Кирсановский Тихвино-Богородицкий женский монастырь
Большую роль в жизни города играл Тихвино-Богородицкий монастырь, основание которого связано с именем преподобной Марфы (в схиме - Маргариты), старицы Тамбовской. Еще в раннем возрасте Марфа Апарина обнаружила склонность к духовному подвижничеству. В доме, где она жила со своей сестрой Пелагеей, собралось несколько девиц, желавших жить монашеской жизнью. Они составили небольшую общину. Существование ее стало возможным именно благодаря Марфе, потому что "общество это не имело собственного значения, держалось всюду авторитетом своей основательницы" [28]. Марфа духовно руководила общиной, дала ей устав (по образцу Саровской пустыни) и учила добывать пропитание себе своими собственными трудами, предсказав, что в Кирсанове будет свой монастырь. Хозяйственное руководство общиной осуществляла ее младшая сестра Пелагея. Управление общиной после своей смерти Марфа завещала своей духовной дочери Татьяне Пахомовой.
Татьяна Пахомова происходила из государственных крестьян одной из пригородных слобод Кирсанова. Около 17 лет от роду поступила в Кирсановскую женскую общину и провела в ней всю свою подвижническую жизнь. Настоятельница обители, была беспримерной труженицей, из личных капиталов после своей смерти оставила 1 руб. серебром. Похоронена в Кирсанове 28 января 1862 года.
После кончины блаженной подвижницы Марфы в 1800 году всеми делами общины продолжала управлять Пелагея († 1819). Именно она в 1814 году попросила у горожан место рядом с Собором и построила там дом для общины. Тамбовский епископ Иона (Васильевский) разрешил именовать общинку богадельней при церкви.
По смерти Пелагеи в богадельне насчитывалось 30 сестер. Обеспечивали они себя преимущественно собственным трудом: пряли, ткали, красили полотна, шили ризы. Товар продавали не только в городе, но и далеко за пределами Кирсановского уезда.
Прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского.
Начало XIX в.
В 1823 году Татьяна Пахомова исходатайствовала у граждан Кирсанова участок земли за городом, где вскоре был построен для богадельни отдельный храм. Его начальная история связана с именем преподобного Серафима Саровского, предсказавшего бывшим у него сестрам кирсановской общины, что будет у них своя церковь. Преподобный указал также на то, кто явится главным жертвователем, и подробно объяснил, как нужно строить новый храм. Его возвели в 1825-1826 годах на деньги майорши Марии Петровны Колычевой, а престол освятили в честь иконы Божией Матери "Тихвинская", которую особо почитала преподобная Марфа.
Мария Петровна Колычева (в монашестве Магдалина), помещица из соседнего Балашовского уезда Саратовской губернии, проезжая 21 сентября 1823 года через Кирсанов, остановилась в городе, чтобы переночевать. Вечером того же дня она была в местной церкви и после службы обратила внимание на плащаницу, искусно вышитую золотом. Услышав, что ее изготовили местные сестры из богадельни, Колычева захотела с ними познакомиться и велела вести ее к их начальнице. Увидев Татьяну Пахомову, она призналась, что видела ее во сне. Мария Петровна узнала о нуждах сестер, о давнем желании иметь свою церковь и вызвалась помочь. Под видом временного хранения помещица велела из своего имения привезти несколько возов ржи, крупы, пшеницы и ссыпать все в амбар богадельни. А потом объявила, что это пожертвование общине сестер. Также дала денег на церковь и впоследствии стала постоянной благотворительницей обители. В 1836 году Мария Петровна овдовела и в 1847 году вступила в общину. Смерть ее последовала в 1857 году.
Богадельня по закону числилась при соборной городской церкви, а потому новосозданная церковь указом от 30 сентября 1826 года была наименована "кладбищенской". При ней хоронили умерших сестер богадельни. Богослужение в церкви, по епархиальному распоряжению, совершалось священнослужителями городской соборной церкви. При Татьяне Пахомовой выстроили и колокольню, 13 корпусов для сестер, каменную монастырскую ограду с трех сторон, а с четвертой - деревянную.
Тихвинская церковь Тихвино-Богородицкого женского монастыря. Фото 1911 г.
Тихвинская обитель в этот период была многим обязана Пелагее Сергеевне Апариной, родной племяннице двух знаменитых первоначальниц Апариных. Взятая на воспитание своей тезоименитой теткой в шестилетнем возрасте, она воспитывалась в строгих правилах монашеской жизни и навсегда осталась строгой монахиней, постницей и подвижницей, не переменяя при этом во всю свою жизнь обыкновенного мирского платья на черную монашескую одежду. Умная, образованная и с высоким положением в обществе по своим средствам и незабвенной фамилии Апариных, Пелагея стала правой рукой простой, неученой начальницы Татьяны - ее секретарем, защитником и вообще - душой управления обители. Часто Пелагея неожиданно выезжала из обители и вскоре возвращалась с какимлибо приобретением [29]. Именно при ней, в 1846 году, богадельню преобразовали в самостоятельную общину, в которой нашли приют до 180 девиц и вдов разных сословий. Начальницей общины была оставлена Татьяна Пахомова, которая пользовалась беспредельной любовью у сестер.
Не обученная грамоте, Татьяна Пахомова не могла сама читать молитвенное правило. Однако знала наизусть много кафизм из Псалтыри и эти кафизмы считала непременным долгом прочитать утром и вечером каждого дня. В делах общинного управления, в ведении документов, в разных хлопотах и переписках Татьяна имела помощницу в лице Анисии Васильевны Страховой.
23 января 1848 года со словами: "Жив Господь Бог и жива душа моя"! Татьяна Пахомова умерла. Через год община получила статус общежительного монастыря.
Игуменья Антонина (Страхова).
Фото конца XIX в.
Первой игуменьей кирсановской обители стала помощница Татьяны Пахомовой Анисия Васильевна Страхова (в монашестве Антонина).
Анисия Васильевна Страхова с пятилетнего возраста жила в общине и заслужила всеобщую любовь терпеливым исполнением многоразличных монастырских послушаний. Пострижена и наречена игуменьей была 8 июля (по ст.ст.) 1949 года. В этот же день в монастыре приняла постриг майорша Мария Петровна Колычева с именем Магдалины.
Новоустроенная обитель находилась в крайней бедности. Сестры вынуждены были вновь вспомнить предсказание преподобной Марфы, которая часто говорила: "Я желаю и буду молить Бога, чтобы обитель моя никогда не была богата, а жила в скудости". Так и было. Однако вскоре обитель неожиданно посещает усердная ее благодетельница Татьяна Борисова Потемкина. Она приветствовала новоучрежденную обитель щедрым подарком, чем и спасла ее от крайней нужды [30].
К этому времени храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построенный в 1825-1837 годах, стал ветхим и тесным. В 1851 году игуменья решила его разобрать и заложила новый. Неожиданное обрушение северозападной стороны колокольни, произошедшее в 1852 году, приостановило работы по возведению церкви. В 1854 году храм был наконец отстроен и оштукатурен, а 22 сентября 1857 года освящен епископом Тамбовским и Шацким Макарием (Булгаковым)[31], будущим митрополитом Московским и автором фундаментального труда по истории Русской Православной Церкви.
Монахини Кирсановского монастыря с родственником.
Фото начала XX в.
Под руководством игуменьи Антонины (Страховой) в 1858 году соорудили в монастыре каменную трапезную.
В 1866-1867 годах к трапезной пристроили два престола в честь Рождества Христова и иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Еще во времена Татьяны в подвале Тихвинской церкви был устроен храм преподобных Онуфрия и Петра Афонских. Деньги на строительство поступали от собственных трудов и от жертвователей (известна, к примеру, фамилия Воропаевой). Иногда приходилось искать средства и далеко за пределами города [32]. Насельницы общины были хорошо осведомлены о жизни монашества в столичных обителях, так как в СанктПетербург часто выезжала одна из послушниц монастыря - Вера Ивановна Межакова. Благодаря ее усилиям у обители сложился широкий круг знакомых и благотворителей, принадлежащих к разным сословиям петербуржского общества [33].
Вера Ивановна Межакова, впоследствии монахиня Варвара, пришла в Кирсановскую общину будучи 25 лет и приняла на себя должность сборщицы подаяний. Помимо богатых сборов, в разное время внесенных в обитель благодаря Межаковой, значительные акты дарований для обители в правительственных местах были, отчасти, ее заслугой.
За два года до своей смерти игуменья Антонина ослепла. Монастырь временно перешел под управление казначеи Ангелины. Но не все сестры желали видеть ее управляющей. Многие считали более подходящей на эту должность монахиню Асенефу. Возник конфликт, потребовавший вмешательства епархиального начальства. После смерти игуменьи Антонины обеих претенденток удалили, а в Кирсанов в 1879 году прислали новую настоятельницу - монахиню Серафиму, бывшую казначею Кадомского женского монастыря.
Игуменья Серафима (Насонова).
Фото начала XX в.
Игуменья Серафима (в миру Параскева Насонова) родилась в Кадоме в 1827 году. Отец ее занимался торговлей мануфактурным товаром. Семья была состоятельной, но вследствие пожаров 40х годов, уничтоживших большую часть имущества, обеднела. В Кадоме имелась община, которой много благотворили Насоновы. Туда они и отдали свою 17летнюю дочь, по собственному ее желанию. Кроткая, смиренная, усердная к молитве и послушанию, она в 1856 году была избрана помощницей начальницы богадельни, приписанной к Кадомскому монастырю. В монашество Параскеву постригли в 1878 году, а уже в 1879 году она утверждена казначеей Кадомского МилостивоБогородицкого монастыря. В 1880 году стала игуменьей этого монастыря.
Монахини Тихвино-Богородицкого монастыря.
Фото начала XX в.
Игуменья Серафима прежде всего обратила особое внимание на хозяйственную жизнь обители и дела благотворительности. Возросло количество рукоделий: сестры освоили шитье шелком, организовали ковровую, башмачную и шерстяную мастерские. Для работы в этих мастерских число насельниц увеличили до 450 (при Антонине было 300 человек). Игуменья Серафима открыла церковноприходскую школу (1885), отстроила больничный корпус (1888-1889) и богадельню для престарелых сестер [34]. С этого же времени нищие ежедневно получали в монастыре бесплатный обед. В 1873 году при обители был основан сиротский приют. В 1904м в приюте на воспитании находилось девять девочек от 9 до 13 лет [35]. Все они состояли на полном обеспечении монастыря и учились в монастырской школе. В 1914 году в этой школе обучалось уже 100 человек.
Усердие настоятельницы Кирсановского монастыря было отмечено многочисленными наградами епархиального начальства. Игуменью Серафиму отличало ласковое отношение к сестрам обители. Предчувствуя свою кончину, матушка просила всех помолиться об упокоении ее души. Умерла она 5 февраля (по ст.ст.) 1904 года.
Игуменья Антония (Новикова).
Фото конца XIX в.
Следующая игуменья, Антония, происходила из купеческой семьи города Козельска. Духовными нитями она связала кирсановскую обитель с Оптиной пустынью, так как была духовной дочерью оптинского старца преподобного Макария (Иванова). В Кирсановском монастыре жила с 15 лет и впоследствии завершила дела, начатые ее предшественницей. Известно, что особое внимание Антония уделяла наведению порядка в подсобном хозяйстве монастыря в селе Кипец.
Инокиня Ольга.
Фото начала XX в.
Игуменья Антония (в миру Анна Ивановна Новикова) родилась в 1845 году в Козельске в купеческой семье. По благословению оптинского старца Макария в 1860 году поступила в Кирсановский женский монастырь. 39 лет несла послушание в живописной мастерской. В 1899 году приняла постриг и назначена старшей в этой мастерской. После смерти настоятельницы Серафимы, в 1904 году, стала игуменьей. По отношению к сестрам она была взыскательна и строга, в личной жизни отличалась простотой: не допускала никакой роскоши, носила скромную одежду и довольствовалась общей монастырской трапезой. Умерла игуменья Антония 22 января (по ст.ст.) 1910 года.
Земельные владения монастыря (всего к 1917 году их насчитывалось 1049 десятин) собирались постепенно. Первое пожертвование было поднесено от М.П. Колычевой - 100 десятин. От казны при селе Перевоз - 150 дес. (1853), при деревне Беклемищевке - 100 дес. от М.Н. ДубровскойСипягиной (1872), при с. Рамза - 48,5 дес. Вся эта земля арендовалась крестьянами. А главный участок в 650 десятин при селе Кипец сестры обрабатывали сами и только в страдную пору нанимали работников. В летнее время здесь работали практически все способные к труду сестры.
Монахиня Кирсановского монастыря.
Фото начала XX в.
Кроме пахотной земли, монастырю принадлежали 21 десятина мелкого дровяного леса и 109 десятин сенокосов по реке Вороне. Выращиваемого на монастырской земле хлеба хватало на всех, поэтому особой нужды в продуктах монастырь не испытывал. Трудности появились только в неурожайном, 1891 году, когда пришлось покупать семь вагонов зерна. Но на следующий год положение улучшилось [36]. В 1904-1905 годах, в связи с волнениями крестьян, возникло новое осложнение: "Крестьяне непрестанно грозили уничтожить хутор (в с. Кипец), увозили хлеб, уводили скот и поджигали постройки" [37].
К 1907 году помимо земельных владений у Кирсановского женского монастыря имелись пекарня и золотошвейная мастерская. Сестры пряли лен и пух, вязали платки, шарфы, рубашки, писали иконы и украшали их цветами, делали ризы из фольги, вышивали гладью по полотну, шили белье, простыни, производили ремонтные работы в домах горожан [38]. Иными словами, трудились, исполняя завет своей первоначальницы преподобной Марфы. В конце XIX века монастырь приобрел ткацкие станки, а некоторых сестер даже посылали учиться высокому мастерству и художеству в СанктПетербург.
После смерти игуменьи Антонии, последовавшей в 1910 году, ее преемницей стала бывшая казначея монастыря Евгения. Ей предстояло стать последней настоятельницей Кирсановской обители перед закрытием.
Игуменья Евгения (А.И. Волосатова) родилась в 1859 году в мещанской семье. Получив домашнее образование, в 1879 году поступила в Тихвино-Богородицкий Кирсановский монастырь. 14 марта 1901 года определена указом и пострижена в монашество, а 15 ноября 1905 года утверждена в должности казначеи монастыря. В 1909 году награждена наперсным крестом от Св. Синода.
Кирсановский Тихвино-Богородицкий женский монастырь оказывал большое влияние на духовную, культурнопросветительскую и торговопроизводственную жизнь города и уезда. Более чем за сто лет обитель трудами всех своих насельниц выросла настолько, что к началу XX века занимала в городе участок, втрое превышающий размеры городского квартала [39]. Доступ в монастырь днем был для всех свободным. Родственники и знакомые могли приходить и навещать монахинь даже в кельях. Общая трапеза была установлена только для послушниц. Кормили неплохо, 3-4 раза в день. На ночь монастырь закрывался.
Благодаря существованию Тихвинского монастыря, на окраине Кирсанова сложился второй городской центр помимо основного, предусмотренного планом. К 1914 году монастырский комплекс объединял: Тихвинскую церковь с трапезной и нижним храмом, домовую церковь в двухэтажном деревянном больничном корпусе, школу, приют, 16 корпусов, в которых размещались мастерские и келии сестер, хозяйственные постройки, скотный и конный дворы, сад. Вне ограды монастыря находился приют с церковноприходской школой, гостиница на 45 мест, конный двор. По материальной обеспеченности к 1917 году Тихвинский монастырь занимал второе место среди двенадцати женских обителей Тамбовской епархии [40].
С монастырем был связан и главный торговый день города. 26 июня (9 июля по нов. ст.) праздновалась "Тихвинская" икона в монастыре, и в городе по этому случаю устраивалась ярмарка. "На мосту скромно стояли две монашки около большой иконы, вероятно, копии с главной, и люди, крестясь, бросали им грошики на тарелку", - вспоминает митрополит Вениамин (Федченков) [41]. В этот день из Успенского собора во главе с местным духовенством совершался крестный ход в монастырь. Это торжественное событие было установлено в 1826 году благословением епископа Афанасия (Телятинского) по просьбе Татьяны Пахомовой и являлся неизменной городской традицией многие годы [42].
Также монастырь был известен как центр высокой духовной жизни. Оптинский старец Макарий знал Тихвинскую обитель "как отличающуюся строгой монастырской жизнью" [43]. Именно сюда он благословил поступить свою духовную дочь А.И. Новикову, будущую игуменью Антонию.
Известно также, что в первой половине XIX века некоторые сестры обители поддерживали духовную связь с известным задонским подвижником Георгием Затворником, а со второй половины века часть сестер духовно окормлялась у архимандрита Варлаама, настоятеля Пермского Белогорского монастыря, который еще называли Уральским Афоном. Были в обители и свои духовные старицы: Евдокия, Варсонофия, Арсения, Тавифа, схиманохини Аполлинария, Серфима, Митрофания. Относительно старицы Евдокии передают, что она почти всю жизнь не имела своей келии, проводя большую часть времени во дворе и в храме; при этом она юродствовала, на что, по преданию, получила благословение от преподобного Серафима Саровского. Евдокия была прозорлива, и ее предсказания исполнялись с буквальной точностью. Схимонахиня Аполлинария отличалась строгостью жизни, питалась весьма скромно и один раз в день. Как отмечал современник начала XX века, присутствие таких подвижниц в монастыре привлекало людей: "Многие приходили сюда, ища утешения в скорбях и напастях. Печально только то, что в последнее время стало мало таких стариц... хотя религиознонравственная жизнь обители и сейчас стоит высоко" [44].
28. Жизнеописание преподобной Марфы приведено в третьей части книги. См. также: Жизнеописание преподобной Марфы Тамбовской. Тамбов, 2007.
29. Василий Архангельский, священник. Тихвино-Богородицкий общежительный женский монастырь в городе Кирсанове. Исторический очерк. Тамбов, 1907. С. 22-23.
30. Василий Архангельский, священник. Указ. соч. С. 28.
31. Позднякова И. Обитель преподобной Марфы Тамбовской. Кирсановский ТихвиноБогородицкий монастырь // Тамбовские епархиальные ведомости, 2011. № 3. С. 30.
32. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1302. Л. 538.
33. Позднякова И. Указ. соч. С. 30.
34. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1967. Л. 36.
35. Там же. Л. 32.
36. ТЕВ, 1907. № 51. С. 2374-2380.
37. Там же. 1910. № 31. С. 1094-1098.
38. Там же. 1907. № 1. С. 25-28.
39. Позднякова И. Указ. соч. С. 28.
40. Более подробные сведения о монастыре см. в кн.: Василий Архангельский, священник. Тихвино-Богородицкий общежительный женский монастырь в городе Кирсанове. Исторический очерк. Тамбов, 1907.
41. Митр. Вениамин (Федченков). Указ соч. С. 85.
42. Хитров Г.В. Указ. соч. С. 335.
43. ТЕВ, 1910. № 31. С. 1094-1098.
44. Там же. 1907. № 4. С. 147.
© Левин О.Ю., Просветов Р.Ю.
Кирсанов православный.