Герб города Кирсанова

По ленинскому призыву

Каждый год накануне торжественных дат приходят в редакцию ветераны революции, старые коммунисты, передовики производства. Эта дата - 21 января - не торжественная. Она - одна из самых скорбных в истории Коммунистической партии и советского народа: в тот день сорок шесть лет назад не стало Владимира Ильича Ленина. Но в редакцию и на этот раз пришли люди. Те, которые стали коммунистами в траурном 1924-ом и 1925-ом годах. Которые в числе многих тысяч встали в ряды партии вместо одного выбывшего ее члена - В. И. Ленина.

Время не пощадило их: выбелило виски и головы, вырубило морщинки на лицах, ослабило слух и зрение. Но не сломило духа, внутренней и даже внешней выправки рядовых ленинской гвардии. В точно назначенное время они пришли в редакцию и странички истории побежали назад, остановились на тех днях, когда в стране звучал призыв Центрального Комитета РКП (б): в ответ на великую утрату - еще теснее сплотимся вокруг ленинского знамени.

- Я был тогда рабочим по ремонту железнодорожных путей на станции Саратов. Смерть Ленина буквально потрясла меня. Чтобы лучше понять мои чувства, надо пережить то, что пережил я: трудное детство мальчика на побегушках, поповского работника и батрачонка, горькую юность вечно голодного путевого рабочего. Чтобы заработать зимой сорок пять копеек на хлеб, надо было вручную нагрузить снегом до трехсот конных подвод... Когда свершилась революция, ожил я, поверил, что стану человеком. Потому что все стало меняться на глазах. И вдруг - такая утрата: умер Ленин. И когда объявили ленинский призыв в партию, подал и я заявление: "Хочу активно делать новую жизнь, хочу быть, как Владимир Ильич, коммунистом"...

Это рассказывает Иван Васильевич Буров, ветеран-железнодорожник. Рассказывает не совсем гладко, сбивчиво, явно волнуясь. Но орден Ленина на его груди дополняет несказанное: слова Бурова об активном строительстве новой жизни, написанные им в том заявлении, не были только красивой фразой. Почти полвека своей жизни отдал Иван Васильевич железнодорожному транспорту: прокладывал новые пути, увеличивал пропускную способность старых, строил новые станции и железнодорожные узлы. Был путевым рабочим, дорожным мастером.

И еще на одном из участников встречи железнодорожный китель - на П. В. Шныркове. И тоже орден Ленина на груди. Петр Васильевич - член партии с декабря 1924 года, рабочий депо станции Кирсанов с 1916 года. Сначала был слесарем, потом помощником машиниста, еще позднее - машинистом. В годы Великой Отечественной войны возил на фронт и с фронта грузы - горючее, танки, продовольствие, раненых. Был под бомбежкой. Выскакивал из горящего паровоза. Ждал писем от единственного сына Николая, воевавшего где-то в пехотных войсках. И страшно горевал о его гибели в 1943-ем... Но не об этом ведет свой рассказ Петр Васильевич. О другом - о том, как в двадцатые и тридцатые годы укрепляли железнодорожный порт.

После гражданской войны все было в разрухе. Почти все работы в депо делались вручную. Для паровозов не было угля, - топили их дровами. В 1923 году стало все помаленьку входить в колею... А в 1927-ом уже появилось в депо электричество...

Им пришлось восстанавливать, укреплять и развивать не только транспорт. Создавалась заново промышленность страны, ее индустрия, перестраивалось сельское хозяйство. Об этой перестройке сельского хозяйства мог бы целую книгу написать один из организаторов и бессменных работников Кирсановской МТС Игнат Данилович Кравчук. Человек тоже очень интересной биографии. Белорус, эмигрировавший в 1913 году в поисках затерянного бедняцкого счастья в Америку. И нашедший его после Октябрьской революции на своей Родине. Работал он на Московском автомобильном заводе "АМО" (теперь имени Лихачева). Был слесарем, кузнецом, трактористом в Уметской коммуне "Путь". Но главное в жизни И.Д.Кравчука началось в 1929 году, когда его направили в Кирсановскую МТС. У него было мало организаторского опыта, не хватало технических знаний и элементарной грамоты, но он не отказался от столь сложного и ответственного поручения. Потому что в 1924 году, подавая заявление о приеме в партию, он написал: "Обязуюсь выполнять все задания партии". Он выполнял и это задание. В годы коллективизации Кирсановская МТС сыграла решающую роль в переводе сельского хозяйства на социалистический путь развития, а в годы Великой Отечественной войны - в снабжении армии и тыла хлебом. За эти успехи ее механик И.Д.Кравчук был награжден двумя медалями (серебряной и бронзовой) ВДНХ и медалью "За победу над Германией"...

О многом, очень многом мог бы поведать Игнат Данилович, а его волнуют дела не минувших, а грядущих дней:
- Ничего худого не скажу о нынешнем коллективе "Сельхозтехники". Много прикладывает он сил для выполнения взятых обязательств в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. И многого добивается. Но не могу умолчать о том, что личная ответственность за ремонт техники у некоторых рабочих сейчас притупилась. Отчего это - сказать не могу. Знания, грамота у людей есть, условия работы хорошие, а качество не всегда блестящее. Как-то не болеют за нее отдельные рабочие, в том числе и коммунисты. А раньше было так: идешь по городу, услышишь рокот трактора где-то в Уваровщине и остановишься. Послушаешь, как работает мотор. Если почувствуешь что-то неладное, все прогулочное настроение вмиг пройдет и готов бежать в Уваровщину. Я не говорю, что раньше было все хорошо, были у нас промахи. Но ответственность за дело, по-моему, чувствовали острее. И с новым методом специализированного ремонта тракторов, мне кажется, не все ладно. Колхозы вынуждены рассылать технику по всему району и даже за его пределы. Думаю, что разумнее было бы просто расширить ремонтную базу в Кирсанове.

Да, их волнует нынешний день, его неудачи, проблемы. Такие например, как воспитание нового поколения коммунистов. На этот счет особенно много соображений у члена партийной комиссии горкома КПСС Тараса Григорьевича Ведьгуна.
- Смена нам, старым коммунистам, приходит в основном хорошая: идейно убежденная, зрелая, образованная. И все же нам нельзя успокаиваться, оставлять ее совсем без внимания. Молодых коммунистов надо постоянно направлять, воспитывать. Некоторым, явно, не хватает партийной принципиальности, а то и простой дисциплинированности. Не все с надлежащим вниманием относятся к партийным поручениям, своему партийному долгу...

А многочисленные награды (среди них орден Ленина, ордена Красной Звезды и Красного Знамени) на офицерском кителе подполковника в отставке Т.Г.Ведьгуна говорят о том, что сам Тарас Григорьевич к партийному своему долгу относился большим вниманием.

Но вот речь от сегодняшних дней опять уходит к тем, январским 1924 года.
Рассказывает Сергей Григорьевич Петренко, самый старший из пришедших в редакцию коммунистов ленинского призыва, (в 1924 году ему было уже тридцать):
- О кончине Ленина, нам, рабочим грозненских нефтепромыслов, поведали разноголосые гудки заводов. Они слились в один щемяще - тревожный звук и никуда нельзя было скрыться от него. Как нельзя было скрыться от мысли: не стало Ленина... На второй или третий день я пошел в партийный комитет...
17 января 1970 г.

Наверх