Герб города Кирсанова

50-летие существования Кирсановского приходского училища (1831-1881 гг.)

В текущем году исполнилось 50 лет со дня открытия Кирсановского городского училища, основанного в 1831 году.

С 1831 по 1848 г. точных сведений о развитии училища нет. Известно лишь то, что в означенный период времени оно существовало при уездном училище и служило приготовительным классом.

Учащихся при открытии училища было 7 человек. Личный состав училища состоял из законоучителя, занимавшегося бесплатно, и учителя, получавшего 96 р. в год. До 1848 г. в училище ни однажды не было учащихся более 20 человек. С 1848 до 1858 г. училище находилось при уездном же училище и учащихся в нем было 25, хотя в то же самое время в частных школах, где занимались дьячки, было до 40 воспитанников, и таких школ было две.

Где искать причину того, что родители избегали городской школы и предпочитали частную, трудно сказать. Помещение при уездном училище было удобное, тогда как у дьячков летом учение происходило на дворе, на открытом месте, или в сарае, а зимой – в тесной, душной, темной и почти чуждой всякой мебели комнате. Жители Кирсанова хорошо помнят эти школы; рассказывают, что учителя в этих школах обращались строго, почти варварски. Между тем, в это же самое время ничего не слышно было дурного про занимавшихся в приходском училище. Единственно, на что указывают старики в том случае, когда речь шла об удобствах и преимуществах учения в частных школах, это следующее: «в училище платы не берут, а даром хорошо учить не станут». Вот это-то предубеждение на счет училища, кажется, и заставляло родителей отдавать детей в частные школы. Они были знакомы с устройством и целями приходского училища и поступали по заведенному исстари обычаю, следуя своим дедам, которые всегда, желая выучить детей читать и писать, отдавали их частным учителям и платили за это деньги.

С 1858 года, с назначением учителя Холмского, получившего образование в Тамбовской духовной семинарии, приходское училище начинает возвышаться. Благодаря этому учителю, вполне знавшему свое дело и относившемуся с любовью к своим занятиям, дети скоро привязались к нему; это заставило жителей изменить свой взгляд на приходское училище; постепенно, мало по малу, его стали предпочитать частным школам. Учащихся в 1860 г. было более 50, а к концу службы Холмского, в 1867 году, число их доходило до 80. Училище имело отдельное помещение; жалованья получал учитель 150 р.

Прослужив в Кирсанове около 10 лет, Холмский оставил по себе самую прекрасную память, как человек, преданный до самоотвержения своему делу и опытный педагог, которые в 50-х годах в начальных школах были весьма редки. В это время еще не было и помину о звуковом способе обучения, в Кирсанове же он уже процветал. Холмский составил руководство обучения по звуковому способу и отпечатал несколько его экземпляров. Учебник этот разделен был на 28 уроков и по своему составу и приему похож на азбуку Столпянского, которая не была еще тогда известна. Недостаток-ли средств или другие какие-нибудь причины помешали ему издать свой труд. Ученики его до сего времени вспоминают и говорят, что он первый опроверг им пословицу: корень учения горек. «Мы шли к нему, говорят они, с радостью и в классе никогда не ощущали ни скуки, ни утомления». Некоторые рассказывают, что даже и серьезные препятствия и неудобства не останавливали детей от посещения школы. Так, когда училище помещалось в холодном доме, где утром вместо сора выметали кучи снега, дети все-таки не шли, а бежали к своему учителю, лишь только наступало время классов, и он, хотя на короткое время, находил им занятия. Известно, что Холмский в течение месяца выучивал детей порядочно читать и писать. Можно себе представить по этому случаю радость и удивление родителей, привыкавших видеть своих детей читающими псалтирь едва через год или два.

В 1868 году Холмский был переведен в город Борисоглебск руководителем сельских учителей, где и умер в 1871 году во время бывшей там холеры; но память о нем и до сих пор сохраняют жители города Кирсанова. С переходом Холмского, как число учащихся, так и преподавание в училище постепенно упадает. В продолжение 3-х лет сменились 4 учителя, которые, по отзыву жителей, нисколько не были похожи на своего предшественника, а один из них положительно не занимался своим делом. К 1870 году школа опустела впредь до назначения учителем Болдина, который, пробыв в Кирсанове год, перешел в Тамбов. На его место поступил И. Львов, состоящий на этом месте и до сих пор. Учащихся при поступлении Львова было 31, с того времени процент учащихся постепенно увеличивался, так что в 1873 году учащихся было 110. Потребность и как бы уже обязанность дать своим детям образование стала проглядывать и в жителях города Кирсанова, а состоявшееся Высочайшее положение о выдаче окончившим курс в начальном училище свидетельства с правом 2-летней льготы по отбытию воинской повинности так подвинуло дело, что в 1874 году в училище было 160 учеников; управа ассигновала жалованье другому учителю в размере 150 р. и прибавила первому учителю к получаемым им 150 р. еще 30 р. в год. Выдача льготных свидетельств много способствовала как поступлению, так и удержанию учеников в училище на третий год, тогда как прежде очень мало было учеников, пробывших в училище три года. Большая часть учеников, выучившись кое-как читать и писать, оставляли школу и в третьем отделении училища бывало не более 5 или 7 учеников. Бывший штатный смотритель здешнего уездного училища Иноземцев часто рассказывал, что он, не желая, чтобы уездное училище оставалось пустым, ходил к родителям учеников и просил их отдать своих детей в уездное училище. В настоящее время не то, что было прежде: учеников в приходском училище 200, учителей 4, из которых 4-й назначен с августа 1880 г. Родители детей, которым нужно отбывать воинскую повинность, стараются, чтоб сыновья их получили свидетельство; имеющие же средства отдают своих детей в уездное училище. В прошлом году получили свидетельства 19 учеников, из которых 5 поступили в уездное училище. Родители же таких учеников, которым по семейному положению не отбывать воинской повинности, и до сего времени не дают своим детям окончить курс в приходском училище. И так поступают лица достаточные, а бедные, понятно, из нужды стараются поскорее избавиться от лишнего рта, берут своих детей из 2 или 3 отделения и отдают их на лавку или другие места. Вот причина, почему и до сего времени из 200 учеников в 3-м отделении всего 31. Часто приходится объяснять родителям пользу, если их сын окончит в училище курс, но на это постоянно слышишь одни и те же ответы о бедности, в роде следующих: «видите, сапоги-то у мальчишки развалились, новых купить не на что, а мещанин возьмет его с собою по уезду, будет его одевать» и проч. А между тем. большей частью ученики, оставляющие школу до окончания курса , бывают способные и даровитые, так что жаль бывает расставаться с ними.

На все это могут сказать: есть общество, которое могло бы помогать своим членам. Ничего этого никогда не было и до сего времени никто не обращает внимание на училище. Благотворительных учреждений нет в Кирсанове, а управа и мещанское общество не имеют лишней копейки, так как известно, что город не имеет земли, а потому все городские расходы падают на налог с домов, которые и без того очень велики.

Личный состав училища в настоящем году состоит из законоучителя, двух учителей, окончивших курс в Екатерининском учительском институте, одного, выбывшего из философского отделения духовной семинарии, и одного, окончившего курс в уездном училище. Помещение училища удовлетворительное, хотя по числу учащихся немного тесно. Главный недостаток помещения заключается в том, что училище находится на конце города; в зимнее время это затрудняет учеников правильно посещать занятия; вследствие чего они пропускают много уроков. Пишущему эти строки очень часто, минувшей зимой, приходилось, за неимением налицо сторожа, раздевать учеников, матери которых, за недостатком теплого платья, укрывают их своими платками; дети, пройдя до училища почти 2 версты, едва не окоченевают.

В прошлом году, вследствие тесноты училищного помещения, не принято было около 30 учеников, и если бы были приняты все желающие поступить, то число учащихся достигло бы до 250. Поэтому, принимая во внимание расстояние и число учащихся, необходимо нужно иметь в г. Кирсанове не одно, а два училища, так как просторного дома для помещения училища в 250 чел. учащихся в городе не имеется.

Библиотека, находящаяся при училище крайне не достаточна. В последние два года училище не получало никаких журналов; учебных пособий также мало. Учебники и учебные пособия учащиеся приобретают на свой счет, а бедные получают все это от училищного совета, который приобретает их на деньги, отчисляемые обществом взаимного кредита. На эти же деньги приобретаются и книги для библиотеки; главным же образом библиотека существует на средства г. Сосульникова, почетного блюстителя училища, не оставляющего бедную школу своей благотворительной щедростью. К величайшему сожалению, в нынешнем году обществом взаимного кредита в пособие училищу ничего не отчислено, а это чувствительно отзовется на бедных учениках, так как дума ассигнует на этот предмет только 10 р. в год.

Учащиеся в училище разделяются по отделениям в следующем порядке: в 1-м коренном отделении – 57 челов., в 1-м параллельном – 53, во втором отделении – 50 и в третьем отделении – 31. Окончивших курс с 1876 г., т.е. получивших свидетельства на льготу, было 78. Прием учеников до 1878 г. был в течение всего года, а в настоящее время ученики поступают только в продолжение августа месяца.

Тамбовские губернские ведомости. 20 авг. № 81 1881 г.