Герб города Кирсанова

Цвет села

"Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз. И прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...." Н. Островский

Началось с письма
Цвет села. Это короткое, но очень емкое определение человека, прозвучало в редакции из уст библиотекаря села Сурки Татьяны Борисовны Зининой в адрес ветерана педагогического труда Александры Ильиничны Сокольской. И заинтересовало меня. Она принесла в редакцию оформленную папку с несколькими фотокарточками и биографией. Да еще теплое доброжелательное письмо о юбиляре, которой только что исполнилось восемьдесят лет.

Утвердилась в необходимости рассказать о ней, ставшей цветом не только школы, но и села, после сердечного отзыва о ней заведующей методическим кабинетом отдела образо¬вания администрации района Н. А. Провоторовой:

- Несмотря на свои годы, это очень интересный собесед¬ник. Общение с ней зажигает, обогащает. Она всю жизнь воспитывала у школьников любовь к малой Родине. И сама не представляет жизни без Сурков. И хотя, будучи пенсио¬неркой, уезжала, но ностальгии звала ее снова назад, в школу, туда, где все сурковцы давно стали для нас словно родны¬ми.

Я связалась с Александрой Ильиничной по телефону и услышала бодрый не но годам голос. Чувствовалась уверен¬ность в себе, оптимизм. Обладая хорошей памятью, она жи¬во вспоминала яркие эпизоды из своей большой, ярко окра¬шенной, интересной жизни, связанной со школой. Рискну утверждать, что почти все жители Сурков за 47 лет ее рабо¬ты в школе прошли через добрые руки и сердце учительни-цы. Ведь она учила детей, их родителей, дедушек и бабушек А начнем с письма учителей ее родной Сурковской школы: "Есть люди, само существование которых неразрывно связано с каким-то местом - заводом, колхозом, школой... Исчезни они, и мир сразу покажется странно опустевшим, потерявшим что-то очень важное. Может быть, даже душу..

Александра Ильинична Сокольская прожила на свете 80 лет. Это, конечно, срок и, причем немалый. Но жизнь чело¬веческая устроена так, что для окружающих важны не столь¬ко прожитые годы на земле, сколько то, как они прожиты. Чем занимался и что оставляет после себя человек.

Наша Александра Ильинична 47 лет отдала школе, вы¬учила три поколения жителей села. Она была и инспектором районо, и учителем русского языка и литературы, и директо¬ром школы. И так уж получилось, что большая часть ее пе-дагогической деятельности связана со школой нашего села.

Многому научила она за время своей работы и учеников, и молодых коллег, и жителей сели. И все ей благодарны. Она добилась всею своею жизнью, что ее есть кому помнить, отозваться добрым словом...

Но уже три года как она не работает в школе. Для многих пенсия - это конец привычной жизни. С ней приходит не долгожданный, казалось бы, отдых, но и уныние, из-за своей так сказать невостребованности. Нашу уважаемую учительницу-пенсионерку это не коснулось.

С 1956 года она активный член КПСС и своею жизнью оправдывает это высокое звание. И сейчас в душе - член КПРФ. А.И. Сокольская, продолжая оставаться верной идеалам юности, вызывает уважение своею проницательностью, принципиальностью, жизнелюбием, стремлением прийти на помощь. И что для нас особенно дорого, Александра Ильинична не забывает родную школу. Мы можем смело сказать, что и школа тоже не забудет ее, оставившую след на сурковской земле и своих учениках. Мы гордимся ею.

Нашему дорогому педагогу-ветерану от всей души желаем крепкого здоровья, еще более долгих лет жизни и неисчерпаемого оптимизма.

Низко кланяемся Вам, Александра Ильинична, дорогой наш человек.
Коллектив учителей Сурковской школы".

Юная учительница
Это нежное, доброе, чувственное письмо я хочу проиллюстрировать наиболее яркими, значимыми моментами из жизни юбиляра.

Родилась она на соколовской земле и после окончания учительского института в Тамбове преподавала в школе села Первая Гавриловка. Вспоминает, как после замужества уехала с мужем - офицером в Баку. Там, во время войны рыла вместе с другими окопы, дежурила на крыше, сбрасывая фу¬гаски, собирала посылки на фронт.

По приезде в 1943 году в школу села Вторая Гавриловка, не только учила детей русскому языку и литературе, но и воспитывала у них любовь к Родине. Она с заметным волне¬нием и глубокой болью вспоминает, как организовала встречу двух матерей: Любови Тимофеевны Космодемьянской, жившей тогда в Осиновых Гаях, и учительницы начальных классов Гавриловской средней школы Марии Николаевны Стерлиговой, чья дочь Людмила погибла, как и Зоя, зверски истерзанная фашистами. Десятиклассники ездили за Любо¬вью Тимофеевной и на повозке привезли ее в школу.

Неописуемая была та встреча матерей детей-патриотов, оставившая большой след в сердцах комсомольцев и всех присутствующих. В широком школьном коридоре и у школы собрались не только ученики, учителя, но и все кто оставался в селе во время войны. Стонала школа, все плакали навзрыд. Как могли, утешали матерей, вспоминали своих отцов, сыновей, воюющих на фронте, и клялись отомстить фашис¬там. И это был стимул лучше трудиться в тылу, чтобы ковал победу над врагом.

Было в жизни юной Александры время, когда в послево¬енные годы принимала активное участие в восстановлении разрушенного хозяйства. На своих хрупких плечах, облива¬ясь потом, за 12 километров пешком носила с кирсановского элеватора семена для посева в колхоз "Страна Советов" Ма-рьинского сельсовета, где тоже учительствовала.

Любили дети литературу и свою учительницу. И когда ее из одной школы хотели перевести в другую, где не хватало учителей (и было написано заявление), комсомольцы при¬шли к директору и твердо сказали: "Не отдадим". Что ж делать, так и осталась с ними Александра Ильинична.

А еще память высвечивает жуткое событие военной поры, всколыхнувшее все село. В небе над Второй Гавриловкой, пролетая, загорелся и разбился наш самолет, летевший, видимо, из Пензы. Он упал на берег реки Иры и разломился пополам. Было очень страшно. Взрыв, крики, слезы - все смешалось вокруг. Вся школа и селяне в шоке выскочили к реке. Два летчика, не катапультировавшись, были мертвы. Все их документы учителя передали в райвоенкомат. Летчики везли большую партию теплой одежды на фронт. Александра Ильинична вместе с другими организовала похороны погибших.

И клубе, где стояли два гроба с телами летчиков, комсомольцы застыли в почетном карауле, отдавая последние почести бойцам. Похоронили их на местном кладбище. А позже и мотор самолета с берега реки перевезли на лошади и возложили на могилу с цветами с навек усопшими. Потом и ухаживали за ней. Так молодежь почувствовала рядом с собой жгучее дыхание войны, ее мертвую хватку и готовили себя к защите Отечества.

Позже, работая с 1952 года директором Сурковской школы, А.И. Сокольская продолжала военно-патриотическое воспитание. Была инициатором постройки памятника около школы погибшим селянам. По кирпичику пионеры и комсомольцы собирали везде и носили их для памятника. Своими силами и построили его. Спустя время, тогдашний председатель колхоза Д. И. Бабкин предложил перенести памятник в другое место и возвести новый. И стоит стела сейчас с высеченными именами односельчан, павших в годы войны, напо¬миная о великой трагедии. К ней не зарастает народная тропа. Сурковцы чтят своих воинов-освободителей.

С удовольствием, теплотой и юмором рассказывает Александра Ильинична о том, как любила петь и была руководителем художественной самодеятельности, выступала и сама А учительствуя в юности в школе Мордовского района, исполнила песню, подобранную директором специально для ее голоса. Комиссия отметила молоденькую учительницу, как "лучшую пионерку-певунью".

И в Тамбовском театре выступала наша героиня - студентка (когда училась в институте) по приглашению режиссера. Успешно сыграла роль пионерки по пьесе Корнейчука. За это получила премию, о которой приятно помнит до сих пор. А подарили платье. Как кстати оно было ей, живущей только на свою стипендию! Активности, жизнерадостности ее позавидуешь и сейчас. Позади олимпиады, конкурсы художественной самодеятельности, где Сурковская школа неизменно была в числе первых в своей зоне.

Мудрый наставник и друг
Очень любила А. И. Сокольская школу, свой предмет, детишек. Бывало, никого не отпустит из дома, чтобы не покормить, не одарить конфеткой. И дети платили ей искренней любовью, не отходили от учительницы.

Она вспоминает с оживлением: - Был и такой интересный случай. Проводила как-то я литературный вечер. Ставили в X классе инсценировку по Пушкину "Письмо Татьяны к Онегину". Так те восьмиклассники, юные артисты, в последствии поженились, став мужем и женой. Вот так литература связала две жизни в одну. Как-то видела их. посмеялись вместе, что любовь и страсть на сцене воплотились в реальную жизнь.

И с коллегами у нее хороший контакт. Она помогала мо¬лодым, щедро делилась знаниями по методике, педагогике и воспитанию молодежи. Вот и сейчас уроки русского языка и литературы ведет ее бывшая ученица Елена Сергеевна Мура¬шова, которая решила продолжать дело любимой учительницы. Ее ученики разлетелись во все стороны нашей страны.

Уважают Александру Ильиничну и в селе. Да и как же ее ек уважать, когда, будучи секретарем партийной организации колхоза имени Мичурина, вела большую организаторскую работу. Мудрый, мужественный наставник личным примером показывала, как, не замыкаясь в своей скорлупе. Нужно трудиться и участвовать в общественной жизни. 26 лет она была депутатом Кобяковского сельского Совета, а еще и председателем- товарищеского суда и женсовета.

- В любое время дня и ночи, - вспоминает она, - меня звали на помощь: уладить семейные отношения или ссору между соседями, обычно из-за земли. Ко всем старалась нахо¬дить подход. В общем, помирить удавалось всегда, без поло¬жительного результата никогда не возвращалась.

Вот почему ее, наверное, и ценят селяне, с гордостью называя цветом села, а еще нежно - Ильинична, за близость к народу и простоту. У нее был муж - учитель истории и географии, ныне покойный Игорь Петрович, а теперь она богата четырьмя детьми, шестью внуками и пятью правнуками. Живут они в близлежащих областях. Для них милая мама, бабушка и прабабушка - всегда пример. Семеро родственни¬ков, в том числе и дочка, составляют учительскую династию, так что профессия эта у них, можно сказать, наследственная.

Проходят годы, насыщенные большими событиями, и с 1975 года Д. И. Сокольская стала пенсионеркой. Она простилась со школой и уехала к дочери нянчить внуков. Но вдруг телеграмма из Сурков: "Просим вернуться , нет преподавателя для девятого класса”. Последовали еще переговоры, телеграммы, советы и не выдержала педагог, тронула ее сердце родная школа, которой не могла отказать. Школа - не только призвание, но и сама судьба. Потому вернулась и проработала еще много лет Александра Ильинична (ведь имя ее и переводе означает "мужественная защитница").

И сейчас на отдыхе не бывает закрыта дверь ее дома: то идут бывшие ученики с бедами или радостью, а то и за цветами или советом, учителя за консультацией или просто проведать коллегу, селяне за лечебной травкой, которую любит собирать Александра Ильинична и не скупясь, делится с те- ми, кто прихворнул.

Нe раз приезжала за ней дочка с уговорами, чтобы забрать к себе, но пока не может бросить свой "медвежий угол" она где знакома и до боли мила сердцу каждая тропинка, исхо¬женная вдоль и поперек ее ногами, каждый говорливый ручеек, шелестящий листочками кустик и вымахавшие когда-то маленькие деревца. Радуется она и стройному лесу, где с удовольствием собирает грибы. А красота-то кругом какая!

Цветы пьянят своим ароматом, напоминая молодость. И не в состоянии она расстаться с дивным уголком. Пока eсть силы, управляется и на огороде.

..«позволь смиренно преклонить колени
А на 80-летний юбилей ее поздравили и ученики, и учителя. Были и шампанское, и чай, и подарки, а главное - много добрых и трепетных слов, сказанных ветерану. Они до глубины души взволновали ее и даже придали новый заряд бодрости.

Чуть позже приезжала к ней из Кирсанова бывший биолог и химик школы Зоя Егоровна Кривощапова.

- Проснулась я утром, смотрю, дождь льет, а ко мне кто-то идет. Открываю дверь - Зоя Егоровна. Когда-то я приютила ее, она жила у меня. Помнит добро и приехала поздравить. Я предложила ей чайку, посидели бы, поговорили, да где там, тут же засобиралась с поездом назад домой. Так что не пропадает милосердие, - задумчиво подытожила Александра Ильинична.

Сейчас по исполнении восьмидесяти лет хлопочет ветеран, чтобы ей оформили надбавку к пенсии в соответствии с законом. Очень надеется, что получит. В связи с этим мы позвонили начальнику отдела социальной защиты населения администрации района 3. И. Силиной. Не волнуйтесь, уважа¬емая Александра Ильинична, как заверили, будет вам исчисляться надбавка к пенсии с 1 ноября.

А напоследок поделилась старейшая учительница и тем, что у нее дома есть библиотека с программным материалом.

Так вот хочет она подарить ее школе. Это еще один добрый след и не только для школы, но и села в целом. А среди ее наград медаль "За долголетний добросовестный труд" и множество Почетных грамот обкома КПСС. Однако все-таки лучшей наградой считает признание ее скромного, но такого важного и необходимого труда односельчанами, их уважение и любовь. Прожив большую жизнь, она и сейчас имеет много друзей.

Что и говорить, старость - не радость. Но из слов А. И. Сокольской я поняла, что может быть и в радость. Жизнь чудесно уравновешена в этом педагоге и общественнице. И я - тоже нахожусь под се обаянием, она сердечно и открыта для общения.

Учитель - это многогранный, вдохновенный, кропотливый и упорный труд, требующий эрудиции, широкого кругозора, усидчивости, культуры, ответственности... ведь воспитывается наше будущее. Все эти качества у Александры Ильиничны есть. Она всегда имела полное моральное право на борьбу за нравственную чистоту. А потому, в заключение, от чистого сердца, думаю, выражу общее мнение учителем, учеников и всех селян восторженными словами, полными признательности, благодарности и любви к Александре Ильиничне:

" Учитель, пред именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени..."
К ним с благоговением присоединяюсь и я, успевшая то¬же полюбить свою героиню.

© А.С. Харламова. Пока живу - помню, пока пишу - живу, 2008 г.