Герб города Кирсанова

Мастерская на колесах

Рабочий день на авторемзаводе подходил к концу. В цехах торопились закончить дневное задание. Торопились и люди в одном из уголков заводской территории, прямого отношения, казалось, к заводу не имеющие. Три шофера из далекого Барнаула ходили вокруг новеньких машин с полукруглыми цилиндрическими кузовами, на серовато-бирюзовых боках которых ярко желтели трафаретные надписи: "Техническое обслуживание". Водители готовились гнать своим ходом на Алтай только что полученные по разнарядке с авторемзавода походные мастерские, которые называются на предприятии коротко "АТО". Слово это появилось здесь примерно год назад и расшифровывается как самоходный агрегат технического обслуживания сельхозмашин в полевых условиях. С его помощью проводят дозаправку тракторов и комбайнов горюче-смазочными материалами и водой, смазку подшипниковых узлов, смену отработанных масел, продувку радиаторов, фильтров и трубопроводов, накачку шин, выполняют несколько других ремонтных и регулировочных операций.

На заводе о нем узнал сначала небольшой круг людей, занятых решением задачи о расширении ассортимента продукции, освоении нового вида изделий. Среди них был и инженер-технолог механосборочного цежа А.В.Трифонов, выпускник технического вуза, человек ищущий и настойчивый. Уже тогда, предполагалось, что именно он возглавит участок или цех по освоению и выпуску АТО.

Вначале же Александр Владимирович возглавил всего лишь бригаду из семи человек. По чертежам, привезенным со Ставрополья, а то и без них предстояло изготовить прежде всего технологическую оснастку для производства новой продукции. Многие чертежи дорабатывали в заводском техотделе, а еще больше занимался ими сам Трифонов. Порой оснастку делали просто по образцам, как, например, сварочные кондукторы, при изготовлении которых отличился слесарь Алексей Воронков. Кстати, сейчас Алексей Михайлович, освоивший уже сварочное дело, сам ведет с помощью этих кондукторов сварку каркасов ATO. Немало труда положили на изготовление оснастки слесари Виктор Романов, Сергей Ерохин, который собирает сейчас щитки управления агрегата, многие другие рабочие.

В результате уже в начале 1980 года в цехах завода появились сложные сварочные кондукторы, пресс-формы, штампы, гибочные вальцы, иные приспособления, чтобы сваривать, гнуть, штамповать металл - изготавливать более двадцати узлов агрегата техобслуживания.

К работе с металлом авторемзаводцы, особенно занятые выпуском тракторного погрузчика, в общем-то, привычны. Но здесь потребовались умение и навыки, которые позволяют, в частности, добиться при сварке полной герметичности цилиндрических емкостей. Их на АТО семь - для дизельного масла и топлива, для воды, промывочной жидкости... Ни одна не должна потечь, подвести. Надо прямо сказать, удалось это не сразу, хотя сваривали их такие признанные мастера, как Михаил Белоглазов, Алексей Абрамов. Помогли терпение и смекалка.

Впрочем, эти качества, в сочетании, конечно, с опытом помогали не только на первых порах, помогают они и теперь. Токарь Николай Шкурин придумал приспособление для обработки малых днищ емкостей, отчего дело пошло в несколько раз быстрее и лучше. Слесари Николай Квасов и Виктор Филатов нашли выход из другого трудного положения, связанного с поставкой измененного компрессора. Старший мастер Александр Милованов предложил кокильную отливку одной из гаек.

Было это, однако, уже позднее, когда речь зашла о переводе сложных стальных и сварных форм на отливку из алюминия. Вызвано это было несколькими соображениями. Решающую роль в них играла необходимость высвободить станочников от металлообработки, сэкономить их время и, конечно, металл. Та же проблема еще раньше заставила авторемзаводцев в короткий срок изготовить своими силами машину для капронового литья, на которой Александр Буркин отливает сейчас девять наименований деталей для АТО.

И вот в апреле были сделаны первые четыре агрегата технического обслуживания, а в мае - десять, в июне и июле - 23. А в начале августа ведомственная комиссия специальным актом рекомендовала их серийный выпуск на Кирсановском авторемзаводе.

Ясно, что теперь над выпуском агрегатов работает не одна бригада, а несколько, и А.В.Трифонов возглавляет уже цех. Многие из его производственников - люди со средним техническим образованием, как, например, слесари В.Ф.Шубочкин, Ю.В.Семисаженов, сварщик Н.П.Овсянников. Кстати, Николай Петрович еще недавно выполнял на АТО слесарные работы. Без отрыва от них освоил специальность сварщика и опять числится передовиком. Так же поступил слесарь Д.С.Пантелеев, самостоятельно овладевший машиной для точечной сварки. При этом овладевший так, что один может облицевать за смену три каркаса агрегата, тогда как раньше вдвоем облицовывали всего один.

Знать несколько смежных операций становится правилом для производственников, занятых выпуском АТО. Например, большинство рабочих заготовительного участка, возглавляемого бригадиром А.В.Белоклоковым, могут вести заготовку металла, доработку штамповок, рубку уголка, листа, владеют точечной сваркой,

Производство агрегатов все больше налаживается; в сентябре их выпущено уже сорок три. Однако нерешенных проблем еще много и потому успокоенности ни у кого из заводских работников нет. Нет ее и у начальника цеха А.В.Трифонова и его ближайших помощников - старшего инженера-технолога Сергея Алексеевича Макарова, мастеров Анатолия Александровича Головина и Дмитрия Николаевича Каданцева.

...Опустели после очередного рабочего дня цеха завода. Опустел и тот участок его территории, где еще недавно стояли три новеньких АТО. Они были, наверное, уже на пути в Барнаул.
12 ноября 1980 г.