Герб города Кирсанова

Первые десятилетия Кирсанова как города

Поселение, основанное Хрисанфом Зубахиным, постепенно росло и развивалось: сперва в качестве селения при Красинском железоделательном заводе, потом (с 1733 г.) как село Кирсаново дворцового ведомства, входящее в состав Шацкой провинции, Рязанского наместничества. По некоторым данным, в это время в селе насчитывалось 75 дворов и 500 жителей. Поначалу преимущественно крестьянское, село постепенно со временем приобретает торговое значение, так как располагается на перекрестке торговых путей. Однако, так и быть Кирсанову большим селом, если бы не губернская реформа 1775 года, проведенная по решению Екатерины II.

По плану реформы в каждой губернии (наместничестве), как правило, должно было проживать 300-400 тысяч ревизских душ. Губернии (наместничества), в свою очередь, делились на уезды с населением 20-30 тысяч ревизских душ. Центрами новых административных образований должны были стать губернские и уездные города. И если с губернскими было все в порядке, то городов уездных явно не хватало, в связи с этим принимается решение преобразовать некоторые села, населенные государственными (удельными) крестьянами в города, которые и станут центрами уездов.

Поиски же подобных сел поручили высшим губернским чинам. На тамбовских землях такие изыскания проводил Владимирский генерал-губернатор Р.И. Воронцов. Его по праву можно назвать вторым основателем города Кирсанова, ибо данная им характеристика села как “весьма изрядного” и “довольно населенного”, в котором “бывают разные торги”, сыграла решающую роль в изменении статуса этого населенного пункта, что в 1779 году и было сделано. Так, в указе от 16 сентября 1779 года “О составлении Тамбовского наместничества из пятнадцати уездов” говорится: “...переименовать городами ведомства главной Дворцовой канцелярии села Кирсанов и Моршу...”[1].

Впрочем, это преобразование мало что изменило в жизни вновь испеченного городского населения, ведь не статус города определяет положение поселения на торговых путях в Москву, Пензу, Шацк, Поволжье и Донские станицы или такой показатель, как количество мельниц. Хотя в конце XVIII века в Кирсанове и его окрестностях мельниц было более восьмидесяти, а как центр по переработке зерна город и уезд занимал в губернии второе место после Тамбова[2].

В 1781 году был утвержден герб города Кирсанова. Его описание следующее: в верхней части щита изображен герб города Тамбова: на голубом фоне улей и три золотые пчелы. Ниже - две птицы, именуемые травниками или красноножками из семейства бекасовых отряда куликов, которых в те времена много водилось в окрестностях Кирсанова.

В рукописи первого “Экономического описания города Кирсанова Тамбовского наместничества”, составленном в том же 1781 году специальной комиссией по генеральному межеванию земель в России (1765-1790 гг.) говорилось: “Город Кирсанов, что прежде был селом имеет 314 дворов, в нем проживает по ревизии душ 3141 обоего пола, расположен на правых сторонах оврага и двух отвершков (возвышенностей, холмов, бугров - прим. сост.) безымянных и по обе стороны речки Пурсовки при больших дорогах, лежащих из городов Тамбова, Новохоперска, Моршанска и Ломова”. В городе имелась деревянная соборная церковь во имя св. Николая Чудотворца, построенная еще в 1777 году[3], да присутственные места: тюремная изба и пять питейных домов - “все деревянные и весьма малые”. Вот и весь город.

Упоминаемый в первом экономическом описании овраг, в другом экономическом описании города именуется как “овраг Корнакова”. При застройке Кирсанова и устройстве дороги на Тамбов горожанам пришлось много потрудиться, чтобы засыпать овраг хотя бы в необходимых местах. Затем, время и люди сделали свое дело и о существовании оврага нам напоминает лишь название улицы Родниковская.

В конце XVIII - начале XIX века абсолютное большинство среди местного населения составляли удельные крестьяне, достояние государей-императоров и родного Отечества (в 1801 году их было немногим менее 79% от всех кирсановских жителей), может быть, поэтому их удельный вес в городском населении снижался крайне медленно (через 10 лет он уменьшился только на 2%). Удельные крестьяне вместе с однодворцами занимались земледелием и поставляли на продажу хлеб. Количество мещан, основного сословия всякого истинно настоящего города, практически не увеличивалось. В 1810 году мещанином был лишь только каждый десятый горожанин.

Однако, Кирсанов был крайне притягателен для купцов: с одной стороны, это был центр мукоделия, а с другой - развивающаяся структура уездного управления на пересечении торговых путей. Все это не могло не привелкать деловой люд не только из Тамбова, Моршанска, Козлова и Шацка, но даже из Тулы, Нижнего Новгорода и других городов. Здесь селились и заводили свое дело не только купцы, мещане и однодворцы, но и отпущенные на оброк помещичьи крестьяне из других губерний, что свидетельствует о прибыльности местного хлебного производства и продаж.

Управлялся Кирсанов, как и все ему подобные города, с помощью чиновничьего аппарата, во главе которого стоял городничий, почти всегда в чине коллежского асессора. Были в городе и подконцеляристы, и регистраторы, были и судебные органы, и тюрьма - в общем, весь служивый люд, описанный Гоголем в бессмертной комедии “Ревизор”[4].

В церкви св. Николая требы совершали четыре священника с причтом. Работы местным батюшкам хватало: так, в 1810 году ими было зарегистрировано 77 браков, около 240 смертей и 440 рождений, так что демографические процессы шли в положительном направлении. На протяжении третьего десятка лет существования Кирсанова как города количество родившихся превышало количество умерших. Среди жителей встречались также старообрядцы и мусульмане-татары[5].

Помимо соборной Никольской церкви еще существовала при городском кладбище церковь во имя св. Космы и Дамиана. Она упоминается уже в “Экономическом описании г. Кирсанова” за 1805 год. Сначала церковь была деревянная, а в 1834-36 годах рядом с ней была построена каменная, которая сохранилась до сих пор. Кладбище рядом с церковью существует, видимо, со дня образования города (1779), но точных данных об этом нет. Есть косвенные сведения о том, что ранее кладбище находилось на бугре между нынешними улицами Советской, Урицкой, Дзержинской и Рабоче-Крестьянской.

Большую роль в жизни города играл Тихвино-Богородицкий женский монастырь. Основание его связано с именем Марфы Петровны Апариной, еще в раннем возрасте обнаружившей склонность к монашеской жизни. Родилась Марфа Апарина в семье дворянина в городе Саранске. Когда умер отец, мать ее М.Г. Апарина около 1780 года с семейством переехала в Кирсанов. В доме, где жила Марфа со своей сестрой Пелагеей, собралось несколько девиц, желавших жить отшельнической жизнью. Образовалась небольшая общинка. Существование ее стало возможным благодаря подвижничеству Марфы, ибо “общество это не имело собственного значения, держалось всюду авторитетом своей основательницы”. Она духовно руководила общиной, дала ей устав (по образцу Саровской пустыни) и наказала добывать пропитание себе собственными трудами, предсказав, что в Кирсанове будет монастырь. Управление общиной Марфа завещала своей духовной дочери Татьяне Пахомовой. Однако, после кончины блаженной подвижницы в 1800 году, реально управляла всеми делами ее сестра Пелагея (ум. 1819 г.). Именно она в 1814 г. попросила у горожан место рядом с собороной Никольской церковью и построила там дом для общины. Позже было получено разрешение от епископа Ионы именовать общину богадельней при церкви. В 1819 г. в богадельне насчитывалось уже 30 сестер. На средства майорши Марии Петровны Колычевой (впоследствии - монахиня Магдалина в Кирсановском монастыре) в 1825-1826 гг. для сестер на окраине города была выстроена церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В 1846 г. богадельня официально переименована в женскую общину, с правилами общежития, определенными Св. Синодом, а 7 апреля 1849 г. община переименована в общежительный монастырь 3-го класса. Обеспечивали себя сестры монастыря собственным трудом. Пряли, ткали, красили полотна, шили церковные облачения. Товары сбывали не только в городе, но даже в других губерниях (Арзамас, Н. Новгород)[6].

© Просветов Р.Ю.
Очерки истории Кирсановского края.

Примечания

[1] Кузнецов В. Мой город. К 200-летию Кирсанова // “Ленинец”, №71, 1979.

[2] Полонский А.М. Первые десятилетия Кирсанова как города // 60 лет Тамбовской области. 200 лет Тамбовской губернии: Тезисы к научно-практической конференции. Тамбов, 1997, с. 13.

[3] Первая городская церковь во имя св. Николая находилась по нынешней Красноармейской улице справа от ворот городского рынка. Это подтверждают как сохранившиеся планы города, так и то, что в середине 1950-х гг. здесь проводилось строительство и были обнаружены захоронения, бывшие весьма часто при церквах.

[4] Полонский А.М. Указ. соч., с. 14.

[5] Там же.

[6] Левин О.Ю. и др. Указ. соч., с.10-11.