Герб города Кирсанова

Чтобы шли эшелоны

Николаю Павловичу Овчинникову сейчас 76 лет. Инвалид по зрению второй группы. Живет во Второй Иноковке, откуда в октябре 1941 года восемнадцатилетним уходил на войну. Первую половину ее находился в железнодорожных войсках. После госпиталя готовил пулеметчиков в прифронтовом учебном полку. Фронты I и II Белорусский. Закончил войну в германском городе Лансберге, в тридцати километрах далее Берлина. Награжден медалями "За боевые заслуги", "За победу над Германией".

Февраль 1942 года. Пятая железнодорожная бригада 79 железнодорожного батальона уж несколько недель находится в зоне боевых действий под Курском. Восстанавливает разрушенные железнодорожные линии, мосты, станции.

Рядовой Овчинников здесь недавно. Но успел пережить не одну бомбежку и не один обстрел. Железнодорожные линии - кровеносные артерии фронта. И немцы делают все, чтобы вывести их из строя. Не дать вести восстановительные работы.

От станции Мормжи до Курска сорок километров. Уж второй раз восстанавливает ее бригада, в которой Овчинников. Как и при восстановлении станций "Кщень" и "Сарны", бомбежке подвергаются по несколько раз в сутки. До спасительного леска или иного укрытия успевают добежать не все. Оставшиеся в живых, едва затихают разрывы, опять спешат к станции. Оттаскивают искореженные рельсы, крестовины. Разбирают остатки чудом уцелевшей соседней колеи. Из двух монтируют одну, подгоняемые командами и просьбами: "Скорее! Бронепоезд на подходе", "Поторопись! Эшелон с ранеными". А немецкие самолеты, кажется, делают новый заход...

Железнодорожный мост через реку Тим был разбит до основания. День и ночь не уходили от него ремонтники. Волоком на себе, танками, тракторами тащили из леса бревна, тесали их, забивали сквозь ледяное крошево новые сваи. И опять спешили. Спешили...

Сейчас Овчинников затрудняется сказать, сколько на железнодорожном пути от Старого Оскола до Курска железнодорожных станций, полустанков, мостов. А в 1942-ом, в обстановке постоянного смертельного риска и непосильного труда, он, в числе других бойцов железнодорожных войск, делал все от него зависящее, чтобы по тому пути как можно с меньшими задержками шли воинские эшелоны.

© Е.С. Уривская. Голову в почтении склоняя... Кирсанов, 2001 г.