Герб города Кирсанова

Статистический отдел
VI. Религиозно-нравственное состояние монастыря

Не полно будет историческое описание монастыря, если мы в заключение не сделаем краткого очерка религиозно-нравственного состояния обители. Обитель, как видно из истории, созидалась и возрастала с большими внешними стеснениями и материальными недостатками. Это наложило свой отпечаток на религиозно-нравственную жизнь насельниц обители. Мы видим, что монастырь воспитал в своих стенах при таких условиях жизни много смиренных подвижниц и молитвенниц. К числу их, кроме первоначальниц Марфы, Пелагеи – сестры ее и Татьяны Пахомовны, принадлежат приснопамятные старицы: Евдокия, монахини – Ворсанофия, Арсения, Тавифа, Анатолия, схимонахини – Апполинария, Серафима, Антонина и в настоящее время схимонахиня Митрофания. Относительно старицы Евдокии передают, что она почти во всю свою жизнь не имела собственной кельи, проводя большую часть времени во дворе или в храме; при этом она юродствовала, на что, по преданию, получила благословение от прп. Серафима, и ее предсказания, говорят, исполнялись иногда с буквальной точностью. Многие из схимниц вели жизнь строго постническую. Например, о схимонахине Апполинарии рассказывают, что она вела жизнь ангелоподобную, питаясь один раз в день и то плодами. Их молитвами и заступничеством, может быть, и возвеличивалась св. обитель Тихвинская!.. Благодаря этому "святому семени", может быть, стоит она крепко и быстро возрастает… Они же были и самыми лучшими и надежными наставницами и руководительницами сестер в их духовной жизни. Печально только то, что в последнее время стало мало таких выдающихся стариц, хотя религиозно-нравственная жизнь обители и теперь стоит высоко и едва ли найдется, кто бы мог самым делом укорить обитель в охлаждении к вере или в зазорном поведении сестер. Труд и молитва созидали обитель. Они же и держат ее на должной высоте. Добрая жизнь обители влияет и на окружающее население. Многие приходят сюда, ища утешения в скорбях и напастях, и находят духовную поддержку и жизненное руководство.

В умственном и образовательном отношении монастырь занимает не особенно видное место. И сейчас можно много найти неграмотных монахинь. И только благодаря влиянию в последние 20 лет церковно-приходской монастырской школы многие основательно изучили грамоту и теперь при помощи дальнейшего самообразования стали любить чтение святоотеческих творений и других религиозно-нравственных произведений наших духовных витий и наставников иноческой жизни.

Если мы окинем беглым мысленным взором всю только что изложенную нами историю Тихвинской Кирсановской обители, то, прежде всего, обратим внимание на то, каким образом в какие-нибудь несколько десятков лет из ничего так возросла и благоукрасилась обитель? Ответ на это мы найдем, если согласимся, что не почему-либо другому, как только по чудному действию силы Божией. "Сила Моя в немощи совершается", сказал Сам Господь Апостолу Павлу (2 Кор. 12,9). Если эти слова Господа приложимы к великому делу – насаждению в мире Церкви Христовой руками немощных рыбарей – Апостолов, то они легко могут быть применимы и ко всякому делу Божию. И ныне всякое дело Божие, лишь бы оно предпринималось с искренней верой в зиждительную силу Божию, совершается с чудодейственной легкостью. Ведь и все обители нашей православной России созидались из ничего на пустынных, отдаленных местах, но с Божией помощью возрастали и укреплялись. Напрасно людская ненависть и злоба усиливаются отыскать черные пятна в сокровенных затворах наших удаленных от мира стеною православных иноческих обителях. Где их нет – этих пятен? Их нет только в мире собственно ангельском. А там, где живут люди, они неизбежны. А между тем сотни, тысячи больных, престарелых, сирых где находят себе более безопасный и безмятежный приют, как не в обителях? Ревнующие о безмолвии, жаждущие душевного спасения и богомыслия где нашли бы удовлетворение своей духовой жажде, если бы не в обители? Но не будем распространяться в защиту и пользу православных обителей наших. Великая польза их для общества очевидна. При сем веруем, что и самое их устройство и процветание есть дело Бога Живаго, Ему же честь и слава со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.