Герб города Кирсанова

В отпуск едем в Геленджик

На мысль об этой статье навели такие сообщения в печати: "В США, как и во многих других капиталистических странах, нет закона, который бы обязывал предпринимателей предоставлять своим рабочим ежегодные оплачиваемые отпуска, преобладающее большинство трудящихся в этой стране не имеют права на оплачиваемый отпуск вообще. Для значительной части других он равен всего одной трудовой неделе - пяти дням. Чтобы иметь право на девятидневный оплачиваемый отпуск при наличии пункта о нем в трудовом договоре с предпринимателем, надо проработать на одном месте пять лет. Лишь в очень малом количестве трудовых договоров содержится соглашение о пятнадцатидневном оплачиваемом отпуске для проработавших без перерывов на данном предприятии 15 лет". "Накануне летнего сезона страницы американских журналов пестрят рекламой фешенебельных курортов. Однако рабочим отдых в таких местах не по карману".

Признаться, не все из прочитанного мне было известно. И в связи с этим как бы в новом свете представилось такое обычнее и привычное право советских людей на обязательный оплачиваемый ежегодный отпуск. Захотелось поговорить о нем подробнее, в какой-то мере сравнительно к приведенным фактам капиталистической жизни. Я отправилась в автоколонну № 1803, хотя с тем же результатом могла пойти на любое другое предприятие.

Инженер по кадрам автоколонны Н.А.Малахова не стала обращаться к документам. Она на память перечислила продолжительность отпусков работников предприятия, начав свой рассказ с отпусков водителям:
- Основной у всех их - двенадцать рабочих дней, плюс каждому дополнительный от шести до двенадцати рабочих дней, в зависимости от грузоподъемности автомобиля, которым управляет. Помимо этого через два рабочих года к отпуску добавляется три рабочих дня за стаж работы. Доноры и дружинники получают еще добавку в несколько дней за сдачу крови и дежурства в составе ДНД. В итоге ежегодный отпуск, естественно, оплачиваемый, у многих водителей доходит до тридцати рабочих дней. Из такого же расчета (двенадцати дней основного отпуска и от шести до двенадцати дней дополнительного) строится отпуск у слесарей и инженерно-технических работников. У вспомогательных рабочих его структура несколько иная. Но и у них самая минимальная продолжительность отпуска - пятнадцать рабочих дней. Плюс к ним дополнительные дни за стаж работы, опять же за донорство, за дежурства в ДНД, если они есть...

Слушая подсчеты Надежды Андреевны, я мысленно сопоставляла их с данными об отпусках американских рабочих: пять дней для большинства из тех, кто вообще получает его, десять дней для проработавших не менее пяти лет (тоже далеко не для всех), пятнадцать - для очень немногих с непрерывным стажем в пятнадцать лет... А Н.А.Малахова, как бы продолжая эти мысли, говорит:
- Ясно, что первый отпуск предоставляется через одиннадцать месяцев со дня поступления на работу.

И этим "ясно" как бы подчеркивает естественность привычного всем законоположения. А потом также обыденно ведет рассказ о том, что матери, имеющие детей в возрасте до двенадцати лет, участники Великой Отечественной войны и ветераны труда, чей рабочий стаж превышает двадцать лет, идут в отпуск по их желанию в любое время года, как правило, летнее. Этим правом пользуются, например, участники войны Дмитрий Петрович Палатов, Валентин Игнатьевич Авдеев, Иван Сергеевич Яркин, Виктор Федорович Насонов, ветераны труда Виктор Никитович Сальников, Виктор Дмитриевич Пузиков, Виктор Николаевич Самодуров, матери малолетних детей Галина Григорьевна Овчинникова, Александра Николаевна Колядина...

К вопросу о том, где и как проводят автомобилисты свои отпуска, в автоколонне отнеслись тоже совсем по-будничному. Председатель профкома Т.В.Зубехина просто подала мне список работников предприятия, побывавших в прошлом году во всесоюзных здравницах Их оказалось пятнадцать человек. Восьмерым путевки предоставил профком, в том числе двоим бесплатно -участнику Великой Отечественной войны водителю И. М. Прощунину, лечившемуся в санатории Прибалтики, и ветерану труда, тоже водителю А. Н. Голикову, отдыхавшему на курорте "Трускавец". Остальные шестеро оплатили, как обычно, тридцать процентов стоимости профсоюзной путевки, проведя отпуска тоже далеко от дома: на курорте Анапы, Саки, в санатории под Мичуринском, в санатории "Инжавинском".

Еще семерым путевки выдало само предприятие, оплатив семьдесят процентов их стоимости из фонда социально-культурных мероприятий, они поправили здоровье на курортах Кисловодска, Сочи. Четверо из них - супруги Служеникины (он водитель, она диспетчер), водители Н.Б.Лапотников и А.Н.Фролов провели некоторую часть лета на берегу Черного моря, в Геленджике, в доме отдыха "Автомобилист", специально построенного для работников автомобильного транспорта.

Подавая список, Тамара Васильевна вздохнула:
- По сравнению с другими предприятиями у нас в санаториях отдыхают все-тaки мало людей.

А потом, загоревшись, начала рассказывать о коллективных формах отдыха автомобилистов. В последние два года полный "Икарус" дважды возил их за счет профсоюза в Волгоград. С льготной оплатой туристских путевок многие ездили в Ленинград, Москву. Несколько раз бывали в Тарханах, на родине великого поэта Лермонтова. В последнее время работники автоколонны сделали попытку освоить для коллективного отдыха Тамбовскую пригородную зону, ее туристский комплекс, имея к тому же полную возможность отдыхать на собственной 6aзе отдыха на реке Вороне. Любители же путешествий могут ездить не только по своей стране, а и за границу, причем с половинной скидкой стоимости путевки для рабочих. По такой вот путевке ездил недавно сразу в два зарубежных государства водитель Н.А.Судоргин.

Я снова вспоминаю американских рабочих, лишенных права на отпуск, не имеющих возможности полечиться и отдохнуть в дорогостоящих здравницах. Опять смотрю на список работников автоколонны № 1803, побывавших в 1985 году в санаториях и всесоюзных домах отдыха и как бы слышу слова каждого из пятнадцати тех человек:
- В отпуск ездил в Анапу, Сочи, Геленджик...
И обычные эти слова об отпуске и дальней поездке вo благо здоровья мне уже не кажутся обыденными.
4 апреля 1986 г.