Редколлегия газеты
«Ленинец».

22.10.1976
№ 169 (11009)

«Беречь рыбные запасы»

Приказом начальника бассейнового управления по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства центральных областей РСФСР запрещается всякое рыболовство на зимовальных зимних ямах с 1 октября с.г. по 30 апреля 1977 года. Вот запретные места на реке Вороне: Лопухов омут, Окуневая, Ланкин омут, Баринов омут, Шубина яма, Крутой бык, Черный, Темный, Коловое, Прямица, Синяя, Вышняк, Моховый омут, Прогон, Пересыпной, Гнилуша.
Не разрешается лов рыбы в течение года у плотин, шлюзов и мостов на расстоянии ближе 500 метров.

Спортивный и любительский лов рыбы в зимнее время разрешается: жерлицами, блеснами с одним одноподдевным крюком, мормышками. При одновременном применении нескольких видов орудий лова общее количество крючков не должно превышать десяти штук.

Районным обществом охотников и рыболовов необходимо организовать постоянные контрольные пункты – посты на закрепленных участках водоемов, охрану зимовальных ям. пресечение в них лова рыбы и усилить борьбу с браконьерством.

Не менее важной задачей по охране рыбных запасов является предупреждение заморных явлений и осуществление постоянного контроля за гидрохимическим режимом во всех рыбохозяйственных водоемах. Надо усилить контроль за работой очистных сооружений промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных предприятий, принимать меры к максимальному сокращению объема сбрасываемых стоков и исключению щелочных сбросов.

При появлении признаков заморных явлений немедленно информировать Советские органы, общественность для мобилизации людей на рубку майн, прорубей.
Охранять рыбные запасы – значит, заботиться о сегодняшнем и завтрашнем дне родного края.
А. Шевченко,
районный инспектор рыбоохраны.

24.10.1976
№ 187 (11027)

«Еще на год повзрослели»

В совхозе-техникуме подведены итоги летней практики учащихся
В актовом зале совхоза-техникума было многолюдно. Слышались смех и шутки. Многие учащиеся просматривали стенные газеты. В них рассказывали участники практики о своих успехах. Сегодня – собрание, посвященное подведению итогов технологической практики третьекурсников. Теперь они – на четвертом. Более трех месяцев, проведенных в хозяйствах района и области, закалили ребят, многое дали им.

С отделения механизации практику проходили около 200 человек. Работали учащиеся трактористами, комбайнерами. Большой объем работ выполнили они за это время: вспахали зяби 4151 гектар, посеяли озимых 2185 гектаров, намолотили зерна 98841 центнер, заложили силоса 81642 тонны. На их счету 62 отремонтированных трактора, 44 комбайна, 8 автомобилей, 85 единиц прочей техники.

Показатели высокой трудовой активности учащихся можно продолжить. Отличник учебы Михаил Кошелев работал в колхозе «Красное знамя» нашего района. Он подготовил к уборочной два комбайна, отремонтировал 8 сеялок, убрал солому с 300 гектаров. На его счету 200 тонн заложенного силоса. Не только эти работы выполнял Михаил, приходилось ему и бороновать, и прикатывать поле.

Владимиру Гусеву и ленинскому стипендиату Анатолию Байбакову за высокие показатели и добросовестное отношение к работе хозяйства объявили благодарность и сейчас вместе с администрацией ходатайствуют о награждении их правительственными наградами.

Авторитетом и доверием пользовался среди механизаторов и специалистов колхоза имени Чапаева Уметского района Александр Чуканов. Хорошую помощь оказал он этому хозяйству во время практики. «Отлично» получил Александр в техникуме за прохождение технологической практики. Также более 30 процентов практикантов получили эту высокую оценку.

Многое сделали и учащиеся отделения электрификации. Только одними стройотрядовцами было выполнено работ на 420 тысяч рублей. Построено 18 объектов, введено в эксплуатацию 91 километр линий электропередач и 9 трансформаторных подстанций. Бригады Владимира Елисеева и Анатолия Никонова особенно отличились в третьем трудовом семестре. Не только хорошо работали ребята, но и оказывали другую помощь колхозам, выступали перед сельчанами с номерами художественной самодеятельности, с докладами.

На собрании говорили об итогах работы, выступали руководители практики, сами учащиеся. Они рассказывали об успехах и задачах, стоящих перед учащимися.

В заключение 50 лучшим практикантам за высокие успехи в труде была объявлена благодарность. Всех их наградили памятными подарками.

Закончился третий трудовой семестр. За это время повзрослели ребята, многому научились. Впереди у них не менее ответственная работа – подготовка к защите дипломов.
Г. Редин,
зав. отделением механизации.

«На фильм «до 16»… с мамой»

По нескольку раз в месяц к нам в клуб приходят фильмы с пометкой «Кроме детей до 16 лет», и когда демонстрируются они, дети, которым нет 16-ти… идут в кино. Всеми правдами и неправдами стараются обмануть кассира и контролера. У некоторых это получается. Этим обстоятельством недовольные школьные учителя и родители, хотя именно последние повинны в том, что их ребенок не понимает запрета.

Более того, он часто находится под защитой взрослых. Очень нередко приходится наблюдать такую картину. Демонстрируется «запретный» фильм. Идут ребята лет по двенадцати. Их не пускают, они уходят… Через некоторое время появляются папы или мамы и начинают просить контролера за своих детишек, которые прячутся за их спинами. При этом приводят на редкость странные доводы: «Они по телевизору и не такое видели», «Они ничего не понимают», «Он же (или она) со мной»… Но кто же виноват в том, что дети по телевизору и «не такое видели», и зачем им идти на фильм, в котором «ничего не понимают»?
Почему иным родителям безразлично, что смотрят их дети?

Наша кинопромышленность выпускает много фильмов различных по художественным достоинствам, также покупается немало картин за рубежом, и не все нужно и можно смотреть детям. Кино сейчас является одним из наиболее доступных и наиболее массовых средств эстетического и нравственного воспитания. Оно оказывает огромное влияние на восприимчивые души детей, и нельзя допускать, чтобы раньше времени они узнали то, в чем не в силах пока разобраться.

Для детворы выпускаются специальные интересные, веселые, умные фильмы, которые демонстрируются на детских киносеансах. На них, как правило, кинозал почти пустует. И объясняется это не тем или, во всяком случае, не всегда тем, что фильм не интересен. Просто слишком рано хочется подросткам приобщиться к миру взрослых.

И родителям не следует спешить удовлетворять это желание дочери или сына. Право же, это будет только во вред.
Л. Бугаева,
заведующая клубом поселка сахзавода.

Наверх