Герб города Кирсанова

Необходимость

О Викторе Васильевиче Хохлове на авторемонтном заводе сказали: ударник коммунистического труда, три года подряд завоевывает звание лучшего сверловщика предприятия. Не раз получал премии. Словом, из тех, кого зовут передовиками производства.

Слушать такое о Викторе Васильевича было приятно. Но разговор наш с ним пошел о делах, далеких от заводских. Всего несколько дней назад Хохлов вернулся из Чернобыля, с еще пятью рабочими авторемзавода участвовал в устранении аварии на атомной электростанции.

При воспоминании об этом взгляд у Виктора Васильевича серьезнеет: ездили не на прогулку. Прибыли в Чернобыль на День Победы, девятого мая, но речь о праздновании этой даты, понятно, не вели. Через короткое время выгружали из цементовозов цемент, который тут же отправляли на электростанцию, где случилась беда. Цемента требовалось много, и его выгружали целую неделю, по двенадцать часов в сутки.

Потом всех прибывших ждала другая работа. Хохлову поручили заведовать вещевым складом. Он одевал и переодевал тех, кто работал на АЭС, заботился о смене постельного белья. Обеспечивал людей всем иным: ведь жили они в Чернобыле не неделю или две, а два месяца.

У некоторых работа оказалась по специальности, в том числе у токаря Алексея Петровича Карпунина и электросварщика Михаила Васильевича Белоглазова, тоже авторемзаводцев и тоже передовиков. У обоих звания ударников и лучших по своей профессии. У Белоглазова звание еще и кадрового рабочего предприятия, а имя его занесено в заводскую Книгу почета. За этими короткими характеристиками - и высокое мастерство, и высокая рабочая ответственность, которые, надо думать, в Чернобыле не были лишними.

С самими Карпуниным и Белоглазовым встретиться, к сожалению, не пришлось. Оба они по возвращении в Кирсанов ушли в отпуск, как, впрочем, абсолютное большинство из тех, кто ездил на помощь чернобыльцам.

Оказался в отпуске и слесарь по ремонту оборудования авторемзавода Алексей Иванович Бакулин, которого, однако, удалось застать дома. Он тоже пробыл в Чернобыле два месяца, работая водителем экскаватора марки КРАЗ-255 "Б". Вернее, он мог быть только водителем, а фактически был еще и подменным крановщиком, давая возможность основному крановщику немного передохнуть.

Они грузили своим экскаватором на автомобили песок, глину, шлак. Песок и глину брали сначала в карьере, несколько отдаленном от атомной электростанции, что замедляло перевозку материалов. И потому скоро перешли в карьер в минимальной близости от аварийного реактора. Им разрешали работать здесь бессменно лишь по четыре часа в сутки. Они успевали погрузить за них по сорок - пятьдесят автомашин, которые везли свой груз к строящемуся рядом каналу для сброса воды, подвергшейся радиоактивному заражению.

Канал, собственно, уже был предназначен для производственных целей. Теперь его отделяли мошной дамбой от Припяти, чтобы не допустить ухода зараженной воды в почву.

Оставив через четыре часа опасную зону, они обваловывали потом реку Припять, благоустраивали свой палаточный жилой городок, выполняли другую работу, необходимую для большого и важного дела.

Алексей Иванович рассказывает обо всем этом тоже без большого красноречия, с тихой и будто задумчивой серьезностью, заключая рассказ словами:
- Что тут говорить, надо было - и делали. Старались быстрее, лучше: обстановка такая, уговаривать не надо.

Впрочем, и на авторемзаводе Бакулина не приходится уговаривать сделать работу быстрее и лучше. Как-то в интересах производства ремонтировал воздушные компрессоры в выходные дни. (Ремонтировать в рабочие означало затруднить работу других производственников). В другие разы в сходных ситуациях отказывался от обеденного перерыва, задерживался после смены. О качестве работы Алексея Ивановича один из руководителей ремонтной службы завода отозвался коротко: "Делает на совесть".

Так, судя по всему, делал он и в Чернобыле, хорошо понимая необходимость работы, какую поручали. Стараться и торопиться заставлял и непривычно пустынный вид зеленого и красивого городка Припяти, и отсутствие детей в ближних селах, продолжающих, кажется, жить прежней жизнью. А чтобы она, эта жизнь, стала совсем прежней, и работали в Чернобыле в числе других кирсановцев шестеро авторемзаводцев. Среди них ударник коммунистического труда, награжденный за трудовые успехи Ленинской почетной грамотой электрослесарь Вячеслав Николаевич Прохоров и резчик металла Юрий Васильевич Ермаков.
29 июля 1985 г.

Наверх