Герб города Кирсанова

Дело жизни

Такие производственные совещания бывают на авторемонтном заводе ежедневно. Проходят они в одно и то же время, с одной и той же повесткой о выполнении производственного графика. Директор Борис Александрович Лутцев, приходя на завод в семь часов утра, успевает до начала рабочего дня побывать во всех цехах и на участках. Потому разговор на совещании ведет со знанием дела, подкрепленным к тому же ежедневными цифровыми данными плановиков и диспетчеров.

Глубокая директорская компетентность явно проглядывала и на том совещании, на котором довелось мне присутствовать. Она делала ненужными излишние пояснения руководителей цехов и отделов. Заставляла говорить лишь о существе вопроса - о путях устранения больших или малых сбоев в графике работ за минувший день. Причины сбоя, кажется, не интересовали директора. И когда кто-либо начинал ссылаться на них, в голосе Лутцева звучала не просто строгость, а жесткость.

Она показалась мне излишней. И именно с этого начался потом наш разговор с Борисом Александровичем. Он ответил не сразу. Мысленно вернулся, видать, к только что закончившемуся совещанию. Подумав, согласился:
- Пожалуй, вы правы. Я действительно нетерпим к ссылкам на разные помехи и трудности. Без них ведь не бывает практически ни одного рабочего дня. И если брать их во внимание, входить, так сказать, в положение начальника цеха, то уйдешь от главного - от обязательности выполнения ежедневного рабочего плана. Где гарантия, что завтра не случится новая помеха - не выйдет из строя остро необходимый станок или не заболеет ведущий рабочий? Значит, вместо наверстывания вчерашней программы новый сбой? Когда и как устранять его? Тем более что почти все производственные участки взаимосвязаны и срыв графика на одном ведет к срыву на другом и третьем. Потому считаю, что дело руководителей цехов вовремя решать все возникающие проблемы, а мое, как директора, постоянно контролировать ход основных работ, строго спрашивать за любые отклонения.

Постоянный контроль, глубокое знание ежедневного положения дел на заводе Лутцев отнес к положительным своим чертам как директора. К ним же отнес требовательность к себе и другим, дисциплину и самодисциплину. Умение видеть и работать на перспективу.
- План текущего года, - говорил он, - меня, собственно, уже не тревожит. Для его выполнения, и даже досрочного, у коллектива есть все. Мои заботы сейчас в основном о плане 1988 года, об устранении его узких мест.

Одно из таких мест связано с повышением качества тракторного погрузчика ПТС-77. Дело в том, что к концу нынешнего года истекают сроки его аттестации по первой категории качества. Погрузчику предстоит аттестация на высшую категорию качества, что означает повышение надежности всех его узлов и, в первую очередь, узла гидросистемы, наиболее трудного для авторемзаводцев. Они освоили его совсем недавно. Еще не отточили мастерства, не решили проблему специальных труб для гидроцилиндров. Есть сложности с изготовлением плунжера, с обеспечением цеха необходимым оборудованием и оснасткой. И внимание Лутцева приковано к этим крайне острым и важным проблемам.

Острота их обусловлена тем, что погрузчик занимает решающую долю в объеме заводской продукции. И если он не пройдет аттестацию на высшую категорию качества, то предприятие понесет большие убытки от снижения оптовой его цены. Как и в пору, когда погрузчик только осваивался, директор проводит на решающем участке большую часть рабочего времени. Вникает буквально во все вопросы, беря на себя наиболее сложные и ответственные. При этом Борис Александрович порой изменяет своему обычному правилу не подменять никого из других работников. Поступается им во имя интересов завода.

Те интересы Лутцев считает для себя главными. Газета уже не раз писала о том, как сильно изменился авторемонтный завод за последние полтора - два десятилетия. Как вышел он за эти годы из примитивных приспособленных помещений давней межрайонной механической ремонтной мастерской в современные производственные корпуса. Как заменилось в них физически и морально устаревшее оборудование на самое новейшее. Как постоянно и быстро растет организация и культура производства, улучшаются социально-бытовые условия труда и жизни работающих. Не раз писала газета о заводских новосельях - новых жилых домах, благоустроенном детском саде, хорошо оснащенной базе отдыха, многом другом, что появилось у авторемзаводцев.

Неполные два десятилетия - годы директорства Лутцева. Он вступил в эту должность в апреле 1970 года. Перед тем год был исполняющим обязанности директора, еще четыре года назад - главным инженером. Уже тогда понял, что авторемонтный будет главным делом его жизни. Так считает и теперь. Потому и не соглашается на заманчивые и лестные предложения более высоких должностей.
- Не могу бросить недоделанное, оставить завод на половине пути. Столько еще надо успеть, - говорит Борис Александрович с озабоченностью и перечисляет.- Перестройка производства в связи с переходом на хозрасчет. Продолжение жилищного строительства. Острота проблемы его снята, но полностью еще не решена: на получение жилья сейчас в очереди 55 человек, на улучшение жилищных условий - больше. На очереди строительство Дома культуры, спортивного зала.

В связи с последним вспоминается, как проезжая в очередной раз мимо заброшенного стадиона, считавшегося когда-то городским, Борис Александрович пожалел его. Он добился перевода стадиона на заводской баланс и самолично руководил строительством на нем спортивных сооружений. Потом лично участвовал в открытии его, неузнаваемо преображенного, для заводчан, для всех горожан. Теперь хлопочет, чтобы спортивная база на стадионе, а главное спортивная работа на нем крепли и развивались. Для этого принят специальный штат, отпущены средства.

С тем же энтузиазмом и полной самоотдачей работал Лутцев на строительстве им же придуманной заводской теплицы. Она отняла у него, кажется, все личное летнее время, в том числе выходные. Потребовала уйму сил на решение снабженческих вопросов. Зато, как и стадион, впечатляет капитальностью сооружения. Радует отдачей во благо здоровья заводских людей.

Они, заводские люди, назвали многое другое, что сделано для них по инициативе и под руководством директора: возможность без отрыва от производства, прямо на заводе, принимать лечебные процедуры, получать услуги бытового обслуживания, делать необходимые покупки. Но перед тем все говорили о производственных успехах предприятия, его постоянном лидерстве среди городских и областных предприятий, неоднократных победах во Всероссийском и Всесоюзном социалистическом соревновании.

За эти успехи пришли к Лутцеву и большие награды: медаль "За трудовое отличие" в 1974 году, орден "Знак Почета" в 1975-м, Ленинская почетная грамота и звание Заслуженного инженера сельского хозяйства РСФСР в 1980 году, орден Трудового Красного Знамени в 1981-м, орден Октябрьской революции в 198б-м году. А между ними - премии и почетные грамоты партийных, советских и хозяйственных органов.

На недавнем партийном собрании коммунисты авторемзавода утвердили партийную характеристику на директора Б.А.Лутцева. В ней, в частности, сказано: "Член КПСС с 1965 года. Принципиальный и инициативный работник, умеет направить коллектив на выполнение стоящих перед заводом задач. Его отличает умение четко определить цель и кратчайшие пути к ней. Товарищ Лутцев - человек ищущий, думающий, стремящийся следовать правилу: сказано - сделано..." Дальше шли слова об организаторских способностях директора, его требовательности, деловитости. А заканчивается характеристика неожиданной фразой: "Недостатком является либерализм по отношению к нарушителям трудовой и производственной дисциплины"

Вспомнились утреннее совещание, суровый тон Бориса Александровича, беседа с ним по этому поводу. Захотелось узнать мнение об этом тех, кому адресовалась суровость. Каждый в отдельности сказал примерно одно и то же:

- Так то ж по справедливости. И не по личному счету - такого у нашего директора нет, а по заводскому делу, которому он отдает всего себя.

И назвали конкретные примеры, не забыв упомянуть: не хуже экономиста и бухгалтера знает вопросы экономики и бухгалтерского учета. Редкий отпуск использует полностью, как правило, прерывает его из-за производственных дел. Из-за них же пренебрегает больничными...

Секретарь партийного бюро В.Т.Запорожцев фразу о директорском либерализме пояснил так:
- Слишком терпим Лутцев к недобросовестным и нерадивым. Себя за это ни за что б не простил, а других жалеет. Все старается перевоспитать, убедить, тогда как надо бы просто расстаться с таким человеком.

В конце же беседы сказал, как и другие:
- Повезло авторемонтному заводу с директором. Без натяжки говорю, по полной правде. Завод действительно - дело его жизни.
Делу этому, хочется верить, продолжаться долго.
2 июня 1987 г.

* * *

Со времени публикации прошло 15 лет. В течение их Б.А.Лутцев удостоен звания "Почетный гражданин города Кирсанова". Он по-прежнему руководит предприятием, ставшим в 1992 году в результате преобразований акционерным обществом "Кирсановский механический завод". Среди новой продукции завода несколько видов колесной и тяжелой техники. В их числе микроавтобус, санитарный автомобиль, универсальный траншеекопатель, контейнерный мусоровоз, битумощебнераспределитель, разная сельскохозяйственная техника: Борис Александрович Лутцев - депутат областной Думы.
2002 г.

Наверх