Герб города Кирсанова

Большой добрый дом

1. "Всегда носи в школу цветы"
"Нина Ивановна, я себя отругал, что не приехал на осенний бал. Я приеду на Октябрьскую и попаду в школу, чтобы всех захватить и посмотреть, какие стали ребята и как там вы все..." (Из письма бывшего воспитанника средней школы-интерната Юрия Кулемина).

Около двухсот тридцати детей сейчас в Кирсановской средней школе-интернате. У одних по месту жительства родителей нет средней школы, у других неблагополучно в семье. Третьи из семей осиротелых или многодетных, которым трудно обойтись без помощи государства. Из такой многодетной семьи и выпускник прошлого года Юрий Кулемин, по характеристике директора школы-интерната Нины Ивановны Свиридовой, человек очень надежный, трудолюбивый и на редкость хозяйственный. В интернате он воспитывался одновременно с близнецовой сестрой Галей. Старший брат Саша окончил школу-интернат раньше. А младший, пятиклассник Витя, учится здесь и сейчас.

Из семьи Никашкиных через интернат прошли шестеро: Сергей, Саша, Маша, Валя, Алеша, Юра. Все воспитывались бесплатно, так как доход на одного человека в их семье был ниже того, с которого начинает браться родительская плата, то есть менее шестидесяти рублей. В семьях, где доход выше этой суммы, родительская плата колеблется в основном в пределах 12-18 рублей в месяц.

В связи с этим уместно коснуться затрат интерната на содержание, воспитание и обучение детей. На 1986 год на эти цели из бюджета местного Совета было отпущено более двухсот тысяч рублей. Из них на питание - 62207 рублей, на мягкий инвентарь и обмундирование - 23800. На разные хозяйственные расходы и заработную плату обслуживающему персоналу - свыше 125 тысяч рублей.

Персонала этого в школе-интернате шестьдесят шесть человек. Большая часть - люди не случайные, а преданные своему очень нелегкому делу. В числе таких: учитель-методист Р.И.Булгакова, учитель математики В.А.Мельникова, старший преподаватель Р.Н.Мосолова, отличник народного просвещения РСФСР В.В.Петухова. Среди таких же: прачка А.II.Ефремова, работаюшая в интернате со дня его основания, техничка в общежитии Е.Т.Русинова.

А дети Никашкиных, все шестеро, теперь на твердом жизненном пути. Одна из сестер, Валентина, живет и работает в Кирсанове. На День учителя приходит в школу-интернат непременно с розами. Исполняет свою волю и волю старшего брата Сергея, инженера из города Саратова, давшего ей постоянный наказ: "Всегда носи за всех нас в школу цветы". Сам он, приезжая на родину, первый гостевой визит наносит именно ей, школе-интернату. А Юра Кулемин - один из самых частых ее корреспондентов. Свои письма он, как и другие бывшие воспитанники, адресует директору Нине Ивановне, и та бережно хранит их в специальном альбоме.

2. Через годы, через расстояния
"Нина Ивановна, вы только извините, что долго не писал, хотя школу-интернат и вас, милых, добрых учителей, я помню всегда. Служба идет у меня отлично! Попал в хороший коллектив. Он считается в полку самым передовым..." (Из письма выпускника средней школы-интерната Андрея Гаврюшкина).

Солдатских писем в директорском альбоме более всего. Из них особенно хорошо видно, как взрослеют и мужают вчерашние интернатские мальчишки. Сергей Митрошкин, (кстати, тоже из многодетной семьи, в интернате воспитывались, кроме него, еще два брата и сестра) пишет: "Только здесь, в армии, я стал понимать по-настоящему, что такое трудности". Строчки из письма Михаила Бзынина (паренька со сложным характером из семьи более чем неблагополучной) : "Получил ваше, Нина Ивановна, письмо, и на душе стало веселей. За свои полгода военной службы я многому научился. Вот никогда не думал, что на меня ляжет такая огромная ответственность..."

Немало писем, как принято говорить, гражданских, например, от Михаила Боброва, чья судьба заслуживает отдельного рассказа. В ней есть все: жизнь в детском доме с раннего младенчества. Радость, а потом горечь от вести, что не сирота он, что есть у него мать и даже бабушка, причем, на первый взгляд, вполне благополучные. Мать работает в большом городе в театре, бабушка служит в уважаемом учреждении. Отыскал их интернат, когда Миша учился уже в девятом классе. Приехавшая бабушка не слишком охотно, но пригласила внука в гости, и он поехал на летних каникулах знакомиться с мамой. Планировал погостить у нее все лето. Но скоро вернулся разочарованный и оскорбленный. Еще более родной стал считать школу-интернат, куда часто теперь приезжает, живя в Тамбове: "Я длительное время не давал о себе вестей, закружился. Хочется везде успеть, жизнь заставляет. Это не в школе, где жил на всем готовом. В этом году я держал вступительные экзамены во ВГИК. Поступил на заочное отделение музыкальных обозревателей..." .

Письма можно цитировать дальше, в том числе от бывших воспитанниц, в частности от Нади Девятовой: "Нина Ивановна, может все это нелегко, что я вам письмо написала, но я решила теперь писать вам всегда. Ведь вы мой учитель, и там моя школа... Вы скажете, что я только опомнилась, но я не могла раньше - я вышла замуж". О своем семейном счастье пишет и Вера Новичкова, вложившая в конверт свадебную фотографию.

Такая фотография в директорском альбоме не одна. Но больше снимков портретных с теплыми надписями на обороте, перекликающимися с содержанием писем. "Меня тянет в школу, я не могу без нее, - признается Юрий Кулемин из Калининграда. - Я учусь на токаря, мне учиться десять месяцев... Я вас прошу, Нина Ивановна, скажите десятиклассникам, чтобы учились хорошо и особенно по обществоведению..."

И еще выдержка из письма, опять от Михаила Бзынина, как бы подводящего итог всем остальным письмам: "Очень часто вспоминаю свои школьные годы. Хорошее то было время, хотя не раз приходилось сталкиваться с учителями и воспитателями. Я очень много набрался опыта в школе, отчего мне сейчас легче жить. За все огромное спасибо вам".

3. "Тут и вправду хорошо"
"Я очень жалею, что когда был в отпуске, не смог прийти в интернат еще раз... Нина Ивановна, у меня к вам просьба. Передайте привет всем учителям и всему коллективу..." (Из письма бывшего воспитанника школы-интерната Игоря Чуруброва).

В школе-интернате то послеобеденное время, когда в трехэтажном жилищно-бытовом корпусе снова пустынно. Ребята опять в школе, соединенной с общежитием теплым коридором-переходом. Под опекой воспитателей готовят уроки на завтрашний день. Там, где занимаются младшие школьники, в чутком ожидании замерли в углу до поры игрушки. На вопрос, как живется, как учится, малыши дружно и весело кричат: "Хорошо!"

Четвероклассники и пятиклассники более сдержаны в эмоциях, но столь же приветливы и разговорчивы. Особенно охотно называют кружки и секции, в которых занимаются: шахматный, радио и фото, разные спортивные, танцевальный, художественной вышивки и вязания, ремонта книг и еще много других, большая часть которых работает при Доме пионеров.

В этих классах, как и начальных, тоже шла подготовка домашних уроков, царила та же рабочая обстановка. Между тем здесь не было воспитателей (заняты на педагогическом совещании). Их место в классах заняли десятиклассники. У ребят четвертого класса за учительским столом сидел Миша Шишкин, готовя одновременно свои уроки. В пятом классе вел занятие Ваня Яковлев. Его учебники тоже лежали на учительском столе, а сам он, сидя за последней партой, тихо объяснял что-то соседу-пятикласснику. Ваня из многодетной семьи, в школе-интернате с первого класса, а ранее закончили ее три его брата и сестра. Миша Шишкин здесь только второй год, из-за того, что в его селе нет десятилетки. Слушая ребячьи добрые отзывы об интернате, Миша по-взрослому серьезно подтвердил: "Здесь и вправду хорошо" и опять углубился в учебник.

У пионервожатой Нины Свинцовой свои заботы. Пока они кажутся ей более сложными, чем казались год-два назад, когда Нина была в числе воспитанников школы-интерната. Сейчас здесь воспитывается ее сестра десятиклассница Лена. А Нина, учась заочно в пединституте, работает в интернате пионервожатой, сменив на этой должности Веру Петровну Саблину. Та тоже в свое время была воспитанницей школы интерната. Окончила заочно пединститут, переведена теперь на должность заместителя директора школы-интерната по воспитательной работе.

В педагогический институт учиться идут многие выпускники интерната. По его окончании работают, например, учителями Наталья Васюнина и Валентина Степанова, одна в Калаисе, другая в Марьинке. Продолжает учиться в пединституте Ольга Татаринцева, Игорь Жирнов, Елена Крапивина, Наталья Тишкина.

Хорошие пути-дороги у других бывших учеников школы. Руслан Тишкин и Александр Антонов стали офицерами. Сейчас учится в военном училище Анатолий Сергеев. Лариса Ходыходжаева стала медсестрой. Александр Ляликов, проведший в школе-интернате десять лет, окончил институт химического машиностроения, работает инженером на заводе "Текстильмаш". Очень много среди интернатских выпускников хороших рабочих людей, колхозников.
20 февраля 1987 г.

Наверх