Герб города Кирсанова

Захарченко Т.С.
Воспоминания о первых месяцах Великой Октябрьской Социалистической революции и "школьном деле"

Считаю долгом предупредить, что эти воспоминания будут носить эпизодический характер и не одного только Кирсанова, т.к. некоторое время я был на фронтах в Царской и Красной армиях.

Изложение будет в приблизительно хронологическом порядке.

Октябрь 1917 года. Западный фронт. На фронте тихо. И в тылу какая-то необычная для времени тишина.

Проходя по городу (Луцку), не видишь обычного оживления. Можно на улицах города наблюдать и такие картины. Идет, задумавшись, офицер. Навстречу - верховой казак. Казак отдает честь. Офицер не замечает, т.к. его думы далеко от места встречи с казаком. Казак останавливает офицера и делает ему замечание, что офицер не ответил на приветствие. Факт небывалый для царской армии.

Я, как учитель, демобилизован и еду домой. Весь вагон-теплушка заполнен едущими с фронта солдатами. В одном со мной вагоне ехал военный чиновник Земгора (Земско-городская организация помощи фронту), не снявший погонов. По пути следования станции городов толпы солдат. Много было и демонстраций, в которых принимают участие солдаты местных гарнизонов.

Возбуждение демонстрантов сильнейшее. Все речи и возгласы сводились к одному: долой войну.

По поводу этого лозунга в нашей теплушке велись горячие разговоры между пассажирами. Все пассажиры - военнослужащие, снявшие погоны. Один только военный чиновник остался глух к требованиям момента и погонов не снял. Сильнейшее недовольство на офицерство и чиновников сказалось и в том, что солдаты в вагоне, подогретые разговорами, с крепкой бранью обрушились на чиновника и его погоны и угрожали сбросить с поезда, несмотря на то, что чиновник сидел молча и не вступал в разговоры.

Я - в Кирсанове. По закону мне предоставлено место работы в той же школе, в которой работал до войны (Высшее начальное училище).

Революция коснулась и школы. Прежнее руководство школой (инспектор) заменено новым, коллегиальным и выбранным. Избраны были коллективом школы заведующий школой заместитель и секретарь. Это и было руководство школы. И школа стала работать по-новому. И такое новое было во всем деле Народного образования. Прежде всего уездный инспектор народных училищ был заменен коллегиальным управлением с Заведующим Отд. Нар. обр. во главе.

Деятельность этого учреждения стала чрезвычайно интенсивной и многосторонней. И в этом ему помогали педагоги города.

Прежде всего стал вопрос об удовлетворении нужды населения города в образовании; в получении среднего образования. Поэтому было вместо прежних трех средних школ (Гимназии, реального училища и Высшего Нач. училища) организовано десять единых трудовых школ. Из них далеко не все были размещены в приспособленных для этого зданиях. Так как характер новых школ резко отличался от прежних и по своей организации и по существу работы, то приняты меры к подготовке учителей в новой школе.

Прежде всего школа стала называться “Единой трудовой школой”. Для того чтобы учительство поняло, какие предъявляются к нему требования в новых школах, ему предложено было познакомиться с организацией трудовых школ по системе Кирхенштейнера и других авторов. По этому поводу проводить собеседования на собраниях учителей. Первым Зав. Уоно (завед. Уездным От. Н. Об.) был т. Начинкин.

Для выявления пригодности учителей работать в новых условиях была проведена проверка лояльности работников школ на организованных перевыборах в 1919 г. Зав. Уоно Помазов С.С.

Чтобы сами учителя могли учить ручному труду, для них были организованы курсы по ручному труду при Первой Трудовой школе.

В каждой школе организованы были горячие завтраки.

В организации трудовых навыков в школе можно отметить первую трудовую школу, заведующим которой был Голованов А.А.

Нужно отметить и такой факт, что в первое время были частые собрания учителей города, на которых обсуждались вопросы не только профсоюзные, но и производственного характера. Руководитель - Федченко С.А.

Как много отмечено выше, деятельность Уоно была весьма интенсивна и обнимала большой круг вопросов. Если раньше деятельность инспектора Народного Образования ограничивалась только школами, то с революцией были организованы отделы Уоно: школьный, внешкольный, дошкольный и хозяйственный. Каждый отдел занимал отдельное здание, отдельного руководителя и штат работников. К работе Уоно привлечены учителя города. С революцией рабочие и служащие города были организованы в профсоюзы, которые объединялись Упрофсоветом (Уездным Советом профессиональных союзов). Учителя города были привлечены к культурной работе среди членов профсоюзов. Эта работа заключалась как в проведении лекций на различные темы, включая и политические, так и организации работы по ликвидации неграмотности среди населения.

При профсоюзах были организованы и кооперативные объединения. При союзе учителей было кооперативное объединение № 5.

В это же время при союзе учителей была организована касса взаимопомощи, которая существует и в настоящее время.

По приезде из армии в 1918 году я присутствовал на одном из заседаний Городской думы г. Кирсанова. Товарищи обратили мое внимание на стоявшего в зале заседания человека, среднего роста, смуглого, с несколько узкими глазами. Это был, как мне сообщили, Антонов, начальник милиции, и будущий руководитель эсеровского мятежа.

Подробностей перехода власти в городе и уезде я не знаю.

В последующем не раз приходилось видеть и присутствовать на митингах, где выступал уездный комиссар Аникин, матрос, а Городской Совет Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов возглавлял Оралов М.А., рабочий, который и проводил революционные мероприятия по городу.

К концу 1918 года уже было слышно о контрреволюционной деятельности Антонова в Кирсановском уезде, выразившееся в противодействии Советам, организованным под руководством большевиков и даже убийство членов партии.

С 1919 по 1921 год я - в Красной Армии.

И только по приезде в Кирсанов я узнал о всей серьезности эсеровского мятежа под предводительством Антонова.

В изложенном возможны непонятности в Хронологии событий, т.к. пишется то и так что удержала память.

После подробный и последовательный ход событий в г. Кирсанове и тогдашнем уезде могли бы дать быв. учителя 1-й Сов. школы, а теперь пенсионеры: Сонкин Д.Н., Семечкин М.Д., Белоусов А.Л. и Соколова Е.В.

15/IV 1957 г.
Первомайская, 37.
г. Кирсанов.