Герб города Кирсанова

Митрополит Вениамин (Федченков)

Будущий митрополит, в миру Иван Афанасьевич Федченков, родился 2 (15) сентября 1880 года в Кирсановском уезде Тамбовской губернии в семье дворового человека господ Боратынских и дочери диакона Вознесенской церкви из села Софьинка. Детские годы он провел в селе Вяжли [15]. "Вероятно, по имени речки Вяжля, которая крутилась узлами, пока не впадала в Ворону, Ворона - в Хопер, Хопер - в Дон", - вспоминал впоследствии митрополит. Постоянное общение с крестьянами, наблюдение за их жизнью приковали любовью сердце будущего митрополита к простому народу. Одинаково легко он находил слова обращения, утешения и любви к представителям высших слоев общества, которые в сложную переходную эпоху терпели разнообразные бедствия.

То, что в неспокойное время усадьба Боратынских осталась невредимой, митрополит Вениамин объяснял нравственными качествами ее обитательниц. 6 апреля 1906 года он писал из Санкт­Петербургской духовной академии к Елизавете Антоновне Дельвиг и Анастасии Сергеевне Боратынской, поздравляя с Пасхой: "Тяжелое, горемычное положение бесправного крестьянства, - в котором отчасти, мож[ет] быть, виновато и само оно, - все же не может не волновать людей, имеющих власть и имения. С другой стороны, аграрные движения последней осени и неопределенность будущего и на неробкого наведут грустные мысли. Поэтому­то в данное время особенно трудно и тяжело чувствовать себя владетельному классу. Теперь он поймет вполне, что и не в богатстве счастье, а в чем­то ином; больше того, - теперь я ни за что не хотел бы быть богатым. Сколько ответственности, сколько трудностей, сколько опасностей! И вспомнишь, как спокойно живется тебе, маленькому человеку. Никто тебе не завидует, никто не угрожает. Про тебя даже не знают. Хорошо маленькому человеку! Но рай не только, что в шалаше, - как поется в песне, - а он может быть и в хоромах. Духовный мир, радость, спокойствие, даже среди опасностей, даются от Бога за честную совесть. Если внутри хорошо, то нечего бояться даже, - по слову Спасителя, - убивающих тело, а больше того не могущих причинить никакого вреда.

И видится мне, что вы себя чувствуете не безнадежно, а с упованием на Бога. Совесть ваша успокаивает вас. Неложно слово Спасителя: "Ищите прежде Царствия Божия, а все остальное приложится вам" [...]. И за ваши молитвы и доброе сердце Господь сохранит вас от зла, хотя бы кругом поднялся ад. Ведь не удивительно ли, что ваши владения остались нетронутыми почти среди общего разгрома? Господь оградил вас.

И впредь оградит, если найдет нужным для вас [...]" [16].

Иван воспитывался благочестивыми родителями в глубокой вере. В шесть лет он вместе со своим старшим братом Михаилом пошел в школу, расположенную в двух верстах от дома, в селе Сергиевка. Ее для детей округи выстроила на собственные средства Софья Сергеевна Чичерина (в девичестве - Боратынская). Обучение в ней длилось 4 года, и главными "предметами" были славянская и гражданская азбука, основы чтения и письма.

После того, как родители Ивана перебрались в село Софьинка, его обучение продолжилось у местного дьячка. По настоянию матери Натальи он поступает в Кирсановское уездное училище, в котором проучился один год. Затем были духовное училище и духовная семинария в Тамбове. Последнюю он закончил в 1903 году одним из лучших учеников и был направлен в Санкт­Петербургскую духовную академию. Здесь на него оказал большое влияние ректор академии Феофан (Быстров).

На последнем курсе академии Иван Федченков принимает иноческий постриг с именем Вениамин, а по окончании ее уже в сане иеромонаха оставляется профессорским стипендиатом на кафедре библейской истории. С этого времени и начался монашеский подвиг иеромонаха Вениамина в сочетании с педагогической и пастырской деятельностью. Он преподавал в Петербургской духовной академии, в 1910-1911 годах исполнял послушание личного секретаря архиепископа финляндского Сергия (Страгородского). 26 декабря 1911 года был назначен на должность ректора Таврической семинарии в Симферополе, а с 1913 по 1917 год трудится на посту ректора семинарии в Твери. Все это время отец Вениамин часто посещал людей высокой духовной жизни и слушал их назидания. Позже о своих впечатлениях от этих встреч он напишет в книге "Божьи люди", в записках "Промысел Божий в моей жизни".

В 1914 году в Тамбове на открытии мощей святителя Питирима и торжеств по случаю его прославления архимандрит Вениамин "открывает" всенощное Богослужение.

В 1917-1918 годах архимандрит Вениамин принимает участие в работе Поместного Собора Российской Церкви, на котором был избран Российский Патриарх. В этот же период он - участник другого Собора, Украинского, где отстаивает единство Церкви перед лицом раскольников - "самостийников".

В феврале 1919 года состоялась хиротония архимандрита Вениамина во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии, а год спустя он примкнул к белому движению, возглавив военное духовенство русской армии барона П. Врангеля. Политическую позицию "епископа армии и флота" определили взгляды патриота­государственника, которому, конечно, нестерпимо больно было видеть, как могучая держава буквально на глазах распадается на республики губернского масштаба и уездные "коммунии".

Чуть более полугода продержался Врангель в Крыму. В ноябре 1920 года началась эвакуация войск и части населения. Это был один из этапов русского исхода, в котором Россия потеряла от одного до трех миллионов (цифры называются разные) далеко не худших своих сынов, создавших русское зарубежье. В эти дни вместе со своей паствой покинул русскую землю и владыка Вениамин. Оказавшиеся на чужбине русские люди нуждались в поддержке и утешении. Многие лишились не только своих средств, но и близких людей. Владыка некоторое время оставался "епископом армии и флота", был членом русского совета при Врангеле. Вскоре он стал и одним из инициаторов создания церковного управления заграничными приходами. В 1921 году это управление из Константинополя переместилось в Сербию, тепло принявшую русских беженцев. Владыка Вениамин поселился в монастыре Петковице близ сербского города Шабацца. Но уже в 1923-1924 годы он вновь викарный архиерей, окормляющий теперь паству Карпатской Руси, входившей в состав Чехословакии. Он часто посещал самые отдаленные уголки своей епархии, где православного архиерея местные жители видели впервые. Высланный за активное проповедничество православия из католической, по преимуществу, страны по решению чехословацких властей он вернулся в Сербию, где духовно окормлял воспитанников кадетских корпусов, возглавил пастырско­богословские курсы и был настоятелем русской церкви.

Неоценима в это время и та духовная помощь владыки многим огрубевшим душам, которые, пройдя ужасы гражданской войны и оказавшись в полном одиночестве в чужой стране, были готовы порой от безысходности покончить жизнь самоубийством.

Не желая порывать связь со своей Родиной и страждущим народом в Советской России, епископ Вениамин принимает не простое для того времени решение о подчинении митрополиту Сергию (Страгородскому). С 1925 по 1931 год с небольшим перерывом он был профессором и инспектором в православном богословском институте во имя преподобного Сергия Радонежского в Париже, совершал богослужение в Сергиевском подворье, при котором находился институт.

В 1930 году произошел разрыв управляющего православными приходами в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского) с Московской патриархией. Епископ Вениамин оставляет богословский институт и вместе с двумя своими бывшими студентами - иеромонахом Феодором (Текучевым) и Стефаном (Светозаровым) - основывает первый приход Московской патриархии в Париже - Трехсвятительское подворье. Богослужения здесь совершались ежедневно ранним утром, и сам епископ Вениамин нес чреду, как рядовой священник. Он отличался большой простотой и скромностью, отзывчивостью и добротой. В то время, когда Трехсвятительское подворье испытывало большие материальные затруднения, владыка выкупил в Париже у антиквара прекрасный список Иверской иконы Божией Матери, которая стала почитаемой святыней храма. Кроме того, епископ Вениамин в помещении над храмом устроил типографию, где печатались произведения различных авторов. Из­под его пера вышли Акафист Трем святителям, книги "Всемирный светильник - преподобный Серафим Саровский" и "Небо на земле" (о Божественной литургии).

В 1933 году владыка уже в сане архиепископа отправился с циклом лекций в США. Во время своего пребывания там он был назначен временным американским экзархом, архи­епископом Алеутским и Северо­Американским. За 14 лет служения в Америке, к концу которого он удостоился принятия сана митрополита, владыка сумел из "ничего" создать 50 приходов, которыми он управлял с помощью трех вика­риев. Высокопреосвященный Вениамин очень любил народ, и народ отвечал ему любовью.

Особая деятельность выпала на долю митрополита Вениамина во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Владыка был убежденным патриотом. В первый же день нашествия он твердо заявил: "Все кончится добром!" Во всех храмах его епархии за каждой литургией возносилась молитва о даровании Родине победы над врагом. Сам митрополит, выступая перед американской общественностью с лекцией о России, говорил, что "от судьбы России зависит судьба мира", участвовал в сборе средств. И вот уже первые грузы для Красной Армии (оборудование для госпиталей, медикаменты) отправляются в Россию. Митрополит Алеутский и Северо­Американский Вениамин - почетный председатель русско­американского комитета помощи России, имел право беспрепятственного доступа к президенту США Франклину Рузвельту.

В самом конце войны, после двадцатипятилетней разлуки, митрополит Вениамин побывал на Родине. Он принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, и в 1947 году владыка вернулся на Родину. Во время своей поездки по России он убедился в самом главном: "Вера живет и растет". А значит, он нужен дома… Сначала он был назначен на Рижскую кафедру, потом управлял Ростовской епархией. В 1955 году получил Саратовскую кафедру. Ему было тогда 75 лет. Силы уходили, владыка часто болел. В 1958 году он ушел на покой и стал жить в Псково­Печерском монастыре.

В последние годы жизни, как рассказывали очевидцы, митрополит главным образом пребывал в молитве, изредка совершал богослужения, когда позволяло здоровье, а все остальное время редактировал и систематизировал свои многочисленные сочинения. Незадолго до смерти владыка лишился дара речи. "Как ни придешь его навестить, он все на кровати плачет, слезы так и бегут… Больше всего помнится: старец белый, как лунь, и слезно кается, как последний грешник. А ведь жизнь­то святую прожил", - вспоминал впоследствии наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов).

Окончил свой земной путь митрополит Вениамин 4 октября 1961 года. После себя он оставил не только добрую память, но и богатое творческое наследие.

Примечания

15. Село Вяжля тянулось на много верст и состояло из ряда деревень. Первоначально Федченковы жили при усадьбе Ильиновка, которая расположилась у Ольховки (Ильинки). Изначально тут был центр села с Покровской церковью, которая сгорела в 1812 году. В.Н. Чичериным в 1877 году. здесь был построен каменный Воскресенский храм.
16. Климкова М. "Край отеческий…". История усадьбы Боратынских. С. 474.

© Левин О.Ю., Просветов Р.Ю.
Кирсанов православный.

Наверх