Герб города Кирсанова

Оржевский Боголюбовский Тишениновский женский монастырь

История возникновения Оржевской обители связана с семьей дворян Тишениновых. Коллежскому советнику Василию Марковичу Тишенинову и его жене Надежде Васильевне (в девичестве Вышеславцевой) некогда принадлежало имение Тишениновка, расположенное недалеко от села Оржевка Кирсановского уезда (ныне Уметский район). Надежда Васильевна желала в своем имении основать монашескую общину и завещала своим детям осуществить это намерение.

Оржевский Боголюбовский Тишениновский монастырь. Фото начала XX в.
Оржевский Боголюбовский Тишениновский монастырь.
Фото начала XX в.

Исполнить завещание родителей после трагической кончины брата Николая и сестры Веры взялась Мария Васильевна Тишенинова. 6 июля 1859 года Мария Тишенинова подала рапорт в Св. Синод с просьбой разрешить ей открыть в собственном имении женскую общину.

На первых порах у Марии Васильевны не было ни людей, которые могли бы составить монашескую общину, ни руководительниц. Однако была твердая уверенность в том, что таковые люди обязательно найдутся. На заседании Тамбовской духовной консистории говорилось: "Начальницей предполагаемой общины быть она (Тишенинова) не может по состоянию ее болезни ног и рук, равным образом лиц женского пола, желающих проводить в этой общине время в христианских и Богоугодных подвигах, показать не может, но надеется, что при открытии общины очень многие, особенно бесприютные сироты, пожелают с великой охотой в общину" [66].

Принимая во внимание то, что материальное обеспечение общины Тишенинова полностью брала на себя, Синод решил дело положительно. 14 мая 1864 года последовал соответствующий указ Его Императорского Величества: "Утвердить определение Св. Синода об учреждении женской общины в с. Оржевка" [67]. Дату эту можно считать днем официального открытия обители. В высочайшем указе говорилось также о том, что поступившие в общину на первых порах принимались без права пострижения в монахини. Определялся штат в 50 человек (с позволением увеличивать число насельниц на усмотрение начальницы). А также отдавалось распоряжение: "Дознать желающих поступить в общину не из монашествующих или рясофорных какого­либо монастыря, а собственно из лиц, не определенных еще указом" [68]. Значительный вклад в открытие монастыря внес С.В. Сосульников.

С самого начала своего существования Оржевская обитель тесными узами была связана с Кирсановским Тихвинским монастырем. Именно отсюда для устроения внутренней жизни в новую общину была взята первая начальница монахиня Аполлинария (Абалмазова).

Монахиня Аполлинария (в миру Александра Федотовна Абалмазова) родилась в 1810 году в купеческой семье в Москве. Образование и воспитание получила в Московском пансионе благородных девиц. В 1828 году по благословению преподобного Серафима Саровского и задонского затворника Георгия поступила в Кирсановскую женскую обитель, которая была в то время еще общиной. В 1847 году назначена казначеей, а в 1850­м пострижена в мантию с именем Аполлинарии. С июня 1864 года состояла начальницей Боголюбской Тишениновской женской общины. До самой смерти отказывалась по своему смирению принять звание игуменьи. Скончалась 23 февраля 1879 года. Похоронена в монастырском храме, который до наших дней не сохранился.

Вместе с первой начальницей в Тишениновку прибыло несколько монахинь. Они устраивали жизнь в новой общине по образцу и подобию Кирсановской обители. Однако если в Тихвинском монастыре насельницы были, по большей части, из образованных слоев общества, то Оржевско­Тишениновская община привлекала к себе, по большей части, сельских жительниц, простых крестьянок. Количество насельниц в общине увеличивалось: к 1866 году насчитывалось 50 сестер, в 1872 году - 100, а еще через 9 лет - 150. Недавно созданная община пользовалась особым вниманием тамбовских архиереев.

В 1873 году в общине был заложен храм, освящение главного престола которого во имя Боголюбской иконы Божией Матери состоялось 18 июля 1879 года. Тремя годами позже освятили и два оставшихся престола. Строительство шло медленно: большой пятиглавый храм требовал немалых сил и средств.

20 ноября 1881 года общине был дан статус монастыря. Оржевский Тишениновский Боголюбовский женский монастырь - так отныне звучало полное название обители. В связи с этим событием здесь состоялся постриг первых 10­ти монахинь.

В 1886 году в монастыре начали строительство колокольни высотой 74 метра, которая частично сохранилась и до наших дней. В это же время были построены практически все здания, определившие внешний вид монастыря. Среди них: двухэтажный корпус под приют и школа (1884), больница на 15 коек (1899).

Соборный храм Оржевского Боголюбовского монастыря. Фото начала XX века.
Соборный храм Оржевского Боголюбовского монастыря.
Фото начала XX в.

Осматривавший в 1900 году Оржевскую обитель архимандрит Иринарх [69], однако, отметил, что монастырь "при богатых средствах находится в неудовлетворительном положении как во внутренней жизни, так и в делах благотворения, просветительства и внешнего "благоукрашения"70. Проведенное духовным начальством следствие показало, что монашескую общину поразил внутренний кризис. Одной из его причин была игуменья Аполлинария II (Климова) - человек тяжелого и властного характера.

Игуменья Аполлинария II (в миру Хиония Симеоновна Климова) - дочь дьякона станицы Павловской Хоперского уезда. Родилась в 1834 году. В 1847 году поступила в Кирсановский женский монастырь. Была воспитанницей Аполлинарии I, вместе с которой переселилась в Боголюбскую общину. В декабре 1864 года назначена казначеей. В 1879 году была избрана сестрами и утверждена начальницей обители. В августе того же года пострижена в мантию с именем Аполлинарии. Скончалась 11 декабря 1902 года.

Сложившаяся в годы игуменьи Аполлинарии система управления монастырем не способствовала нормальному развитию монашеской жизни. Из 142 насельниц только 14 были монахинями и 19 указными послушницами, то есть проживали в монастыре "по указу", на законных основаниях (хотя штат монастыря изначально был определен на 50 человек). Остальные же 109 насельниц жили по "усмотрению игумении" и полностью зависели от нее, так как в любой момент могли быть выселены вон.

Не только характер настоятельницы способствовал обнаруженным в 1900 году неустройствам: во внутренней жизни монастыря самое активное участие старались принять и внешние силы, в частности, ближайшие помещики, которые хотели повлиять на земельную политику монастыря для собственной выгоды. Именно решение вопроса с распоряжением значительной земельной собственности, а также выстраивание отношений с бывшими дворовыми людьми и крестьянами господ Тишениновых, с соседями­помещиками и арендаторами составляли наибольшие сложности с момента образования общины. На рубеже XX века, в канун революций 1905 и 1917 годов, земельный вопрос силами одного монастыря не мог быть разрешен, и его неразрешимость постоянно угрожала спокойному существованию обители.

Вскоре новой начальницей Оржевской обители стала бывшая игуменья Тулиновского монастыря Агния, человек активный и деятельный.

Игуменья Агния (в миру Елизавета Дмитриевна Филиппова) родилась в 1845 году в Кирсанове в мещанской семье. В 1861 году поступила в Сухотиновский Знаменский женский монастырь. В декабре 1885 года пострижена в монашество. С 1899 года - благочинная того же монастыря. С декабря 1900 года - настоятельница Тулиновского Софийского монастыря, в январе 1901 года возведена в сан игуменьи. С 11 марта 1903 года - настоятельница Боголюбско­Тишениновского монастыря. 14 августа 1918 года, согласно прошению, уволена от должности.

Трудами игуменьи Агнии к 1904 году закончили роспись соборного храма, позолотили кресты, отремонтировали трапезную, школу­приют, рукодельный корпус. Провели паровое отопление в церковь. Достроили колокольню, которая стала украшением обители. Рядом с одной из стен обители разбили сад.

Монастырь отличала широкая благотворительность. В 1877 году монастырь пожертвовал 52 аршина холста, 7 рубашек, 2 простыни и корпии [71] Кирсановскому отделению попечительства о больных и раненых. Сестры жертвовали средства на церковь 1­го духовного училища в Тамбове, на миссионерско­псаломщицкую школу, на постройку Ашхабадского собора, на общество слепых и так далее. В 1904 году в школе­приюте Оржевского монастыря обучалось 12 девочек в возрасте от 9 до 12 лет. Епархиальное начальство особо отмечало заботу о воспитанницах и объявляло "искреннюю благодарность настоятельнице за ее доброе отношение к детям" [72]. Только за 1904 год в монастырской больнице приняли 1098 человек и 20 человек лечилось стационарно.

В условиях войны 1914-1918 годов материальное положение монастыря стало критическим. К концу 1914 года в кассе обители было всего 6 руб. 51 коп. [73] И, несмотря на это, руководство обители приняло решение о содержании небольшого госпиталя для раненых воинов. В самом монастыре в 1914 году состояло 46 монахинь и 194 послушницы [74]. Внутренняя жизнь обители протекала сообразно монастырскому уставу. Читалась "неусыпаемая" (т.е. постоянно, без перерывов) Псалтырь с поминовением усопших и акафистом перед главной святыней монастыря - Боголюбской иконой Божией Матери. Эта икона была подарена обители московской купчихой Т.Д. Зотовой в 1864 году. Престольный праздник обители.

1 июля (18 июня по ст.ст.) каждый год собирал большое количество богомольцев. Из личностей Оржевского монастыря, обладающих высокими духовными дарованиями, можно отметить схимонахиню Дорофею, но подробности ее подвижнической жизни до нас не дошли.

Примечания

66. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1399. Л. 62.
67. Там же. Д. 1219. Л. 19-21.
68. Там же. Л. 23-27.
69. С XIX века благочинными монастырей Кирсановского уезда состояли настоятели Трегуляевского монастыря.
70. ГАТО. Ф. 181. Д. 1955. Л. 97.
71. Корпия - перевязочный материал, состоящий из нитей расщипанной ветоши (хлопковой или льняной).
72. ГАТО. Ф. 211. Оп. 1. Д. 4. Л. 146.
73. Там же. Ф 181. Д. 2212. Л. 1-2.
74. ТЕВ, 1916. № 5. С. 125-136.

© Левин О.Ю., Просветов Р.Ю.
Кирсанов православный.