Герб города Кирсанова

Прекрасной школы юные черты...

Коллектив завода СОМ преподнес еще одни подарок- среднюю школу
Мы говорим: "Огромное спасибо!
Строителям, родителям, учителям, заводу’ СОМ
За ваш великий труд, за эту школу,
Где много лет прекрасных проведем".
(Из приветствия первоклассников
на торжественном открытии школы).

Еще дня за четыре до 1 сентября, позвонив в методичес¬кий кабинет гороно, хотела узнать вступит ли в строй новая школа в микрорайоне завода СОМ. Но ничего вразумитель¬ного не могла услышать. И вот накануне получаю задание - быть на открытии заводской средней школы № 2.

По дороге вспомнились и свои юные годы, прошедшие в средней школе № 1, где преподавали старейшие учителя Раиса Ивановна Шарапова, Борис Дмитриевич Тарасов, Евгения Павловна Плотникова, Анатолий Александрович Жда¬нов, Михаил Александрович Кривошеин и многие, многие другие, давшие мне понимание жизни, а не только образование. Одних уже нет на белом свете, другие живы и, кто мо¬жет, занимаются общественной деятельностью. Гремела тог¬да наша школа, девиз которой был: "Первая должна во всем быть первой", навесь город и район да и область тоже.

Если же вернуться в 90-е годы, говорить о нынешнем по¬ложении дел в школе, это значит говорить о бесконечных трудностях со снабжением, о концепции "народного образования". которое вряд ли придется так именовать, если оно, это образование, будет по-прежнему прозябать и перебивать¬ся с хлеба на воду. Слышала, что учителя, поставленные в жесткие условия экономики с зарплатой в две тысячи рублей, вынуждены бежать из школы, менять профессию "хоть на грузчика", лишь бы прокормить семью.

С грустью вспоминала о ярких выразительных днях школьной жизни, чего уже не вернешь. А может быть, те вос¬поминания подтвердили старую истину о том, что россий¬ский учитель был всю жизнь "бессребреник", то есть беско¬рыстный человек. И дай отдельным нынешним хоть пять, хоть десять тысяч, - если в нем нет, как говорится, искры божьей, ее так и не будет. "Искру", коль она есть, зажечь надо и всячески поддерживать.

Прервала размышления действительность. Мы подъехали к школе-новостройке. В прошлом году мне уже приходилось писать об этой затянувшейся стройке, с ее болячками и проблемами. Так школа и переболела ими всеми.

И вот перед нами фасад прекрасного двухэтажного здания. "Большому кораблю - большое плавание" - читаем мы на транспаранте. Справа и слева огромные красочные панно с персонажами сказок, разноцветные надувные шары создают праздничную атмосферу в еще необжитой школе. Чистая ас-фальтированная площадка, газоны для будущих цветников - что ни говори, школа уже живет. С балкона, из раскрытых окон классов выглядывают аккуратно подстриженные, голо¬вки ребят, наверное, шести-семиклассников. Они уже "хозяйничают”. Да и как им не чувствовать себя хозяевами, когда ученики все лето бегали на стройку своей школы, помогали. Но об этом чуть позже. Входим в школу. Просторный солнеч¬ный вестибюль. Чисто. Пахнет свежей краской, Блестят свет¬лые. цвета кофе с молоком, панели. Чистые стекла, белые по¬доконники. А вчера... вчера было все по-другому. Расскажу и об этом.

Сейчас же сюрприз - чувствуется запах свечей и доносят¬ся слова церковной молитвы. В дверях вестибюля второго этажа стоят человек 30-35. Это в основном строители, есть и родители, учителя. В центре, стол с небольшой иконой, свя¬той водой, Евангелием, который читает отец Константин. Отец Илья и две певчии, Лидия и Мария, помогают ему вес¬ти богослужение. "Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояние твое" лейтмотивом звучат слова из уст отца Кон¬стантина. Boт он освящает школу, на четыре стороны окроп¬ляет снятой водой все кабинеты.

Осмотревшись, побеседовали с бригадиром строителей МПМК-2 Раисой Семеновной Ефимовой. Она сказала:
- Мы сдали не все здание, считай только две трети - цент¬ральный и второй блок, а в третьем остались штукатурные и малярные работы - в актовом зале, столовой, мастерских... Работа отделочников творческая. От этого зависит внешний вид помещений, потому мы стараемся.

Покраска и побелка оставшегося блока займет где-то не¬дели три. Хорошо работают мастера Зоя Медведева, Наташа Кривенцова, Тамара Дебеляк, Валя Корякина, Нина Самодурова и другие, всех не назовешь.

Неплохо помогли родители, учителя. Они выгребали грязь, мыли, убирали, красили.

Подхожу к Николаю Васильевичу Шурухину, прорабу. Он смеется:
- Эта стройка все силы вымотала. Сейчас словно откры¬лось второе дыхание. Месяц ударного, как говорится, труда слился в один день. Большая, конечно, помощь директора за¬вода СОМ Юрия Архиповича Батурова, коллектива.

Неплохо помог консервный завод: дал двух плотников, ко¬торые много сделали, пять женщин для уборки.

Администрация авиатехучилища гражданской авиации не соизволила прийти на стройку, поинтересоваться, как будто бы их детей здесь нет, - продолжал он.

А вот с завода СОМ - руководитель, главный инженер и другие были здесь ежедневно, они помогают людьми, кор¬ректируют, словом, четко держат на контроле. Юрий Архипович вообще душой выкладывался, все настраивал, вызы¬вал родителей, и они ходили добросовестно на стройку. Пе-дагоги тоже помогали, не жалея ни сил, ни времени,- расска¬зывает Шурухин.

- Учителя весь свой отпуск работали на стройке. Делали все, что необходимо, - говорит заместитель директора по учебной работе Людмила Ивановна Коротких. - Всего у нас 14 классов с первого по десятый. Учиться будем в одну сме¬ну на пятидневке. Первоклашек набрали: семилеток 20 и ше¬стилеток около 30 человек.

Рядом со мной стоит Полина Петровна Собакина. Двое ее внуков будут учиться здесь в третьем и четвертом классах.

- Радость у нас большая, даже мурашки бегают от волне¬ния, - говорит она. - Ведь раньше внучатам приходилось ждать автобус по часу полтора, чтобы попасть в школу на сахарном заводе ко времени, в зависимости от расписания уро¬ков. На холоде и простывали, а теперь вот хорошо. Живем рядом. Как говорится, услышали звонок и в школу.

Мы работали летом на стройке для того, чтобы хоть ее первая очередь вступила в строй, ежедневно с шести до вось¬ми вечера. Сначала нас отпускали на "Марианну" - смотреть кино, а последнее время как солнышко сядет, так и мы по до¬мам. Красили окна, полы, парты расставляли по местам, про¬тирали. Мужчины вкручивали лампочки, отмостку кругом школы делали. Были на стройке и ребята. Они тоже по силе возможности помогали. Вчера машину воды привезли, так мы из брандспойта мыли асфальт перед зданием. Мусор со¬бирали, жгли. Да дел полно. А в последние субботу и воскре¬сенье все вместе - и родители, и строители, и учителя- "в ру¬жье" готовили школу. В общем, всем миром и сдали, а иначе не построили бы. Батуров все организовал. Это благодаря ему дети пришли на занятия 1 сентября.

Невольно вспомнились слова Юрия Архиповича, который как-то сказал: "Если я сейчас школу не сдам, то я ее вообще тогда никогда не сдам".

Приведу всего две цифры. Строительство школы заклады¬валось в смету стоимостью 900 тысяч, а обошлось где-то в 15 миллионов. И если бы еще протянули немного, то школы не видеть. Заброшенная, несостоявшаяся стройка, каких немало по матушке-России. Да и кто в такое трудное время строит, тем более школу - цены то на материал и строительные рабо¬ты баснословные, космические! Потому, вдумываясь в эти строки, можно только диву даваться, как все же, несмотря ни на что, удалось открыть школу, пусть пока и первую очередь.

Ю. A. Батурова сейчас нет, он в отпуске, но его твердая рука чувствуется во всем. Подумалось, скольким людям, и не только на заводе, он помог, о скольких позаботился, не бросил в беде, не прошел мимо, ко скольким отнесся чутко и до¬брожелательно - потерян счет, среди них дети на первом ме¬сте, Известно, что не забывает о подшефных воспитанниках школы-интерната, конечно же, о малышах заводскою детско¬го сада, а вот теперь наконец-то в больших муках родилась школа. Благодаря его исключительной настойчивости и упорству, ребята этого микрорайона, как между прочим и учащиеся всех школ города и района, теперь не обделены, будут заниматься рядом с домом. Близко, удобно, приятно, желаемо. Чего еще лучше? Мечты родителей, школьников стали явью. И благодарность свою ребята в лице первокласс¬ников высказали на школьной линейке.

Между тем заканчивается освящение нового здания шко¬лы. Слышу слова о том, чтобы учащиеся набирались прему¬дрости Божьей, любили его, исполняли заповеди.

Подхожу к отцу Константину. Он говорит:
- На моей памяти в городе первый раз освящается школа, очень хорошо, что меня пригласили. Когда кругом разруше¬ние, открытие храма науки - пример созидания.

До нас долетели праздничные звуки марша. На площади перед школой играл духовой оркестр совхоза-техникума под управлением Павла Дмитриевича Сергина. Это создавало какое-то особенно торжественное, радостное настроение. На¬чищенная медь, сверкающая солнцем, парадная форма уча¬стников, выстроившихся строгой прямоугольной коробкой, марши и вальсы, гремевшие на весь микрорайон, будто зазы¬вали учеников и родителей, будоража всех.

Установлены микрофоны. В центре - стол, буквально уто¬пающий в цветах. Горят огнем крупные гладиолусы, рядом нежные розы - их к открытию приготовил завод учителям и гостям.

К назначенному времени подходят к площадке нарядные с цветами ученики и родители с заводов СОМ и консервного, межрайбазы, авиатехучилища гражданской авиации. Кажется, что и солнце смеется ласково по такому чудесному слу¬чаю. Даже природа постаралась для детей.

Жарко. Для первоклашек нынче особенный день. Они идут трудиться. Кончилось их беззаботное время в детском саду. Только упорным трудом они будут постигать науку. Бог с ярким букетом цветов идет малышка в школу. Познакоми¬лась с Леночкой Захаровой. Видно, не набегалась, потому и сейчас ей охота попрыгать, поиграть, как она сама призна¬лась. Но уроки в первом классе построены с учетом возрас¬та детей, так что будет место и играм.

Коля Иванов ученик пятого класса. Мама его работает на консервном заводе.
- Тут лучше ему учиться. Ближе, - говорит она радостно.

Третьеклассница Оксана Лебедева, по словам ее мамы, ра¬ботающей в охране завода СОМ, все лето пробегала на стройке, благо что она рядом с домом. Нарядная и вместе с тем серьезная девочка шагает в школу, которую знает уже хо¬рошо. Так что идет учиться с удовольствием.
- Благодаря слаженной работе всех открылась школа, - го¬ворят родительница.

А Таисия Александровна Загуменникова привела в новую школу дочек: пятиклассницу Олесю и Наташу во второй класс.
- Весь июль и август грязь вывозили, кирпичи носили, - рассказывает она.
Семикласснику Диме Бахареву, по словам его мамы - до¬мохозяйки. новая школа даже очень нравится.
А у Тамары Анатольевны Непрокиной сын Андрей пяти¬классник.
- Раньше он учился в школе № 85, но здесь, конечно, луч¬ше тем, что близко к дому. Летом мы работали на стройке, чтобы приблизить открытие школы: складывали кирпичи, вымывали грязь. Вечером вчера сын волновался, переживал, что приходится учиться в другой школе, но идет с охотой.

За Валентиной Викторовной Ефимовой дочки Оля и Ири¬на, не удержавшись, каждый день бегали на стройку, чем могли, помогали. Уж очень хотелось им 1 сентября встретить в своей школе.

Вот подошел и набитый битком автобус с родителями, де¬тьми, гостями.

О содружестве учительского коллектива новой школы с заводом поведала Людмила Николаевна Моторнова. предсе¬датель профсоюзного комитета.

Беседу прервали фанфары: "Внимание!”, будто выговари¬вали они. Началось торжественное открытие, на которое, кроме учеников, собралось много родителей, родственников, гостей. Ведь редко, особенно сейчас, в строй вступают шко¬лы. Даже строители (работники завода СОМ), выкладываю¬щие стены третьего этажа жилого дома для учителей, распо-ложенного через дорогу, прервались, чтобы посмотреть.

Первым слово предоставлено главному инженеру МПМК- 2 Николаю Васильевичу Ануфриеву, который сказал, что за последние полтора-два месяца они приложили максимум усилий. В строительстве большое участие принимал коллек¬тив инженерно-технических работников, плотников, камен-щиков, штукатуров, отделочников.

- Но открытия не состоялось бы. - продолжал Н. В. Ануф¬риев,- если бы не администрация, коллектив завода СОМ. Помогали и консервный завод, и межрайбаза. Здесь есть не¬доработки, потому заявляю, что строители примут меры для того, чтобы досадные мелочи не помешали. Разрешите вручить директору школы не символический, а настоящий от школы ключ.

И под аплодисменты собравшихся вручает его.

Главный инженер завода COM Л. В. Лысенко от имени всего коллектива поздравил учащихся, учителей, родителей и присутствующих с открытием школы и пожелал школьни¬кам вырасти настоящими людьми.

Благодарит родителей, учителей, каждого, кто принимал участие в новостройке Т. В. Волкова, начальник отдела кад¬ров. Она огласила приказ, в котором за активное участие в строительстве объявляется благодарность и премируются директор школы О. В. Вихарева, начальник МПМК-2 А. А. Нехорошее, прораб Н. В. Шурухин, заместители директора школы С. Ю. Волынкина, Л. И. Коротких, учителя Г. В. Кувшинова, С. В. Буданцева, Ю. П. Речнов, О. Р. Шапиро и мно¬гие другие. Все это они заслужили.

- Считается, что человек прожил правильно, если постро¬ил дом, посадил дерево и вырастил сына. Мы с вами общи¬ми силами школу построили. Возле нее разобьем аллею, озе¬леним участок и будем учить и воспитывать учеников, так что нам стоит жить, - сказала в своем выступлении директор школы. Ольга Владимировна поблагодарила всех, кто не был равнодушным к судьбе новостройки.

Поздравил присутствующих с исполнением мечты - стро¬ительством новой школы председатель городского Совета М. Д. Лаврухин. Он пожелал учителям устремленности в обуче¬нии и воспитании учащихся, чтобы школа для детей стала "дорогим гнездом’, куда хотелось бы вернуться. С поздрав-лением и пожеланием создания лучшего микроклимата в учебно-воспитательном процессе обратился к учителям, ро¬дителям, ученикам заведующий гороно Н. И. Кругликов.

Со словами поздравления с Днем знаний и благодарностью к строителям, учителям, коллективу завода СОМ и всем тем, кто подарил такой замечательный праздник, обратилась родительница Т. В. Бурахина:
- Помните, ребята, в школу вложено много сил и средств, а какой она будет - это зависит и от вас.

К этому радостному празднику первооткрыватели - малы¬ши-первоклассники подготовили монтаж под руководством Свешаны Сергеевны Небываевой. И хотя эти, от души иду¬щие бесхитростные коллективные строки непритязательны, отрывки из них хочется привести:
Боже мой, какое счастье!
Я могу подольше спать.
У меня ведь рядом школа,
Не надо рано мне вставать.

Затем выступил отец Константин:
- Это событие - освящение новой школы войдет в исто¬рию города.

Ныне мы освятили храм науки, чтобы Господь послал всем духа премудрости, разума, усердия, усидчивости, тер¬пения. послал миру благоденствия, чтобы все заботились друг о друге. Любите друг друга, дети, слушайтесь старших, родителей.

Школу освятили по древнему русскому обычаю. Входите в храм науки, и да поможет вам Бог.

Затем традиционно первоклассники и десятиклассники обмениваются подарками. Кстати, книгу о приключениях Незнайки, завод СОМ купил для каждого малыша.

Прозвенел по кругу звонок. Это о начале занятий возвес¬тили "старая знакомая” - первоклассница Е. Захарова и уча¬щийся десятого класса А. Кравченко. Все учащиеся, а за ни¬ми и родители пошли по своим классам.

Идем посмотреть классы и мы с С. Ю. Волынкиной. Пока молодая школа еще обживается. Но уже задышала, ожила, наполнилось звонкими счастливыми детскими голосами, гулом неутомимой ребятни. Еще вчера, надев рукавицы, они таскали кирпичи, а теперь вот с удовольствием на правах на¬стоящих хозяев садятся за парты. Поистине мудрую посло¬вицу сложил народ: "Как потопаешь, так и поешь". Она пол¬ностью воплотилась в жизнь.

Вот в 5 классе учительница Людмила Алексеевна Девятова беседует с учащимися. Новые парты, новые столы, раз¬движные доски,
- Но почему не видно шкафов, наглядности? - обращаюсь к С. Ю. Волынкиной.
- А у нас спланировано так, что к каждой классной комна¬те предусмотрена лаборантская. Давайте пройдем.

Действительно, в классе заметила другую дверь, ведущую в лаборантскую. В небольшой комнате стою красивый темно-коричневый шкаф.
- Здесь будут сосредоточены наглядные пособия - очень удобно, и так в каждом классе. - поясняет Светлана Юрьев¬на. - Всего у нас закуплено оборудования и пособий на три миллиона. Теперь, будем оформлять классы, главное вошли в школу, сели за парты, а дальше будет зависеть от нас самих.

В другом классе девятиклассники знакомятся с расписа¬нием уроков. Словом, школа живет. В сентябре-октябре, как сказали, должны сдать и третий блок.

Сегодня же в обед учащихся начальных классов повезут в гости к ребятам средней школы № 3, которые покажут для них театрализованное праздничное представление, подарят новые минуты радости.

Проходя по школе, вижу табличку ’'Психолог”. Раньше та¬кого в школе еще не встречала, потому не могла пройти ми¬мо. В комнате, обставленной шкафом, за столом сидит Ольга Анатольевна Самородина.
- Психолог в школе - новая единица - спрашиваю ее.
- Теперь в каждой школе есть психолог. В прошлом году это было впервые.
- Вы врач?
- Нет, по образованию, я учитель. Но была на специаль¬ных ку рсах по психологии в Тамбове,
- И в чем вы видите свою задачу? Будете вести уроки?
- Нет, уроков психологии пока нет. Но я должна создать благоприятный психологический климат среди учителей и в общении с учениками. Проводить тестирование детей, корректировать память, мышление, внимание, помогать обще¬нию друг с другом. Буду присутствовать на уроках в началь¬ных классах, чтобы ребята вошли легче в школьный коллектив. Как получится - посмотрим. Главное, чтобы вес поняли, зачем нужен психолог.

В заключение хочется сказать, что учительский коллектив по возрасту подобрался молодой, но в основном уже с доста¬точным опытом. Так что, думается, все они талантливы, как говорился, с "искрой божьей", а раз так, то пожелаем же большому кораблю - большое плавание по волнам времен¬ной неразберихи экономического и политического кризиса, чтобы выйти из всего этого быстрее и с достоинством.

© А.С. Харламова. Пока живу - помню, пока пишу - живу, 2008 г.