Кирсановский Александро-Невский мужской монастырь
Другой уездный монастырь - мужской Александро-Невский - был основан в 1890 году неподалеку от Оржевки в живописном месте, получившем название Кушниковой дубравы. Первые попытки устройства здесь монашеской общины относятся еще к XVIII веку. Подтверждением этого служат пещеры, ископанные в основании оврагов, изрезавших дубраву вдоль и поперек. Эти пещеры соорудили подвизавшиеся здесь в те далекие времена монахиотшельники. С их пребыванием связывают появление в дубраве святого источника. При копании этого источника монахи обрели икону великомученицы Варвары. Поэтому источник у окрестных жителей издавна именовался Варваринским.
Во время пугачевского бунта отшельников прогнали поселившиеся в дубраве разбойники. Часовня над источником по недосмотру подгнила и рухнула, а икона погрузилась в родник (возможно, была кемлибо скрыта в нем). Боясь разбойников, в дубраву никто не ходил, хотя место продолжало почитаться святым.
С особым усердием местные жители стали чтить источник и святую икону при нем после исцеления от тяжкого недуга крестьянина села Оржевка Прокопия Никитина. Он расчистил родник и нашел в нем образ святой великомученицы Варвары. Помолившись перед иконой, умылся водой из родника и стал совершенно здоровым. Свидетелями этого чуда были оржевские крестьяне. С того времени народ стал посещать Варваринский источник. Это событие произошло в начале XIX столетия.
В 1827 году источник подвергся вторичному разгрому от разбойников. Его разрушили, засыпав землей, а святую икону один из кощунников бросил в огонь. Вода из источника не иссякла, пробившись у подошвы горы там же, в дубраве. Не ослабела и пламенная вера народа в чудодейственную силу источника и помощь великомученицы Варвары. Копию с чудотворной иконы чтили, как самую явленную икону. К источнику совершались крестные ходы, здесь служились молебны. Недалеко от источника святой Варвары забил источник святителя Николая.
Нет ничего удивительного в том, что именно это место привлекло внимание основателя нового монастыря, которым стал священник села КостиноОделец Борисоглебского уезда протоиерей Василий Голубев. Путь этого пастыря необычен. Занимаясь сельскохозяйственным трудом, он значительно разбогател. Стал покупать землю, расширять свое хозяйство и, наконец, занялся благотворительностью. Так, на проценты с его капитала воспитывались дети в Тамбовском епархиальном женском училище. Но, пожалуй, самым главным его делом стало основание двух монастырей: женского в деревне Таволжанке Воронежской губернии Новохоперского уезда и мужского в Кирсановском уезде. Название для монастыря о. Василий выбрал сам - в честь св. блгв. кн. Александра Невского, небесного покровителя императора Александра III, и в память о чудесном избавлении царской семьи от смерти во время крушения поезда 17 октября 1888 года.
Официальной датой открытия монастыря является 3 октября 1890 года. В монастыре был заложен пятиглавый Александро-Невский собор (1891), освящение которого состоялось 7 октября 1907 года. А на первых порах здесь была устроена домовая церковь в третьем этаже братского корпуса. Престол в этой церкви освятили во имя св. вмч. Варвары с приделом св. мч. Василия.

Монах Филарет с сестрой.
Фото начала XX в.
Первым строителем обители стал иеромонах Сухумского Драндского монастыря Илларион. При нем и при двух других настоятелях - Илларионе II и Пахомии - монастырь довольно быстро отстроился.
Настоятель Кирсановского АлександроНевского монастыря игумен Пахомий родился в 1843 году в купеческой семье. Обучался в Белгородском уездном училище. 10 марта 1875 года поступил в число братии Тамбовского Архиерейского Дома, а 21 ноября 1875 года посвящен в стихарь. 22 октября 1876 года пострижен в монашество, 3 июня 1879 года рукоположен в иеродиаконы, 6 апреля 1886 года - в иеромонахи, 12 августа 1891 года награжден набедренником, 8 июля 1892 года перемещен в число братии Тамбовского ПредтечеТрегуляева монастыря и назначен его казначеем, с 3 ноября 1892 года по 27 января 1893 года и с 18 мая по 20 августа 1896 года исправлял должность настоятеля монастыря, а 17 декабря 1898 года назначен исправлять должность настоятеля Кирсановского АлександроНевского монастыря, 6 мая 1899 года награжден от Св. Синода наперсным крестом, указом Св. Синода от 28 февраля 1900 года утвержден в должности настоятеля монастыря, 4 сентября 1901 года назначен членом Комиссии по устройству носовского монастыря, 6 мая 1903 года Св. Синодом награжден саном игумена, а 27 июля 1903 года возведен в оный.
В 1914 году монастырский комплекс включал пятиглавую каменную церковь, деревянную часовню, домовую церковь, 4 жилых двухэтажных корпуса. За оградой монастыря находились двухэтажная гостиница, ледник, погреб, амбар и мастерские. Еще дальше за оврагом располагались скотный и конный дворы [75].

Послушник Александро-Невского монастыря
Тимофей Скопинцев
Несмотря на внешнюю обустроенность, монашеская жизнь в обители в первоначальный период ее истории не заладилась. Уже в 1894 году в духовную консисторию последовала жалоба на настоятеля иеромонаха Иллариона от нескольких монахов и послушников. Обвиняли они его в нарушении монашеских обетов и в отсутствии заботы о хозяйстве. Недовольны были настоятелем и местные крестьяне, у которых к нему имелись претензии как к лицу, облеченному духовным саном. Назначенный разобрать это дело благочинный монастырей игумен Митрофан не нашел фактов, подтверждавших обвинения настоятеля в аморальном поведении, но указал, что, действительно, "в заведуемом им монастыре в настоящее время полное безначалие" [76]. Сам иеромонах Илларион вины своей не признавал, считая, что монахи клевещут на него. Следствие так и не нашло достаточных свидетельств, чтобы доказать вину о. Иллариона. Но, чтобы более не подавать повод к соблазну, от должности его отстранили и перевели в другое место.
В 1891 году в монастыре подвизалось 20 человек, за два десятилетия их число возросло до 59 [77]. Насельники несли обычные для монастырей послушания по хозяйству (портной, хлебник, конюх, пастух, пчельник) и, конечно, храмовые (клиросное, пономарское).

Варварински источник Александро-Невского монастыря.
Фото 2000-х гг.
Александро-Невский монастырь был излюбленным местом паломничества для населения уезда. Источник великомученицы Варвары, красивое место расположения монастыря, возможность получить совет и утешение от простых сердцем и умом монахов, побывать на монастырском богослужении - все это привлекало верующих. "Летом приходит большое количество богомольцев с семьями, здесь говеют", - писал епархиальному начальству настоятель игумен Пахомий [78]. Сюда приходили не только кирсановцы. Об этом свидетельствуют 8 случаев исцелений, записанных в 1901 году. По записям видно, что на источник шли люди и из Пензенской, и из Саратовской губерний. Некоторые приходили по обещанию (обету), данному в сложных жизненных обстоятельствах [79]. Двухэтажная гостиница служила приютом для всех паломников.
Другая достопримечательность обители, которую посещали паломники, это вырытые еще в ХVIII веке пещеры. В 1900-1901 годах настоятель игумен Пахомий приглашал для освидетельствования безопасности пещер архитектора Свирчевского. Тот, осмотрев пещеры, докладывал в консисторию, что они имеют "вид узких (около 1 аршина [80]) коридоров с вертикальными боковыми стенками и сводчатыми потолками и прорезаны в горе на значительной глубине от поверхности земли в плотном пласте жирной глины без облицовки и искусственного укрепления стен. Местами коридоры имеют ответвления в виде ниш и небольших келий" [81]. Свирчевский сделал вывод, что пещеры безопасны для посещений, это же заключение подтвердил и горный инженер Александров, он определил высоту пещер в 2 аршина (140 см). Эти пещеры были целы еще долгое время после того, как сам монастырь сравняли с землей.
75. Андриевский А.Е. Историко-статистическое обозрение Тамбовской епархии. 1911. С. 847-848.
76. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1834. Л. 941об.
77. Там же. Д. 2212. Л. 21-23.
78. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1955. Л. 804-815.
79. Там же. Д. 1929. Л. 313-316.
80. 71 см.
81. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1929. Л. 1031, 1277, 1280.
© Левин О.Ю., Просветов Р.Ю.
Кирсанов православный.