Герб города Кирсанова

Обновление икон

Иное обновление происходило в духовной жизни верующих уезда. В период изъятия церковных ценностей власти столкнулись с одним совершенно непонятным для них явлением - это массовое обновление икон. 13 февраля 1922 года член Кирсановского укома (уездного комитета партии) Степанов доносил: "В Чембарском уезде за последнее время стали появляться чудотворные иконы, были случаи, говорят здесь: явилась Божия Матерь и плачет, один коммунист подошел и разрезал ей глаза ножом, потекла кровь, а коммунист остался стоять с поднятой рукой, так и стоит по настоящее время. 12 февраля сего [года] я был и лично смотрел обновленную икону Иисуса - говорят, что икона была облезлой, за каких­то 3-4 часа покрылась слоем золота. Гражданин, у которого обновилась икона, с. 2­я Гавриловка, приблизительно 26-27 лет, Николай Демин, при моей попытке говорить, уверял, что икона обновилась сама, население этому верит, ходит толпами смотреть. В Софьино явилась тоже икона, вернее, обновилась… В иконы, покрывшиеся золотом, верят главным образом женщины, мужское население относится к этому пассивно, но бывают активны, когда попытаешься доказать, что это ерунда" [46].

16 февраля 1922 года Степанов с некоторой растерянностью докладывает из села Рудовка в Кирсановский уком: "В с. Софьино у крестьянина этого же села на глазах у граждан обновилось 3 иконы, среди них Серафима Саровского. Около этого дома и в доме был отслужен молебен, после собирали деньги в пользу чудотворной иконы (видимо, на оклад для иконы. - примеч. авт.). При разговоре со священником о чудесах священник уклонился от прямого ответа. Впервые чудеса начались с Чембарского уезда, теперь эта волна, идя равномерно, захватила и наш уезд, не делая прыжков - почему не обновляются иконы в южной части уезда? Здесь теперь уже говорят, что в Чембарском уезде начали иконы темнеть, религиозные старухи говорят: иконы темнеют, потому что их не сумели встретить. В общем, следует отметить: религиозная волна охватывает все глубже и глубже крестьянские массы. Для пресечения этих одурачиваний предлагаю выслать комиссию­экспертизу" [47].

Число обновившихся икон увеличивалось. Местные власти не могли понять, в чем дело и как с этим бороться. В двухнедельной госинсводке уполгуботдела по Кирсановскому уезду с 5 по 22 марта 1922 года говорилось: "В Инжавинской волости распространяются слухи, что в лесу, 4 версты от Инжавино, в пустыне, где живут монашки, обновилось 2 иконы. В с. Усово Куровщинской волости обновились 2 иконы. За февраль и половину марта по Кирсановскому уезду обновилось 13 икон. Начались подготовительные работы протестов против передачи церковных ценностей, отцы духовные имеют всегда возможность, а в данном случае в особенности, использовать церковь для свержения советской власти… В силу участившихся случаев обновления послать предписание усовмилиции об изъятии всех обновленных икон" [48].

Предпринимаемые меры не приносили успеха безбожникам. Обновившиеся иконы изымали, но вслед за этим обновлялись другие иконы, и притом еще в большем количестве.

В госинсводке с 20 марта по 5 апреля 1922 года сообщалось, что "Кирсановский уезд подвергся эпидемии распространения обновленных икон. За этот период обновилось 37 икон. Они изъяты, ведется расследование. К обновленным иконам приглашаются священники для совершения молебнов, где граждане обращаются за разъяснением, в большие рассуждения не входят, а говорят, что благодать Божия. Такие случаи в Кобяках, Соколово, городе Кирсанов. Священник городского собора Богоявленской церкви (здесь, видимо, неточность в названии, т.к. речь идет о монастырском соборе. - примеч. авт.) Архангельский и диакон Рождественский обновления отрицают, признают шарлатанством" [49]. Такое отношение к обновлению икон данных лиц вполне понятно, если вспомнить, что они являлись приверженцами так называемой "Живой церкви" - обновленцами, и любое проявление силы Божией в Церкви, от которой они отделились, переносилось ими крайне болезненно, так как обличало их грех.

* * *

"Религиозная волна" не спадала, а еще более усиливалась. В отчете губкома РКП(б) к 16­й губпартконференции, которая проходила в конце 1924 года, в частности, говорилось: "Плохие экономические условия явились причиной повышения религиозности" [50]. Тогда же в своем ежеквартальном отчете губпрод­отдел фиксировал "массовый психоз среди темных крестьянских масс на почве засухи, частичного неурожая и т.д." [51]. Еще одна причина религиозного пробуждения, по мнению безбожной власти, - деятельность духовенства. В официальных документах писали, что возник "массовый религиозный психоз, подогреваемый скрытой агитацией попов, всяких монашек и прочих лиц" [52]. Практикуемые меры по борьбе с "религиозной волной" были следующими: закрытие церквей, изъятие обновленных икон, ликвидация святых источников и колодцев, запрещение крестных ходов и прочее.

5 сентября 1924 года из Москвы в Тамбов поступила секретная директива, подписанная секретарем ЦК РКП(б) В. Молотовым, которая меняла тактику борьбы с религией. Теперь главный акцент следовало делать исключительно на антирелигиозной пропаганде "в форме популярного разъяснения естественнонаучных положений, подрывающих веру в Бога и разоблачающих на данных, конкретных фактах шарлатанство и корыстолюбие устроителей чудес, обновлений и т.п.". Причем "никоим образом нельзя применять такие формы массовой антирелигиозной агитации (диспуты, инсценировки и т.п.), которые резко оскорбляют и задевают чувства верующей части населения, особенно крестьян, и позволяют враждебным нам элементам эту обиду религиозного сознания направить против нас, оформляя ее в политическое недовольство и создавая атмосферу религиозного психоза и эксцессов". И далее подчеркивалась необходимость "через соответствующие органы тщательно следить за поведением духовенства и враждебных нам элементов при соблюдении должной осторожности, применяя меры для пресечения и предупреждения преступных попыток спекуляции на религиозных настроениях".

"Разоблачение" обновившихся икон оказалось весьма сложной задачей для антирелигиозных агитаторов. За 1924 год, по официальным данным, по Тамбовской губернии в целом обновилось до 1000 икон [53]. Без применения административных мер власти уже обойтись никак не могли. К этому времени был разработан целый механизм по "пресечению" огласки об обновлениях. Так, 16 июня 1924 года в селе Куровщина Кирсановского уезда обновилась икона, и уже 19 июня уполномоченный ОГПУ Плотников "совершенно секретно" предлагал начальнику Соколовской волостной милиции: "Срочно и лично проведите самым осторожным способом расследование, каковым выявить: название обновленных икон, день и час обновления, кто первый обнаружил, при каких обстоятельствах, какие были предприняты меры обнаружившим обновление икон, кому им об этом было сообщено, каким образом об этом узнало население, как смотрит на обновление крестьянство, кто является инициатором совершения богослужения по случаю обновления, обратите внимание на духовенство, церковный совет, а главное, церковного старосту. Назначить экспертизу по исследованию иконы. При первом подозрении виновных привлекать к ответственности. Причем учитывать настроение крестьянства…" [54]. Не изменилась данная тактика и в 1925­м, и в 1929 году, вплоть до начала коллективизации, когда наиболее активные члены Церкви не пожелали вступать в колхозы и подверглись репрессиям.

Примечания

46. ГАСПИТО. Ф. 837. Оп. 1. Д. 698. Л. 57.
47. Там же. Л. 60.
48. ГАСПИТО. Ф. 837. Оп. 1. Д. 740. Л. 28.
49. Там же. Л. 31.
50. ГАСПИТО. Ф. 840. Оп. 1. Д. 2303. Л. 62.
51. Там же. Ф. 849. Оп. 1. Д. 2310. Л. 161.
52. Там же.
53. Там же. Ф. 840. оп. 1. Д. 2954. Л. 105.
54. ГАТО. Ф. Р­524. Оп. 2. Л. 1374. Л. 4.

© Левин О.Ю., Просветов Р.Ю.
Кирсанов православный.

Наверх