Герб города Кирсанова

Романов Н. Грунтовые дороги Тамбовской губернии и их современное значение. VII. Кирсановский уезд.
Тамбов, 1897.

Старых трактов, переданных в ведение земства, Кирсановский уезд имеет 245 верст. Площадь уезда 6034 квадр. версты, так что каждая верста трактов приходится почти на 28 кв. верст.

Означенные 245 верст трактов состоят из следующих линий: 1) Кирсановско-Борисоглебского тракта в 82 версты (от Кирсанова до границы Борисоглебского уезда); 2) Чеммбарского в 37 в. (от Кирсанова до границы Чембарского уезда Пензенской губернии); 3) Балашовского в 42 в. и 4) Моршанского в 52 в. (это одна линия от границы Балашовского до границы Моршанского уезда пересекающие Чембарский тракт у Кирсанова); 5) Кирсановско-Тамбовского в 32 в. (от с. Калаис в 7 в. от Кирсанова на Борисоглебском тракте до границы Тамбовского уезда). Этот последний тракт Кирсановским земство зачислен в разряд проселочных дорог уезда и на содержании земства остались 217 верст  первых четырех трактов. Но уездное земство содержит еще 4 версты проселка от Кирсанова до с. Чутановки с переправою у этого села через р. Ворону.

До проведение железных дорог хлебными рынками Кирсановского уезда были город Кирсанов, с. Инжавинье (Никольское) в 45 в. к югу от Кирсанова и отчасти с. Оржевка, которое только в 15 в. от города к востоку. Вывоз хлебов из Кирсановского уезда был в Моршанск, отчасти, из южных частей уезда, в Борисоглебск, а из западных частей уезда в Рассказово и Тамбов. Ржаная мука производства мельниц Кирсановского уезда вывозилась в Саратов и Камышин. Был большой вывоз пшеницы и гречихи из Саратовской губернии через Кирсановский уезд в Моршанск по Моршанско-Балашовскому тракту. Кирсанов вошел в сеть железных дорог в конце 1870 года и с того времени значение его, как хлебного рынка, весьма усилилось. С. Оржевка остается доныне с базаром, но последний потерял всякое значение в хлебной торговле уезда. В с. Инжавинье держалась большая хлебная торговля до недавнего открытия Тамбово-Камышинской ж.д. Тогда вывоз хлебов из района Инжавинья направился к станциям этой линии, минуя Инжавинский базар. Хлебные торговцы Инжавинья должны были перенести свое дело в Уварово и Кирсанов. Но все-таки хлебная торговля Инжавинья в небольших размерах продолжается и вскоре ожидается новое ее оживление, ввиду предпринимаемой Рязанско-Уральским обществом постройки рельсового пути к Инжавинью от станции Краснослободск Козлово-Саратовской линии.

В Кирсановском уезде находятся следующие станции железных дорог: Ломовис, Краснослободск, Кирсанов, Умет и Ржакса. Первые четыре пункта находятся на Козлово-Саратовской линии, последний на Тамбово-Камышинской. Эта вторая линия едва коснулась Кирсановского уезда на юго-западном его конце, но она в станциях Чакино, Ржакса и Уварово получила важное значение для вывоза хлебов из уезда. Станция Ломовис находится близ Кирсановской границы в Тамбовском уезде, но грузы ее почти сполна Кирсановские. Имеют значение для рассматриваемого уезда, кроме Ломовиса и упомянутых уже Чакино и Уварова, еще два железнодорожных пункта, находящиеся вне его границ, именно: ст. Тамала далее Умета по Саратовской линии и ст. Соседка на Сызрано-Вяземской линии в Моршанском уезде. Есть еще по Саратовской линии в пределах уезда полустанки и разъезды, грузовые получающие (Тягуновка, Овчарный, Калаис, Преображенский).

По статистике железнодорожных перевозок пять вышеуказанных станций отправляли в третье 1893-95 годов такие количества хлебных грузов:

Ломовис

хлебов в зерне

283

329

323

муки

92

70

25

пшена

32

23

8

семян масличных

11

14

15

итого

418

436

371

 

Краснослободск

хлебов в зерне

486

642

606

муки

294

124

77

пшена

51

18

23

семян масличн и пр.

28

26

28

итого

841

810

734

 

Кирсанов

хлебов в зерне

1029

1896

2519

муки

805

1176

1323

пшена

477

612

28

семян масличн и пр.

214

99

116

отрубей и выжимков

73

110

141

итого

2678

3893

4427

 

Умет

хлебов в зерне

557

847

969

муки

65

88

146

пшена

74

79

44

семян масличн и пр.

29

45

81

отрубей и выжимков

21

56

51

итого

746

1115

1291

 

Ржакса

хлебов в зерне

249

1288

1800

муки

77

127

180

пшена

4

45

15

семян масличных

28

45

57

отрубей и выжимков

29

6

23

итого

387

1510

2075

 

Эти цифровые данные главнейших хлебных грузов железнодорожных станций Кирсановского уезда можем дополнить следующими указаниями относительно получения тех же хлебных, а частью и других грузов каждой станцией в отдельности.

Ломовис. Станция находится в 5 верстах от пограничного с Тамбовским уездом села Никольского Кирсановского уезда. В селе, а равно и при станции, хлебной торговли нет, потому крестьянские хлеба из Никольского и других очень близких к станции сел и деревень Кирсановского и Тамбовского уездов везутся на продажу на ст. Платоновку (где покупается рожь владельцем паровой мельницы) и на базар в с. Рассказово (за 20 верст и далее). Станция, однако, отправляет около 400 тыс. п. хлебных грузов ежегодно. Это все грузы из ближайших к станции владельческих экономий Никольской, частью Богословской, Богородицкой и Нащекинской волостей. Но ни одну из этих волостей нельзя, даже по вызову хлебов из владельческих хозяйств, зачислить в район станции Ломовис. По случайностям продажи и по положению имени в разных частях названных волостей хлеба идут на Платоновку, на Ломовис и на Краснослободск. Кроме хлебов станция отправляет до 20 тыс. п. в год табаку. Этот груз доставляется скупщиками табаку местных плантаций из с. Нащекина. На ст. Ломовис поступают те грузы табаку, которые назначаются в Саратов (если в Тамбов и Козлов, то грузка в Платоновке, а в Моршанск табак идет на лошадях). В незначительном расстоянии от станции проходит Тамбовско-Кирсановский тракт и отчасти служит подъездным путем к ней. Но тракт этот на протяжении от с. Дмитриевщины до самого Кирсанова зачислен в разряд обыкновенных проселков и не пользуется заботой земства. Грузы к станции подвозятся с Кирсановской стороны из-за реки Ломовиса. Переезжать реку можно на означенном тракте у с. Рождественского мостом, остающимся на содержании земства, но мост этот весной повреждается. Из Нащекина ездят на Ломовис, переезжая реку вброд. Но оттуда одинаковое расстояние до Платоновки и до Ломовиса (17 верст). В сырое время предпочитается песчаная дорога на Платоновку, черноземная дорога на Ломовис приходит в дурное состояние.

Краснослободск. Станция находится близ с. Краснослободского (Ковылки) Вячкинской волости, собственно между этим селом и с. Хмелинкой, Богородицкой волости, которое расположено при Тамбовско-Кирсановском тракте. Как показано выше, станция эта отправляет хлебных грузов вдвое более, чем ст. Ломовис. Но в Краснослободске только ничтожная ссыпка хлебов местными скупщиками, потому почти все означенные грузы поступают из местных владельческих хозяйств. Крестьяне окружающих станцию селений разных волостей (Вячкинской, Никольской, Богородицкой, Соколовской) вывозят хлеба на продажу в Кирсанов и в Рассказово. Партии хлебов из владельческих хозяйств грузятся на ст. Краснослободск из Никольской, Вячкинской, Кордюковской, Калугинской, Инжавинской, Богословской волостей, вообще из местности, расположенной к югу от линии ж.д. по правую сторону р. Вороны. Но собственно муки станция получает много с владельческой мельницы на левой стороне Вороны у Коноплянки в Красивской волости. Сравнительно немного хлебных грузов станция получает и с севера, из экономий Соколовской волости. Все грузовое движение к станции совершается разными малыми дорогами, из которых после проведения рельсовой линии от Краснослободска на Инжавинье, по-видимому, сохранить значение только дорога из Курдюков. Из с. Соколова, в 18 верстах к северу от станции, грузовое движение к ней идет дорогой через Синие Кусты и Дмитриевку, порожние подводы направляются на Дубки и Хмелиновку. – Кроме хлебных грузов ст. Краснослободск почти ничего не отправляет. В 1894 году было погружено здесь для отправки в Козлов и Тамбов 58 тыс. п. строительного камня и 5600 п. жерновов. Бывает незначительная грузка битой и живой птицы, скота, картофеля. Получает станция рельсовым путем мануфактурных товаров около 3-4 тыс. п. в год (для Инжавинья).

Кирсанов. Как показано выше, отправка хлебных грузов из Кирсанова, возрастая с каждым годом, в 1895 году немного не достигла 4 ½ миллионов пудов. Кирсанов уже сделался таким же важным пунктом хлебного отпуска из Тамбовской губернии, как Козлов и Борисоглебск. Годовая отправка со ст. Кирсанов до 4 и более миллионов пудов нисколько не зависит от каких-либо доставок сюда хлебов рельсовыми путями с другим железно-дорожных пунктов. Таких доставок на ст. Кирсанов до 4 и более миллионов пудов нисколько не зависит от каких-либо доставок сюда хлебов рельсовыми путями с других железно-дорожных пунктов. Таких доставок на ст. Кирсанов в трехлетие 1893-95 годов было от 170 до 286 тыс. п. в год и в этих количествах главное место занимает пшеничная мука (от 69 до 131 тыс. п.) – продукт, доставляемый в Кирсанов для местного потребления, а не для дальнейшего транспорта. Кирсанов получает до 4-х и более миллионов пудов хлебов грузов грунтовыми путями из постоянного района его рынка и станции ж.д. Этот район охватывает в настоящее время большую часть Кирсановского уезда и ближайшие местности Чембарского уезда Пензенской губернии, Балашовского Саратовской. Общее направление хлебного вывоза из Тамбовской губернии к Москве и к Балтийским портам отвлекает, конечно, от Кирсанова хлеба из местности, лежащий от него к западу. Из средних западных частей уезда, растянутого с севера на юг, крестьянские хлеба идут значительной частью в Рассказово, а хлеба из владельческих хозяйств грузятся, главным образом, на станциях Краснослободском, Ломовис. Из крайней северной части уезда хлеба идут значительной частью на рынок села Пичаева Моршанского уезда и через посредство этого рынка поступают на станции Сызрано-Вяземской ж. д. Из южных частей уезда грузы отвлечены на станции Тамбово-Камышинской ж.д. Но и при всем этом местном распределении хлебного вывоза из Кирсановского уезда город и станция Кирсанов постоянно получают хлеба из наибольшей части волостей уезда, в особенности из восточных, находящихся за р. Вороной (по левую ее сторону), но также из многих средних и северных к западу от р. Вороны (по правую ее сторону). Для определения района станции Кирсанов мы должны перечислить здесь следующие волости уезда: а) из находящихся по левую сторону Вороны (от севера к югу) волости: Васильевскую, Оржевскую, Глуховскую, Градско-Уметскую, Вяжлинскую, Царевскую, Карай-Салтыковскую, Балыклейскую и б) из находящиеся по правую сторону Вороны (тоже от севера к югу) волости: Пересыпкинскую, Софьинскую, Куровщинскую, Богородицкую, Соколовскую, Булыгинскую, Ирскую, Пригородскую, Кобяковскую, Вячкинскую, Иноковскую, Калугинскую, Паревскую. Уезд делится на территории 34 волостей из них 21 сполна или отчасти принадлежат хлебному торговому району Кирсанова. Случаются отправки хлебов в Кирсанов и из некоторых других волостей, нами неипоименованных. Крестьяне при всяком подходящем случае везут что-нибудь из своих урожаев на этот главный рынок уезда, в особенности горох или чечевицу. Рынок села Инжавинья настолько теперь слаб, что на него постоянно вывозят хлеба только крестьяне Инжавинской и Красивской волостей. Грузка хлебов с этого рынка на ст. Краснослободск, поэтому мы не включаем названные две волости в район Кирсанова. Если и бывает на Инжавинский база привоз хлеба из некоторых других волостей (Калугинской, Курдюковской, Пересыпкинской, Иноковской, Паревской), то привоз незначительный. Главное торговое тяготение этих волостей не к Инжавинскому рынку. В трехлетие 1893-95 годов станция Кирсанов получила железной дорогой такие грузы: лесных строительных материалов 30-40 тыс. п., дегтя и смолы по 2-3 тыс. п., керосина 60-80 тыс. и, винного спирта 12-15 тыс. п., сахарного песку 8-15 тыс. и, сахара рафинада свыше 50 тыс. п., железа и стали 30-40 тыс. п., мануфактурных товаров 16-18 тыс. п., соли поваренной 130-180 тыс. п., разной соленой рыбы 70-80 тыс. п. Все это, конечно, развозится в разные стороны по грунтовым путям уезда. Отправляет ст. Кирсанов 30-50 тыс. п. табаку-махорки, получая этот продукт гужевым подвозом. Хотя все пять старых трактов уезда сходятся у Кирсанова, но этих более или менее устроенных грунтовых путей для торговых и других сношений с городом разных мест его уезда далеко недостаточно. Из с. Осиновые Гаи нужно ехать в Кирсанов сначала малой дорогой до с. Куровщины и затем Моршанским трактом. Но ездят и все расстояние до города малыми дорогами (через Гусевку, Кондауровку, Измайловку, Александрову). Из с. Соколова сообщения с Кирсановом тоже малой дорогой (на Измайловку, Александровку, Кобяки, летом последнее село оставляется в стороне). Из Софьина дорога в город через Космодемьянское, часть Гавриловки, Булыгино или Булыгинский Куст, а далее трактом. Из Васильевки проселок в город через Оржевку. Через Оржевку путь в Кирсанов и из Глуховской волости. Из Царевской волости дорога через Березовку, Ильинку, Варваринский поселок, Вяжлю и Чутановку. У с. Вяжли сходятся проселки в город и из других юго-восточных волостей за Вороной. С. Паревка находится по правую сторону Вороны и на Борисоглебском тракте, однако зимним путем отсюда в Кирсанов служит проселок по левой стороне Вороны на Вяжлю и Чутановку. Из юго-западных волостей уезда тоже только малые дороги в Кирсанов.

Умет. Станция находится в 5 верстах от с. Градский Умет на Балашовском тракте. Ближе к станции находятся селения Масловка, Любичи, Сулак Градско-Уметской волости. В с. Градский Умет прежде был еженедельный базар, но в 1886 году закрыт. При станции покупки хлебов не производится, потому самая Градск-Уметская волость и соседние с ней по вывозу крестьянских хлебов принадлежит к району ст. Кирсанов. Селения Глуховской волости отстоять на 30 и более верст от Кирсанова и частью продают хлеб на месте приезжающим из города скупщикам, которые уже и отправляют составляемые партии хлебов частью на ст. Умет, частью на ст. Тамала. Станция отправляет более миллиона пудов партионных хлебов из владельческих экономий и притом на значительную часть из Балашовского уезда благодаря тому, что станция приблизительно в 5 верстах от границы этого уезда.

Ржакса. Станция находится при д. Ржаксинские выселки и тут теперь производится значительная скупка хлебов (до 12 постоянных местных и водворившихся с разных сторон хлебных торговцев). По вывозу крестьянских хлебов к району станции принадлежат четыре волости Кирсановского уезда: Ржаксинская, Богдановская, Золотовская и Трескинская. Частные экономии этих волостей отправляют хлеба частью на ст. Чакино. Очень большая отправка хлебов со станции, превышающая уже 2 миллиона пудов в год, объясняется подвозом из Тамбовского уезда. Владельческих хлебов много отвлекает от с. Ржакса ст. Чакино. Крестьяне названных четырех волостей вывозят хлеба тоже не исключительно на Ржаксу. Из селений Трескинской волости значителен вывоз в Рассказово. Туда же вывозит хлеба д. Федоровка Золотовской волости, а д. медная это же волости – на ст. Сампур. Паровая мельница при с. Богданове грузит муку на ст. Чакино, а водяная мельница при с. Трескине на ст. Ржакса. Из Трескина путь на Ржаксу через Кургановку, Михайловку и Лукино, из Золотовки тоже через Лукино. Из Богданова ездят на ст. Ржакса Борисоглебским трактом до села Ржакса, а потом малой дорогой. Не всегда возможен проезд к ст. Ржакса из р. Вороны, из Чернавской и Арбеньевской волостей. Мост через Ворону разборный содержит с. Перевоз Ржаксинской волости, весной от общества этого же села бывает для переправы через реку паром. Эти мост и переправа имеют большое значение для южной полосы уезда, хотя собственно для вывоза хлебов Чернавская и Арбеньевская волости имеют Уваровский рынок Борисоглебского уезда. До проведения Тамбово-Камышинской железной дороги эти две волости сбывали хлеба в Инжавинье.

--

Рассмотрим теперь значение грунтовых дорог Кирсановского уезда по местностям последнего и по отдельным линиям этих путей.

Город Кирсанов центральный пункт уезда не только в торговом и административном отношении, но и по географическому его положению. А так как все старые тракты уезда сходятся у Кирсанова, то представляется на первый взгляд, что потребности торговых и административных сообщений по уезду достаточно удовлетворяются этими трактами. Действительно, тракты сохранили свое значение для сношений с Кирсановым, но и для этой цели их мало, а к другим, кроме уездного города, пунктам внутри и вне уезда, имеющим важное торговое значение для той или другой части его, нет доселе других путей, кроме проселков или полевых проездов.

От Кирсанова на северо-запад идет Моршанский тракт и захватывает более или менее территории волостей Пригородной, Кобяковской, Булыгинской (Чуповка и Царицыно), Соколовский (Кондауровка) и Куровщинской (Волхонщино, Усово, Дворянщина). Даже из этих волостей не все пользуются трактом для сообщений с Кирсановым. Два села Кобяковской волости в значительном расстоянии от тракта и он им не нужен. Через эти же села проселочными дорогами сносятся с Кирсановым селения Соколовской, Богородицкой, Нащекинской волостей. Волость Осино-Гаевская, расположенная к северу от Куровщинской, пользуется трактом, как и эта последняя. Путь в город из Софьинской волости выходит на линию тракта уже верст за 15 от города. Только на этом ближайшем к городу участке тракта и сосредоточено большое движение. Из Куровщинской волости мало идет грузов в Кирсанов, а из Осино-Гаевской они и совсем почти не идут. Из этих двух волостей хлеба вывозятся в Пичаево Моршанского уезда, но для этого Моршанский тракт им не служит. Нынешнее значение тракта заключается в вывозе лесных строительных материалов, дров, деревянных изделий из Моршанского уезда в Кирсанов и попутные места. Вся северозападная часть Кирсановского уезда снабжается лесными материалами из Моршанского уезда, из лесной его местности за селами Гагариным, Введенским и Архангельским (Ломовиским). Но и эти материалы, конечно, привозятся в разные места Кирсановского уезда многими малыми дорогами, какими можно проехать. Для привоза леса в самый Кирсанов служит тракт. Колеса, телеги, сани и деревянная (бондарная) посуда привозятся в Кирсановский уезд из Алгасовской местности Моршанского уезда трактом. Обратного грузового движения по тракту из Кирсановского уезда в Моршанский теперь нет. Моршанск, как хлебный рынок, теперь утратил всякое значение для Кирсановского уезда. Продолжается вывоз хлебов из самых северных частей этого уезда в с. Пичаево Моршанского уезда, но теперь не трактом, который идет на Большое Гагарино, а на Пичаево. Не следует, впрочем, преувеличивать этого вывоза. Цены Пичаевского рынка в последнее время бывают часто одинаковые с Кирсановскими, поэтому при равных приблизительно расстояниях уже нет расчета возить хлеба в Пичаево вместо Кирсанова. теперь к району Пичаевского рынка принадлежит в Кирсановском уезде Осино-Гаевская волость и уже далеко не вполне еще волости Софьинская и Куровщинская. На Пичаево из Кирсановского уезда ведут только малые дороги и ныне поставлен вопрос об устройстве какой-либо важнейшей из них на земские средства. По собранным сведениям, такой дорогой следует признать линию от Усова на старом Кирсанвоско-Моршанском уезде через Константиновку, Гурово, Васильевщину и Свиньино, где летом переезд через р. Кашму (зимой это село можно оставлять влево). В Софьинскую волость идет ветвь этой дороги от Осиновых Гаев. Есть еще путь в Пичаево из Осиновых Гаев и Софьина через Рудовку и Вышенку, но это путь гористый и для грузового движения неудобен. Следует еще сказать, что Кирсанвоско-Моршанский тракт имеет значение скотопрогонного (вместе с продолжением его от Кирсанова в Балашовский уезд). Но ныне гон гуртов по Моршанской дороге незначителен, притом и тем гуртам, которые приходят к Кирсанову, нередко назначается дальнейший путь через Тамбов.

Из Софьинской волости есть ближайший выход хлебным грузам на ст. Соседка Сызрано-Вяземской ж.д. в Моршанском уезде. Эта станция от с. Софьина в 20 верстах, а от крайнего северного селения волости Кянды только в 8 верстах. На названную станцию, действительно, и идут хлеба из частных имений и от крестьян Софьинской волости, но еще более идут они в Кирсанов и в Пичаево за 40 верст. Около ст. Соседка небольшой еженедельный базар в с. Студенец-Соломенке, который отчасти и посещается крестьянами Софьинской волости. Проселок в Соломенку и Соседку (через Березовку и Кянду) считается удовлетворительным для небольшого движения туда (весной проезд прекращается дня на два или на три).

Нащекинская и Богородицкая волости наиболее заинтересованы в удобных путях на Платоновку, Рассказово и на ст. Ломовис. Тамбовскому уездному земству нужно вновь принять в свое ведение обращенный в проселок участок Тамбовско-Кирсановского тракта у с. Рождественского и тогда будет хороший подъездной путь к ст. Ломовис из Богородицкой волости. А Нащекинская волость и теперь не встречает затруднений в сообщениях своих со ст. Платоновка малой дорогой по Тамбовскому уезду.

Кирсановское уездное собрание в прошлом году высказалось за включение в сеть земских дорог уезда путей от с. Куровщина к станции Ломовис и Краснослободск. По полученным нами сведениям, Куровщинская волость вывозить хлеба в Пичаево и Кирсанов и только отчасти (из владельческих экономий юго-западной части волости) на ст. Ломовис. Путь на эту станцию через Богородицкое (Подвигаловку) и из Богородицкой волости уже главный вывоз владельческих и крестьянских хлебов на Ломовис и далее на Платоновку и Рассказово. В эти три пункта одна дорога, выходящая перед с. Рожденственским Тамбовского уезда на упраздненный Тамбовско-Кирсановский тракт, и мы уже сказали, что именно участок этого тракта есть подъездной путь к ст. Ломовис из Кирсановского уезда. В пределах этого уезда наиболее заслуживает поддержки земства проселок от Подвигаловки к с. Рождественскому, а продолжающаяся на северо-восток, к Куровщину или к Усову, линия этого проселка пока большого значения не имеет. Что касается линии от того же села Куровщины до ст. Краснослободском, то в настоящее время Куровщинская волость потребности в этом пути не имеет, ничего не отправляя на названную станцию. Есть грузовое движение к этой станции от с. Соколова (через Синие Кусты и Дмитриевку), но и Соколовская волость вывозит хлеба в Кирсанов, частью и на ст. Ломовис, особенно значительных грузов на ст. Краснослободск не дает. Вообще к северу от этой станции крестьяне мало ее знают. Значение нового Моршанского тракта, как было высказано на Кирсановском земском собрании, линия от Краснослободска до Куровщины никогда не получит. Из района этой линии уже нет никакого вывоза в Пичаево. В Соколовскую волость вывозятся лесные материалы из Моршанского уезда, но и для этого нужен существующий Моршанский тракт на Гагарино.

Важнее пути от ст. Краснослободск до с. Куровщины (чего Кирсановской управой первоначально и не проектировалось) представляется путь из Софьинской волости в Кирсанов. В настоящее время ездят из Софьина в город через Космодемьянское при р. Ире, через часть Гавриловки, Воробьевку и выезжают у Булыгинского хутора на Моршанский тракт. Нужны хорошие мосты через р.р. Иры у Гавриловки и Воробьевки. Кирсанвоским земством предпринимается изменение линии Чембарского тракта и, когда это последует, дорога из Софьина может выйти на тракт прежде Булыгинского хутора. Большого грузового движения из Софьинской волости в Кирсанов нет, потому что грузы этой волости идут еще на Пичаево и на ст. Соседка, но устройство пути на Софьино представляется важным для общих сношений по уезду. С этой стороны, а также и по грузовому движению к Пичаеву, нужно устройство проселка от Софьинка к с. Осиновые Гаи (Богословское), чтобы соединить Софьинскую волость с предполагаемым новым Моршанским трактом. – Лесные материалы крестьяне Софьинской волости в последнее время получают из соседней местности Чембарского уезда (из владельческой дачи у с. Алексеевки), но прежде получали и впоследствии вновь будут получать из Моршанского уезда. С местностью у р. Вороны сношения Софьинской волости незначительны. Ездят крестьяне на базар в с. Пересыпкино и частью за лесом на другую сторону Вороны в Пески Васильевской волости.

Чембарский тракт идет от Кирсанова на северо-восток через Ирскую и Пересыпкинскую волости. По линии тракта большие владельческие хозяйства, большая купеческая мельница на р. Ире. Село Переспкино крупнейшее в уезде по численности населения (около 9 тыс. наличных душ). Здесь еженедельный базар по воскресеньям, но без торговой ссыпки хлебов. Далее через 25 верст от Пересыпкина в Чембарском уезде большое торгово-промышленное село Поим, имеющее давние торговые сношения с Кирсановским уездом. В Поиме еженедельный база по субботам и ярмарка на 7-9 неделях после Пасхи. На ярмарке торговля скотом, щепным товаром и на этой ярмарке бывают крестьяне разных волостей северо-восточной части Кирсановского уезда (для продажи и покупки лошадей и другого скота). Село Поим известно канатно-пеньковым производствам и маслобойным. туда из Кирсановского уезда везется семя и пенька (моченец), а оттуда масло, канаты, веревки. Из Поима же и вообще из Чембарского уезда привозятся в Кирсановский уезд щепной товар, лесные строительные материалы, мочало, лыко, рогожи. Крестьяне с. Пересыпкина в частных сношениях с Поимским базаром (тоже сбывают туда семья, моченец, частью мясо, немного овса). Бахчевники и съемщики садов в Ирской, Оржевской, Булыгинской волостях сбывают частью в Поиме арбузы, яблоки и проч. Сбыт хлебов из крестьянских и владельческих хозяйств Пересыпкинской и Ирской волостей в Кирсанов, а также и из ближайшей местности Чембарского уезда. Из всего этого видно, что по Чембарскому тракту доселе происходит большое торговое движение. Но положение тракта таково, что это движение на нем идет по западной стороне главной реки Кирсановского уезда Вороны в незначительных расстояниях от последней и не служит путем в Кирсанов для соседней местности уезда за р. Вороной, где находятся Васильевская и Оржевская волости, части Ирской и Пересыпкинской. Эта местность также имеет много частных экономий, мельницы, базарное село Оржевку и тоже находится в сношениях с селом Поимом и другими местами Чембарского уезда. По этой местности между Кирсановым и Чембарским уездом проселочная дорога, по которой происходит едва ли меньшее торговое движение, чем по тракту на правой стороне Вороны. Хлебные грузы идут по всей этой дороге в Кирсанов. Крестьяне Васильевской волости посещают базары в Поиме, куда дорога идет через с. Чернышево Чембарского уезда (где переезжается Ворона на плотине мельницы). Торговцы из Чембарского уезда привозят на базары в Оржевке кожевенный товар, железо, шапки, картузы. Приезжают оттуда же скупщики семени, пеньки. Сообщения через Ворону в районе Чембарского тракта бывают в трех местах. Пересыпкинское сельское общество, имея земельный надел по обе стороны реки, отдает одному крестьянину в пользование 8 дес. лугов по левому берегу Вороны и за это съемщик лугов устраивает для летних сообщений через реку временный мост, которым и могут пользоваться бесплатно все проезжающие. Значительно ниже по течению реки, именно, у д. Липяги Ирской волости оба берега реки в частной собственности одного мелкого землевладельца. Последний тоже устраивает через реку временный летний мост и дозволяет проезд по нему посторонним лицам за деньги. Наконец, по самому проселку из Васильевки и Оржевки в Кирсанов переезд через Ворону между последним селом и городом. Тут оба берега реки принадлежат большому частному имению и стоит мельница владельца этого имения. В недавнее еще время переезд через реку был бесплатный по плотине мельницы, но ныне это не допускается, а устроена от экономии переправа на пароме, только пользоваться ею частным проезжающим можно не иначе как за деньги, по утвержденной таксе. Переправа через реку на проселке общего пользования обращена в доходную статью частной экономии, доставляющую последней, как говорят, не одну тысячу рублей в год, что и свидетельствует о весьма значительном движении по проселку. Весной, однако, и тут некоторое время переезжать через Ворону нельзя, пока не установится переправа на пароме. Тогда при необходимости побывать в городе ездят до линии ж. д. и попадают в город этой линией, садясь на полустанке Преображенском близ д. Скачихи. Кирсановское земское собрание уже предположило принять проселок на Оржевку и Васильевку в ведение земства и устроить его на земские средства, как важный подъездной путь к Кирсанову. Все данные говорят за то, что для этого имеется полное основание. Без сомнения, и переезд через Ворону на этом важном пути не должен оставаться доходной статьей частной экономии. Переезд через Ворону и в другом пункте, приблизительно у д. Липягов, тоже, вероятно, не устроится без содействия земства. Этот переезд тоже важен для существующих сношений и отчасти заменит крупные затраты на полное устройство двух путей в Чембарском уезде по правую и по левую стороны р. Вороны. Первый путь черноземный и неровный по рельефу местности, второй путь песчаный и ровный. На том и другом пути грузовое движение более или менее затруднительно в разное время года. Мост через Ворону около Липягов даст возможность пользоваться то одним, то другим путем в Кирсанов из местности правой и левой стороны реки, что практикуется и теперь. Нужен мост и для вывоза лесных материалов из частных лесов на левой стороне Вороны в беслесную местность на правой ее стороне. Затем мы должны еще упомянуть, что через Васильевскую и Оржевскую волости с давнего времени и доныне проходят ежегодно в значительном числе дальние обозы, направляющиеся из Темниковского и других соседних с ним уездов через Керенский уезд на Градский Умет и на Вяжлю Кирсановского уезда и далее на село Турки Балашовского уезда, а также на ярмарки Борисоглебского уезда и в Воронежскую губернии. Доставляются этими обозами в степные места колеса, телеги, кадки, доски, также чугунная посуда и железо, а обратно на север теми же извозчиками везется мука и пшено. В селе Оржевке существуют постоялые дворы, на которых и делают остановку означенные обозы.

Кирсановское земство давно признало целесообразным изменить существующее направление Чембарского тракта на протяжении его от Кирсанова до с. Гавриловки. На этом участке тракт представляет мало удобный и не кратчайший путь на Гавриловку. Между тем можно сделать путь удобнее и короче, направив его сначала по Моршанскому тракту на хутор ныне г. Мартынова (Булыгинский куст, Фурсов куст) и от этого пункта провести новую дорожную линию до Гавриловки, где она выйдет на существующий Чембарский тракт. Имеется уже разрешение и соглашение с местными землевладельцами на отчуждение нужной полосы под дорогу и Кирсановское земство ожидает только ассигнования губернским собранием  нужной суммы на проведение новой линии тракта из дорожного капитала. По этому предмету мы долгом считаем заявить, что указанное изменение направления Чембарского тракта, по местным отзывам, считается заинтересованной в данном случае частью населения уезда весьма желательным.

Обращенный Кирсановским земством в разряд проселочных дорог Тамбово-Кирсановский тракт, действительно, имеет теперь в пределах Кирсановского уезда значения не более заурядного проселка. Только дорога эта отчасти скотопрогонная, служащая продолжением Балашовской. Но и гурты скота, прогоняемые обыкновенно для Москвы (с откормом на пастбищах у р. Оки) могут следовать на Моршанск, а не на Тамбов. Подъездным путем к Кирсанову тракт служит для самой незначительной полосы уезда, по которой он проходит.

Вся обширная местность Кирсановского уезда на южной стороне от линии Козлово-Саратовской ж.д. имеет только два земских тракта, Балашовский по левую сторону Вороны и Борисоглебский по правую ее стороную

Балашовский тракт, пройдя от Кирсанова немного по Подгородней волости и затем по одной только Градско-Уметской, уже уходит в пределы Балашовского уезда, оставляя в стороне большую местность уезда из 7 волостей по левую сторону Вороны. Поэтому значение тракта в Кирсановском уезде весьма ограниченное. Как дорогой в город, пользуются им более или менее только селения Градско-Уметской волости и восточной части Царевской. Главные частные экономии волости, расположенные ближе к ст. Умет, чем к Кирсанову, трактом для вывоза хлебов не пользуются, потому что грузят их на ст. Умет, в которой подъездным путем тракт не служит. Партии хлебов, поступающие на эту станцию с севера, из Оржевской и Глуховской волостей, совсем не доходят до тракта, линии которого южнее станции. Из Глуховской волости сообщения с городом через Оржевку. Главное значение тракт имеет для соседней с Кирсановским уездом местности Балашовского уезда, которая вывозит хлеб на ст. Умет и в Кирсанов. Кроме того, тракт служит еще для небольшого в настоящее время гона скота из Саратовской губернии. Тракт вообще признается удобным, но на нем близ д. Скачихи переезд через Ворону. Уездное земство устраивает тут летний мост, а весной содержит переправу на пароме. Пока движение по тракту не сделается много сильнее нынешнего, чего едва ли можно ожидать, нельзя предложить и большой затраты на устройство на этом тракте постоянного моста через Ворону.

В юго-восточной части Кирсановского уезда по вывозу хлебов принадлежат к району станции Кирсанов волости Вяжлинская, Царевская, Карай-Салтыковская, Балыклейская, отчасти Красивская. Дороги в Кирсанов из всех этих волостей, а равно и из лежащих далее их к югу Арбеньевской и Чернавской волостей, сходятся на расстоянии 12 верст от города у с. Вяжли. Отсюда видно, какое важное значение имеет проселок от с. Вяжли до Кирсанова. Уездное земство уже давно и приняло на свое содержание первый от города участок этого проселка в 4 версты до с. Чутановки, при которой содержит также летний мост и весеннюю переправу через р. Ворону. При готовящемся ныне развитии сети земских дорог на счет дорожного капитала безусловно не может быть упущено из вида включение в эту сеть по Кирсановскому уезду означенной линии в 12 верст, на которой сосредотачивается громадное движение хлебных грузов из большого юго-восточного района уезда. Как само собой разумеется, Кирсановское уездное собрание уже и наметило устройство дороги до Вяжли на счет дорожного капитала. Затем возникает вопрос о продолжении этой линии к дальнейшим юго-восточным волостям уезда. Здесь местность самых дальних к югу волостей Арбеньевской и Чернавской за отдаленностью от Кирсанова (на 60-70 верст), не вывозит хлеба в уездный город. Большое расстояние от Кирсанова до последнего времени и поддерживало крупную деятельность хлебного рынка в с. Инжавинье. Названные две волости и еще Красивская и при полном развитии Кирсановского хлебного рынка продолжали сбывать хлеба в Инжавинье, откуда они шли на ст. Краснослободск, частью и в Кирсанов. Ныне рассматриваемая местность, благодаря открытию Тамбово-Камышинской линии, отправляет хлеба на станцию этой линии Уварово. Таким образом, если вопрос о продолжении пути от Вяжли решать сообразно только с большим грузовым движением к Кирсанову, то можно ограничиться устройством линии только до главных пунктов Карай-Салтыковской и Царевской волостей. Кирсановское уездное собрание и предложило пока устройство только линии от Вяжли до с. Карай-Салтыкова и еще от Царевки до станции Умет, а не в Кирсанов через Вяжлю. По местным расспросам оказалось, что обыкновенный путь из Карай-Салтыкова в Кирсанов идет до Вяжли вдоль протока р. Вороны через Пущино, Кипец, Буровщину и Рамзу. Очень неудобно бывает в сырое время проезжать 4 версты по низменному топкому месту у с. Пущина, поэтому для летнего и осеннего движения предпочитается путь до Вяжли с уклонением вправо (к востоку) от названных сел. Путь от Царевки к станции Умет не удовлетворит большую часть крестьянского населения Царевской волости, да и часть владечельских экономий этой волости, потому что отсюда больше сбыт хлебов в Кирсанов, чем на ст. Умет, и, конечно, больше всяких сношений с городом, чем с этой станцией. Представляется более нужным устройство пути и от Царевки в Кирсанов, т.е. опять на Вяжлю (через Березовку и Ильинку).

Для Арбеньевской и Чернавской волостей пока важнее всего пути на село Уварово, Борисоглебского уезда, а эти пути сходятся перед Уваровым, где нужно переезжать р. Ворону. Это самое неудобное место для сношений с Уваровским рынком из местности по правую сторону Вороны в Кирсановском и Борисоглебском уездах. Борисоглебское земство предполагает тут устроить постоянный мост через Ворону и шоссированные гати. Часть расходов на эти дорогие сооружения при нынешних условиях есть основание принять на себя Кирсановскому земству. Но решена постройка рельсового пути от Инжавинья до Козлово-Саратовской линии (к ст. Краснослободск). Путь этот непременно вызовет прежде бывшее движение грузов из Арбеньевской и Чернавской волостей к Инжавинью. Красивская волость, Балыклейская тоже будут вывозить все хлеба в Инжавинье. Тогда важнейшей заботой Кирсановского земства сделается устройство удобного постоянного сообщения через Ворону для подъезда к Инжавинью. В настоящее время сообщение через Ворону очень затруднительно. Весной не бывает переезда по мосту или по плотине около месяца. С начала ходят только лодки, потом паром. Переправа эта в частных руках и пользоваться ею можно только за плату и притом значительную. Так как торговая площадь села Инжавинья в частном владении и в хорошем сообщении через Ворону у этого села очень заинтересованы крупные собственники, то, вероятно, они и примут на себя, по соглашению с земством, часть крупных затрат на постоянный мост через реку и необходимые при нем дамбы. Теперь при упадке торговли Инжавинья много облегчает сбыт хлебов из ближайшей к нему местности за Вороною деятельность больших водяных мельниц, существующих в этой местности.

Кирсановско-Борисоглебский тракт не удовлетворяет и малой доле грузового движения, совершающегося в обширной местности Кирсановского уезда между р. Вороной и границей Тамбовского уезда к югу от линии Козлово-Саратовской ж.д. Грузы из этой местности направляются на станции Ржакса и Чакино Тамбово-Камышинской ж.д., в торговое село Рассказово, Тамбовского уезда, на станции Краснослободском и Ломовис Козлово-Саратовской ж. д. и только отчасти в Кирсанов, еще менее в село Инжавинье. Движение грузов к Кирсанову происходит по Борисоглебскому тракту, но почти не простирается далее села Паревки, которое в 30 верстах от города, а тракт имеет всего протяжения в уезде 82 версты. На остальных 52 верстах от Паревки до Борисоглебской границы торговое значение тракта очень ограниченно. На этом участке тракт служит сначала подъездным путем с севера и с юга к торговому селу Инжавинью, а далее отчасти составляет путь на ст. Ржакса. В Кирсанов вывозят хлеба более или менее Борисоглебским трактом волости: Вячкинская (собственно Вячка, Свищевка, Федоровка и отчасти Несвитчина), Иноковская (собственно Иноковка и Калаис), Паревская и часть Калугинской (Ивановка и Булгаковка). Участок тракта от Паревки до Кирсанова нельзя признать вполне удобной дорогой, в особенности для грузового движения. Трудные места представляют довольно крутые подъемы в четырех местах: у Паревки, у Иноковки и два в Вячке, а еще ближе к городу за селом Калаисом плохая гать на протяжении 4 верст, где в сухое время большие выбоины, а в сырое тяжелая гразь. Кирсановское уездное собрание в прошлом году высказалось о необходимости срытия и шоссирования Вячкинской горы. Тракт идет на всем протяжении в уезде многими извилинами вдоль р. Вороны, частью немного удаляясь от нее, частью подходя к ней, и, конечно, встречает все притоки Вороны с правой стороны, где и требуется содержание хорошего искусственного полотна. Из с. Паревки зимой грузы следуют в Кирсанов малыми дорогами по левой стороне Вороны через село Вяжлю.

Очевидно, что в рассматриваемой местности Кирсановского уезда требуется устройство тех дорог, по которым совершается большое грузовое движение в разные стороны от старого Борисоглебского тракта. Кирсановской уездной управой намечено было устройство на земские средства следующих линий: а) от с. Пущина к ст. Ржакса, б) от с. Пущина на Богословку и на Курдюки, в) от Богословки и от Курдюков к Рассказову, г) от Курдюков и от Инжавинья к ст. Краснослободск, д) от линии Пущино-Курдюки, именно от Ново-Болотовки на этой линии до ст. Чакино через Золотовку. Кирсановское уездное собрание по рассмотрении этого проекта высказалось за устройство таких линий: а) От Трескина до ст. Чакино через Золотовку, б) от Инжавинья через Курдюки до Рассказова. При таких предположениях еще не имелось ввиду ныне решенной постройки железной дороги от Инжавинья к ст. Краснослободск. Когда Инжавинье сделается железнодорожным пунктом, оно привлечет к себе грузы Трескинской и Богдановской волостей, да и крестьянское население Золотовской волости, вывозящее теперь хлеба на продажу на ст. Ржакса, будет вывозить их в Инжавинье. Поэтому к намеченной Кирсановским собранием линии от Трескина до Чакино непременно следует прибавить линию от Трескина до Инжавинья. Для Богдановской волости будет подъездным путем к Инжавинью участок Борисоглебского тракта. Этот же тракт будет служить, как и ныне, путем для грузового движения из Богданова на ст. Ржакса (до поворота к Ржаксинским выселкам от с. Ржаксы). Кирсановское земское собрание признало маловажным путь от Курдюков до ст. Краснослободск. Но эта станция очень значительную часть своих хлебных грузов получает проселком из Курдюков. По местным отзывам через это село следуют грузы на с. Краснослободск из Калугинской и Трескинской волостей. Если же новая рельсовая линия Инжавинье-Краснослободск получит особое продолжение на север (в Моршанский уезд), то несомненно значение станции Краснослободск и подъездного пути к ней от Курдюков много увеличится.

Рынок села Рассказова в Тамбовском уезде с ближайшими к нему станциями Козлово-Саратовской ж. д. Платоновка и Рассказово доселе захватывает большой район в западных частях Кирсановского уезда. По вывозу крестьянских хлебов к этому району принадлежат: Сырая Панда Вячкинской волости, Тихвинка Иноковской волости, Курдюковская и Богословская волости, Калугинская (кроме Ивановки и Булгаковки), часть Трескинской (к западу от реки Панды) д. Федоровка Золотовской волости. Из Вячкинской, Иноковской и большей части Курдюковской волостей дорога в Рассказово идет через Надежку и Пичер Тамбовского уезда. Это и есть именно тот путь, который предположило устроить Кирсановское земское собрание. Но из Богословской волости дорога на Рассказово проходит несколько южнее первой, именно: на Александровку, Богословку и Алексеевку Кирсановского уезда и далее на Липовку и Комаревку Тамбовского уезда. На эту линию выходят пути к Рассказову из Калугинской волости (через Караваино) и из Трескинской волости (через Болотовку и Караваино). Дер. Федоровка Золотовской волости имеет сообщение с Рассказовым особой дорогой по Тамбовскому уезду через Хитрово и Туляны. Тамбовское уездное земство в целях устройства сообщений по своему уезду, конечно, предпочтет линию от Рассказова на Пичер, как на главный пункт Пичерской волости. Для Богословской волости Кирсановского уезда не составит значительной разницы сообщение с Рассказовом через Пичер или через Комаревку. но исходным пунктом Рассказовской дороги в Кирсановском уезде лучше избрать с. Богословку, а не Курдюки, потому что связи Богословской волости с Рассказовским рынком прочнее, чем у Курдюковской волости. При ожидаемом развитии деятельности станции Краснослободск последняя волость, вероятно, уже не будет вывозить хлебов в Рассказово.

Все, заслуживающие включения в сеть земских дорог, проселки Кирсановского уезда составят в сложности до 220 верст новых земских путей. После такого приращения сеть земских дорог уезда будет составлять около 440 верст. Кирсановское уездное земство расходует на содержание 217 верст старых трактов уезда около 7000 р. в год. На составление дорожного капитала Кирсановский уезд обложен годовым окладом в 21900 руб.

Источник: https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=4706

Наверх