Герб города Кирсанова

Раскольники и сектанты

Деятельность сектантов и раскольников в уезде началась еще в XVIII веке. Характерная черта в расселении как тех, так и других - компактность. Составлялась своеобразная община из отдельных семей. К 1836 году можно выделить несколько пунктов проживания инославных. Старообрядцы: г. Кирсанов - 54 человека, удельные крестьяне и мещане; в с. Космодам. Ира - 11 чел., помещичьи крестьяне; с. Пересыпкино - 193, государственные крестьяне; с. Инжавинье - 11 чел. и в д. Лахмытовке к середине века 200 чел. Всего 477 человек. По направлениям все, за исключением Инжавинья, где жили поморцы, поповцы, в д. Лахмытовке австрийского толка. Семьи старообрядцев средних размеров. В официальных документах обязательно выделялся глава всей семьи. Это или отец и его дети, а затем внуки и снохи. Если не было отца, то мать и далее в таком же порядке. Средняя семья 5-6 человек. Иной раз в семью входили и племянники и братья с женами и детьми. Только в одном случае мы видим не семейное построение общины в с. Инжавинье, где квартировал кирсановский купец и с ним 7 человек. Точно по такому принципу строятся семьи и молокан. У них есть традиционные места поселений, а есть семьи живущие отдельно в деревнях, отдаленных от села. Молокане жили в г. Кирсанове, Косм. Ире, Пересыпкино, Соколово, Мордвиновке, Инжавинье, Вяжли. По составу госуд. и помещичьи крестьяне, однодворцы. В д. Калиновке Трескинского прихода жило 47 человек во главе с мещанином Григорьевым, причем 4 крестьян из Тульской губернии, один в бегах. В д. Казинки Мордвиновского прихода семья борисоглебского купца Епифана Иванова. Всего молокан было 412. О других направлениях сектанства сведений на начало века мы не располагаем[1].

В этот период самый распространенный способ борьбы в это время - административный. О том что прихожане отпали от православия священники чаще всего узнавали при обходе домов с молебнами. Так было в 1806 году в с. Пересыпкино, где выяснилось, что несколько крестьян не приняли крестного хода, потому что "они впали именно в духоборческую ересь". Тут же и последовало распоряжение начальства: "Передать оное дело на разбирательство господина гражданского губернатора"[2]. Были случаи, когда духовенство не доносило своевременно начальству об открывшемся отклонении в секту, как в с. Соколово в том же 1806 году.

Со 2-й половины XIX века Консистория проводила регулярно секретные заседания, связанные с вопросами сектантства. Вот типичное распоряжение этого органа последовавшее в 1866 г. на заявления с. Ржакса о подозрении им крестьянина Е. Федоринова в расколе: "Иметь наблюдение за образом мысли и деятельности"[3]. Конечно же были представители духовенства, и немало, которые занимались работой с инославными в своем приходе. Но до конца XIX века в Кирсановском уезде мы не видим какой-либо строго продуманной политики в этом вопросе. Работу эту вели священники сами, каждый в своем приходе. В 1870 году ситуация в уезде выглядела следующим образом.

город,

молокане

раскольники

село

воскресники

субботники

поповцы

австрийцы

Кирсанов

5

Трескино

105

Умет

29

16

Пересыпкино

10

136

Вяжли

67

Сух. Калаис

 

 

170

Нащекино

93

3

Кудрино

44

Глуховка

372

Ржакса

52

Всего

405

0

697

0

Мы видим, что количество, как тех, так и других возросло. Заметно увеличилась община старообрядцев. Появились новые центры, как у сектантов (Умет, Кудрино, Ржакса), так и у старообрядцев (Глуховка, Сух. Калаис). И хотя в этой таблице нет сведений о субботниках, известно, что они появились именно в Кирсановском уезде в 1870 г., а затем переместились в слободу Белые Поляны и с. Рассказово[4].

События, происходившие в начале XX века и решения принимаемые правительством, в частности закон о веротерпимости, несколько изменил положение. Расширилась территория распространения сект, но в то же время они сильно раздробились. Появились новые секты - баптисты, адвентисты и хлысты (в уезде) последних было довольно много. В с. Перевоз было даже место почитаемое всеми хлыстами губернии (могила "богородицы" Анисии Ивановой). К 1914 году уменьшилось количество раскольников - 386 человек; увеличилось число молокан - 767 человек; баптистов - 81 человек; хлыстов - 260 человек; адвентистов - 16 человек. А всего - 1510 человек[5].

Закон о веротерпимости способствовал увеличению количества неправославных. В то же время Церковь оказавшись в трудных условиях прилагала все усилия, чтобы изменить обстановку. Была учреждена должность епархиального миссионера, создана миссионерско-псаломщицкая школа, открывались братства, выпускалась миссионерская литература, проводились миссионерские съезды. О миссионерской деятельности в 1897 году мы можем узнать из отчета к III-му съезду миссионеров в г. Казани.

В 1-м Кирсановском округе способных к миссионерству не было, да и надобности миссии среди раскольников не было, т.к. численность их из года в год уменьшалась. Во втором округе миссионер диакон с. Гусевки, однако в приходе нет ни раскольников, ни сектантов. В самом Кирсанове было признано нецелесообразным открывать миссионерский отдел или братство, т.к. мало сектантов[6].

Иные из священников проявляли инициативу, как это было в 1913 году в с. Ржакса, где о. Григ. Феофилов открыл миссионерские уроки в местной церковной школе. Уроки эти незамедлительно принесли свои результаты: "Местные сектанты прекратили свое задиристое краснобайство. Раньше во время покупки какого-либо товара в магазине при станции, непременно что-то возражали против церкви, теперь наоборот: в магазине или хозяин ревнитель или приказчик; сектант забирает товар и уходит безмолвно"[7].

Еще один способ воздействия - миссионерские крестные ходы. Один из таких крестных ходов проходил с 21 по 26 мая 1916 года через Ржаксу[8].

Разнообразны были методы миссионерской работы. Цель их одна - оградить людей от воздействия сектантов, научить их сопротивляться им.

© Левин О.Ю.

Примечания

[1] ГАТО, ф. 181, оп. 1, д. 425, л. 5.

[2] ГАТО, ф. 181, оп. 1, д. 421, л. 5.

[3] ГАТО, ф. 181, оп. 1, д. 1493, л. 49.

[4] ГАТО, ф. 181, оп. 1, д. 1570, л. 8.

[5] ТЕВ, 1914, № 42, с. 1075-1077.

[6] ГАТО, ф. 181, оп. 1, д. 2020, л. 944-977.

[7] ТЕВ, 1913, № 44, с. 51.

[8] ТЕВ, 1916, № 32, с. 960.