Герб города Кирсанова

Мгновение

В тот день все шло как обычно. Перед началом дежурства Наталья Васильевна провела с коллективом смены обязательную планерку. Ввела его, как выражается, в курс предстоящих работ. Напомнила о строгом соблюдении правил техники безопасности. А потом, ни на минуту не покидая пульта управления дежурного по станции, принимала и отправляла поезда. Руководила разгрузкой и погрузкой местных вагонов. Радовалась, что дела, кажется, идут неплохо. Коллектив, как всегда, работает слаженно.

На пульте управления станция Кирсанов перед Картофиной будто живая. На видеосхеме пульсирующие световыми сигналами железнодорожные линии, стрелки, другие путевые детали. На ней нет лишь людей. Но Наталья Васильевна их будто тоже видит, потому что хорошо знает, чем занят каждый в тот или другой момент. И дело не только в постоянной связи по рации. А и в том, что Картофина перед тем, как стать дежурной по станции, сама поработала на многих низовых должностях.

Сначала она была доставщицей документов. Исполняла это нехитрое, но требующее расторопности дело ровно год. Потом столько же времени ходила в списчицах вагонов. Одновременно подменяла операторов технической конторы. После несколько лет дежурила на отправлении поездов.

На этом участке Наталья Васильевна работала уже после того, как выучилась на дежурного по станции. Училась она на станции Ломовис, удобной для обучения из-за малой своей величины. Опыта набиралась на станции Тоновка. Пробыла там, правда, недолго, потому что пришло время уходить тогда Картофиной в декретный отпуск. Когда кончился он, пошла в дежурные по отправлению поездов. А в августе 1986 года села за пульт управления станцией Кирсанов.

Было тогда Картофиной тридцать лет. Ненамного больше и теперь, спустя два с половиной года. Смена же ее одна из передовых. А если точнее, то по одному из главных показателей работы станции - разгрузке местных вагонов - держит первенство.

Железнодорожники знают, что добиться этого успеха непросто. И что ведущая роль в том главного дирижера всех разгрузочных и погрузочных операций - дежурного по станции. Подчиняясь именно его командам, покидают свои места в разборных поездах местные вагоны. Именно под его руководством, благодаря сложным маневровым работам, перемещаются они к местам выгрузки и погрузки. Именно его слово - закон для каждого из работников смены.

У Картофиной слова эти всегда деловые, четкие и ясные. Однако по интонации и по строю мало похожие на командные, которые, как правило, не на пользу доброму настроению коллектива.

О нем, этом настроении, забота Натальи Васильевны особая. И потому, что при нем лучше работается. И потому - это едва ли не самое главное - хорошее настроение людей - дополнительная гарантия безопасного труда, по соблюдению правил которого смена Картофиной тоже на первом месте.

Уже говорилось: о специфике станционной службы движения Наталья Васильевна знает не понаслышке. Ей не надо делать усилий, чтобы представить, как велико физическое и нервное напряжение, к примеру, составителя поездов, все двенадцатичасовое дежурство которого проходит, считай, на вагонной подножке. Снег ли, дождь, гололед - он там или рядом с вагоном, готовый отцепить или прицепить его. И как, в каком тоне прозвучит о том распоряжение дежурного по станции, ему вовсе небезразлично. Потому что оно может и прибавить силы, и вывести из равновесия.

Картофина предпочитает спокойный тон, тот, который общему делу помощник. А оно у них и в самом деле общее, тесно зависимое друг от друга.

Идут поезда через станцию. Идут днем и ночью. И то днем, то ночью принимает и отправляет их смена Картофиной. Забота у всех каждый раз одна: подготовить поезду безопасный маршрут, уложиться при обработке вагонов в отведенное время, а то и сократить его. И промедли в своем деле кто-либо, списчица ли Нина Андреевна Кувшинкина, операторы ли техконторы Валентина Дмитриевна Ломакина с напарницей Валентиной Васильевной Голубевой или сигналист Анна Михайловна Сапегина, или еще кто другой - и собьется ритм, и не решится задача.

Но никто из тех, кто названы (да и не названы), как правило, не подводят.
Не подвели они и в тот раз, о котором речь. Обработали товарный нечетный поезд по всем правилам и в установленный срок. Наталья Васильевна дала команду об отправлении поезда по подготовленному маршруту, а когда тот уже тронулся, услышала по рации крик:
- Дежурный, остановите поезд!

Уже потом она поняла, что кричал осмотрщик вагонов Алексей Николаевич Булгаков. А тогда почти инстинктивно нажала на верную кнопку - на связь с машинистом локомотива - и отдала ему команду об остановке.

Наталья Васильевна и сейчас боится представить, что было бы, если б растерялась хоть на мгновенье, если б ошиблись в спешке кнопкой. То, что могло случиться, и в самом деле грозило немалой бедой. И за то, что не произошла она, Мичуринская дистанция пути наградила Н.В.Картофину и А.Н.Булгакова денежными премиями.

После того случая прошло время. В работе дежурной по станции Картофиной и после было немало сложных ситуаций, после которых иные не выдерживают, меняют должность на более спокойную. Наталья же Васильевна говорит о ней однозначно:
- Люблю свое дело. Душой и сердцем нахожу в нем удовлетворение.

Еще она любит петь и плясать. Но, конечно же, самая большая ее привязанность - к сыновьям, которые, говорят, платят ей тем же.
8 марта 1989 г.

Наверх