Герб города Кирсанова

«И та ж в душе моей любовь…»

- Мы побывали в сказке, - образно выразила общее мнение зрительница Валентина Сергеевна Верещагина. Так в ка¬кой же сказке она и другие побывали? Начнем по порядку.

"Гори, сияй, моя звезда"

Как часто на концертах, по радио, телевидению мы слы¬шим вокальные произведения, отличающиеся исключитель¬ной выразительностью, ярком мелодикой, образным и поэти¬ческим словом, редким слиянием идеи поэтической с музы¬кальной. Они нередко коротки по объему, голос их негромок и обращен не к массовой аудитории, а к каждому из сидящих в зале - так просто и задушевно ведется в них повествование о самых, казалось бы, сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях. Это камерно вокальные произведения - романсы, вновь ставшие популярными и любимыми многи¬ми поколениями любителей музыки и поэзии.

На днях приятно было послушать их в средней школе №1, где состоялся музыкальный вечер, посвященный русскому романсу. Примечательно, что в школьных вечерах отдыха участвуют и учителя. Пример - этот праздник для души, ко¬торый подарили учащимся и всем присутствующим мелома¬нам артисты - учителя школы и приглашенные, выступившие как бы с ответным словом после трудового дня.

Теплота общения ведущей с публикой, ее обаяние, ам¬пельные декоративные цветы на подставках, фортепьяно, ожидающее аккомпаниаторов, строка из романса в глубине сцены "Лишь только вечер затеплится синий..." - все пред¬вещало радость живого общения.

Л. А. Фатейчева; знакомя с романсами, умело вводила со¬бравшихся в мир прекрасных образов, подлинных чувств, красивых мелодий и высокого поэтического слова.

Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним: всегда приятна и желанна. Родина романса - Испания, и слово '’романс" происходит от испанского "романсе”, что означает "романский", то есть исполняемый на "романском" (испанском языке). В России этот жанр оформился лишь в конце XVIII века. Темы романсов различны: любовь и друж¬ба, ревность и разлука, тоска по Родине, - словом, то, что близко и понятно каждому.

Вечер открылся произведением, написанным в жанре бы¬тового русского романса. Он связан с именем П. П. Булахова, и многим знаком. Вот несколько строк из него:
Гори, гори, моя звезда.
Звезда любви приветная.
Ты у меня одна заветная.
Другой не будет никогда!

Композитор значительную часть жизни был прикован к креслу параличом. Талантливый, отягощенный острой нуж¬дой и болезнями, он боролся за утверждение своего искусст¬ва. С тex пор прошло сто лет, но мелодии Булахова живут до сих пор, помогая пережить невзгоды, найти утешение, со¬греться радостью.

Этот романс проникновенно исполнил преподаватель сов¬хоза-техникума А. В. Федоров.

Нередко романсы создавались не только композиторами, но и не имеющими никакого отношения к музыке. Например, романс адвоката Обухова на стихи Будищева "Калитка" в ис¬полнении учителей Федоровых Галины Валентиновны и Анатолия Васильевича. Эта супружеская пара, несущая культуру прежде всего в себе, славно смотрится на сцене. Преподаватели вышли к ученикам, коллегам, чтобы передать любовь к прекрасному. И это им удалось.

А это уже из другого романса:
Я встретил вас - я все былое
В отжившем сердце ожило,
Я вспомнил время, время золотое -
И сердцу стало так тепло...

В строках романса А. В. Федоров сумел передать чувства автора: тоску по молодости, утраченной любви.

На протяжении всей своей жизни писал романсы великий русский композитор П. И. Чайковский. Это маленькие чело¬веческие драмы: в них искренность лирического чувства, ду¬шевная открытость и простота выражения. В романсе Петра Ильича "Растворил я окно" преподаватель музыкальной школы Н. Р. Смородина удивительно чистым сочным меццо-со-прано донесла до слушателей тоску по Родине человека, оказавшегося на чужбине.

Одно из первых мест в истории культуры по праву при¬надлежит нашему земляку С. В. Рахманинову. Из-под его пе¬ра вышли замечательные образцы русского романса, вобрав¬шие в себя народные мелодии. С большим участием воспри¬няли в зале романс Рахманинова на стихи Шевченко ”Полю- била я на печаль свою". Проникновенно, глубоко, душевно, словно исповедь прозвучал он в исполнении Нины Родио¬новны. В нем боль героини за судьбу свою;
Полюбила я на печаль свою
Сиротинушку бесталанного
Уж такая мне доля выпала
Разлучили нас люди сильные -
Увезли его, сдали в рекруты.
Благодарные зрители провожали ее бурными аплодисмен¬тами.

"Утро туманное”. В этой другой теме романса В. Абаза на слова И. Тургенева с поэтическим очарованием запечатлено щемящее чувство тоски по ушедшему счастью.

Его прослушали в исполнении учащейся 11 класса Ирины Макаровой.

И снова слова ведущей Людмилы Александровны:
- Романс - усложненный вид "комнатной", "домашней", салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в от¬ношении передачи тончайших - оттенков психики - личных душевных настроений.

Вот так камерно, лирично, слаженно прозвучал романс "Белой акации гроздья душистые", представленный на суд зрителей учителями Валентиной Ивановной Сусликовой и Раисой Григорьевной Волынкиной. Современный городской романс "Я помню", эмоционально, обращаясь к душе, донес работник ПТУ № 27 Виктор Варлашкин. "А на последок я скажу" прослушали в исполнении Ларисы Щербининой.

Не оставил равнодушным цыганский романс "Дорогой длинною", спетый учителем О. Д. Кулаковой. Это яркое во¬площение жгучего темперамента, воспоминания бурной мо¬лодости.

Пой, скрипка, моя!

И, конечно, апофеозом вечера было, по-моему, выступле¬ние преподавателей детской музыкальной школы, настоящих служителей музыки, ведущих просветительскую деятель¬ность. Их профессиональное исполнение отличается от ос¬тальных. В изумительном труднейшем, музыкальном инст¬рументе - скрипке природой заложен маленький чудесный тембр, высотой звучания перекрывающий оркестр, чем при¬влекает к себе внимание.

И вот на сцене скрипичный ансамбль - Н, М. Король, Н. Н. Адамова, Л. Н. Щербинина (последняя училась в музы¬кальной школе и музучилище).

- Доверимся музыке без слов, послушаем, что она одна нам скажет. Поручим скрипке передать состояние души героя, в романсе Шостаковича из кинофильма "Овод”, - сказа¬ла завуч музыкальной школы, концертмейстер Викторина Анатольевна Объедкова.

С первых аккордов романс завораживает. Зал словно за¬колдован. И стар, и млад все слушают, затаив дыхание, попу¬лярную мелодию. Она берет за душу, словно властная хозяй¬ка, заставляет забыть все на свете кроме этих звуков, зову¬щих в мир детства Артура. Она передает чувства голубогла¬зого с черными волосами молодого человека, влюбленного в Джим, путешествующего с Монтанелли в Швейцарии по альпийским горам. Артур был воспитан так, что не мог пред¬ставить предательства. Чистое сердце юноши, не исковер¬канное людской подлостью, веровало в Бога, свято почитало церковь, которая впоследствии гнусно обманула его. Слома¬ла жизнь, закончившуюся трагически.

И все это выражено в звуках. Какое это счастье наслаж¬даться шедевром, радоваться жизни вместе с юным героем!..

Не успели смолкнуть аплодисменты, как эти же исполни¬тели завлекают нас в другой мир музыки - романса Г. Свири¬дова, ученика Шостаковича, к кинофильму "Метель". Это жемчужина "Музыкальных иллюстраций” для оркестра. Ка¬залось бы, что невозможно создать произведение, красивее, чем уже написанные ранее. А он сочинил.

Г. Свиридов пишет: "Более всего меня привлекает, вокаль¬ная музыка. Музыку я сочиняю "из глубины души”, и содер¬жание избираемых мною текстов должно соответствовать мо¬им чувствам". И продолжает - "Произведение должно быть донесено до людей... прозвучать и быть услышано ими".

Оглядываюсь тихонько и вижу восторженные глаза при¬сутствующих, полностью захваченных музыкой. У отдель¬ных - слезы благоговения. Романс услышан! Это снова скрипки повели за собой в мир чувств, эмоций, переживаний. В нем огромная тоска щемящей души героев о хоро¬шем, утерянном. Случайный легкомысленный гусар венчает¬ся в церкви с чужой невестой вместо ее жениха, заблудивше¬гося в метель. И теперь желание приобрести потерянную доброту-свидетельство его раскаяния. В счастливом конце по¬вести Бог услышал и свел этих двоих.

Все это мы переживаем, боясь шелохнуться. Каждый звук пропускаем через свое сердце, а потому, как говорится, слов¬но мороз идет по коже. Так мастерски скрипки и фортепьяно передают содержание романса.

Нередко мы слышим его исполнение большими мастерами по радио; телевидению, но это, по-моему, не идет в срав¬нение с тем, когда, так сказать "вживую" духовно общаешь¬ся с исполнителями. И неизвестно еще, кто получил больше наслаждения: зрители или исполнители.

Признаюсь, что, побывав несколько раз на подобных, кон¬цертах, неожиданно для себя обнаружила, что мой люби¬мый инструмент - скрипка (вопреки сложившемуся ранее мнению - фортепьяно). Это ее смычок играет по струнам мо¬ей души, заставляет трепетать, благоговеть, забываться, ры¬дать и смеяться. Счастлива, что высокое предназначение му¬зыки снизошло в тот вечер до меня.

А закончилась встреча романсами: "Я вас любил", "Я по¬мню вальса звук прелестный", "Ямщик, не гони лошадей", "Живет моя отрада" в исполнении ветерана заслуженного ар¬тиста Карелии А. М. Маркина, живущего ныне в Кирсанове. В его исполнении виден профессиональный подход, умение преподнести pепертуар, что вызвало бурю аплодисментов и возгласы "браво". Аккомпанировал ему, а хочется сказать, пел на баяне. В. А. Шамов, преподаватель музыкальной школы.

Итак, праздник для души состоялся. Это отличная разряд¬ка после трудового дня, а также отличное познание мира искусства, старый и добрый романс не собирается сдавать сво¬их позиций, а неуклонно и красиво увлекает все больше и больше юных и пожилых в свой особый мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.

Думается, что нужно больше ребят приобщать к миру му¬зыки. Это не значит, что они станут композиторами, дириже¬рами, исполнителями. Но у людей с широким кругозором, с сильным погружением в культурную среду вырастают такие же дети. А это значит. Родина наша будет культурной.

Расставались с мыслью о том, что “Лишь только вечер за¬теплится синий", снова соберемся у "Калитки" на тропинке, ведущей к новым шедеврам отечественной и мировой куль¬туры и еще раз "побываем в сказке".

© А.С. Харламова. Пока живу - помню, пока пишу - живу, 2008 г.