Герб города Кирсанова

Кирсановский Александро-Невский мужской монастырь

Другой уездный монастырь - мужской Александро-Невский - был основан в 1890 году неподалеку от Оржевки в живописном месте, получившем название Кушниковой дубравы. Первые попытки устройства здесь монашеской общины относятся еще к XVIII веку. Подтверждением этого служат пещеры, ископанные в основании оврагов, изрезавших дубраву вдоль и поперек. Эти пещеры соорудили подвизавшиеся здесь в те далекие времена монахи­отшельники. С их пребыванием связывают появление в дубраве святого источника. При копании этого источника монахи обрели икону великомученицы Варвары. Поэтому источник у окрестных жителей издавна именовался Варваринским.

Во время пугачевского бунта отшельников прогнали поселившиеся в дубраве разбойники. Часовня над источником по недосмотру подгнила и рухнула, а икона погрузилась в родник (возможно, была кем­либо скрыта в нем). Боясь разбойников, в дубраву никто не ходил, хотя место продолжало почитаться святым.

С особым усердием местные жители стали чтить источник и святую икону при нем после исцеления от тяжкого недуга крестьянина села Оржевка Прокопия Никитина. Он расчистил родник и нашел в нем образ святой великомученицы Варвары. Помолившись перед иконой, умылся водой из родника и стал совершенно здоровым. Свидетелями этого чуда были оржевские крестьяне. С того времени народ стал посещать Варваринский источник. Это событие произошло в начале XIX столетия.

В 1827 году источник подвергся вторичному разгрому от разбойников. Его разрушили, засыпав землей, а святую икону один из кощунников бросил в огонь. Вода из источника не иссякла, пробившись у подошвы горы там же, в дубраве. Не ослабела и пламенная вера народа в чудодейственную силу источника и помощь великомученицы Варвары. Копию с чудотворной иконы чтили, как самую явленную икону. К источнику совершались крестные ходы, здесь служились молебны. Недалеко от источника святой Варвары забил источник святителя Николая.

Нет ничего удивительного в том, что именно это место привлекло внимание основателя нового монастыря, которым стал священник села Костино­Оделец Борисоглебского уезда протоиерей Василий Голубев. Путь этого пастыря необычен. Занимаясь сельскохозяйственным трудом, он значительно разбогател. Стал покупать землю, расширять свое хозяйство и, наконец, занялся благотворительностью. Так, на проценты с его капитала воспитывались дети в Тамбовском епархиальном женском училище. Но, пожалуй, самым главным его делом стало основание двух монастырей: женского в деревне Таволжанке Воронежской губернии Новохоперского уезда и мужского в Кирсановском уезде. Название для монастыря о. Василий выбрал сам - в честь св. блгв. кн. Александра Невского, небесного покровителя императора Александра III, и в память о чудесном избавлении царской семьи от смерти во время крушения поезда 17 октября 1888 года.

Официальной датой открытия монастыря является 3 октября 1890 года. В монастыре был заложен пятиглавый Александро-Невский собор (1891), освящение которого состоялось 7 октября 1907 года. А на первых порах здесь была устроена домовая церковь в третьем этаже братского корпуса. Престол в этой церкви освятили во имя св. вмч. Варвары с приделом св. мч. Василия.

Монах Филарет с сестрой. Фото начала XX в.
Монах Филарет с сестрой.
Фото начала XX в.

Первым строителем обители стал иеромонах Сухумского Драндского монастыря Илларион. При нем и при двух других настоятелях - Илларионе II и Пахомии - монастырь довольно быстро отстроился.

Настоятель Кирсановского Александро­Невского монастыря игумен Пахомий родился в 1843 году в купеческой семье. Обучался в Белгородском уездном училище. 10 марта 1875 года поступил в число братии Тамбовского Архиерейского Дома, а 21 ноября 1875 года посвящен в стихарь. 22 октября 1876 года пострижен в монашество, 3 июня 1879 года рукоположен в иеродиаконы, 6 апреля 1886 года - в иеромонахи, 12 августа 1891 года награжден набедренником, 8 июля 1892 года перемещен в число братии Тамбовского Предтече­Трегуляева монастыря и назначен его казначеем, с 3 ноября 1892 года по 27 января 1893 года и с 18 мая по 20 августа 1896 года исправлял должность настоятеля монастыря, а 17 декабря 1898 года назначен исправлять должность настоятеля Кирсановского Александро­Невского монастыря, 6 мая 1899 года награжден от Св. Синода наперсным крестом, указом Св. Синода от 28 февраля 1900 года утвержден в должности настоятеля монастыря, 4 сентября 1901 года назначен членом Комиссии по устройству носовского монастыря, 6 мая 1903 года Св. Синодом награжден саном игумена, а 27 июля 1903 года возведен в оный.

В 1914 году монастырский комплекс включал пятиглавую каменную церковь, деревянную часовню, домовую церковь, 4 жилых двухэтажных корпуса. За оградой монастыря находились двухэтажная гостиница, ледник, погреб, амбар и мастерские. Еще дальше за оврагом располагались скотный и конный дворы [75].

Послушник Александро-Невского монастыря Тимофей Скопинцев
Послушник Александро-Невского монастыря
Тимофей Скопинцев

Несмотря на внешнюю обустроенность, монашеская жизнь в обители в первоначальный период ее истории не заладилась. Уже в 1894 году в духовную консисторию последовала жалоба на настоятеля иеромонаха Иллариона от нескольких монахов и послушников. Обвиняли они его в нарушении монашеских обетов и в отсутствии заботы о хозяйстве. Недовольны были настоятелем и местные крестьяне, у которых к нему имелись претензии как к лицу, облеченному духовным саном. Назначенный разобрать это дело благочинный монастырей игумен Митрофан не нашел фактов, подтверждавших обвинения настоятеля в аморальном поведении, но указал, что, действительно, "в заведуемом им монастыре в настоящее время полное безначалие" [76]. Сам иеромонах Илларион вины своей не признавал, считая, что монахи клевещут на него. Следствие так и не нашло достаточных свидетельств, чтобы доказать вину о. Иллариона. Но, чтобы более не подавать повод к соблазну, от должности его отстранили и перевели в другое место.

В 1891 году в монастыре подвизалось 20 человек, за два десятилетия их число возросло до 59 [77]. Насельники несли обычные для монастырей послушания по хозяйству (портной, хлебник, конюх, пастух, пчельник) и, конечно, храмовые (клиросное, пономарское).

Варварински источник Александро-Невского монастыря. Фото 2000-х гг.
Варварински источник Александро-Невского монастыря.
Фото 2000-х гг.

Александро-Невский монастырь был излюбленным местом паломничества для населения уезда. Источник великомученицы Варвары, красивое место расположения монастыря, возможность получить совет и утешение от простых сердцем и умом монахов, побывать на монастырском богослужении - все это привлекало верующих. "Летом приходит большое количество богомольцев с семьями, здесь говеют", - писал епархиальному начальству настоятель игумен Пахомий [78]. Сюда приходили не только кирсановцы. Об этом свидетельствуют 8 случаев исцелений, записанных в 1901 году. По записям видно, что на источник шли люди и из Пензенской, и из Саратовской губерний. Некоторые приходили по обещанию (обету), данному в сложных жизненных обстоятельствах [79]. Двухэтажная гостиница служила приютом для всех паломников.

Другая достопримечательность обители, которую посещали паломники, это вырытые еще в ХVIII веке пещеры. В 1900-1901 годах настоятель игумен Пахомий приглашал для освидетельствования безопасности пещер архитектора Свирчевского. Тот, осмотрев пещеры, докладывал в консисторию, что они имеют "вид узких (около 1 аршина [80]) коридоров с вертикальными боковыми стенками и сводчатыми потолками и прорезаны в горе на значительной глубине от поверхности земли в плотном пласте жирной глины без облицовки и искусственного укрепления стен. Местами коридоры имеют ответвления в виде ниш и небольших келий" [81]. Свирчевский сделал вывод, что пещеры безопасны для посещений, это же заключение подтвердил и горный инженер Александров, он определил высоту пещер в 2 аршина (140 см). Эти пещеры были целы еще долгое время после того, как сам монастырь сравняли с землей.

Примечания

75. Андриевский А.Е. Историко-статистическое обозрение Тамбовской епархии. 1911. С. 847-848.
76. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1834. Л. 941об.
77. Там же. Д. 2212. Л. 21-23.
78. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1955. Л. 804-815.
79. Там же. Д. 1929. Л. 313-316.
80. 71 см.
81. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1929. Л. 1031, 1277, 1280.

© Левин О.Ю., Просветов Р.Ю.
Кирсанов православный.

Наверх