Герб города Кирсанова

Доклад Кирсановского Комиссариата по Народному Просвещению
(предположительно 1918-го года - прим. Р.П.)

Орфография приведена в современный вид

В настоящее время нет такой области жизни где бы не происходило коренной ломки: старое рушится, жизнь отливается в новые невиданные еще формы. Такую ломку переживает теперь и школа. Задания школы которые старательно игнорировались старым правительством, это - быть светочем жизни, идти в группе передовых застройщиков ее.

Ясно, чтобы выйти из этого угнетенного жалкого положения и занять доминирующее в жизни место, прежняя школа должна совершить громаднейший шаг, целый подвиг. Руководители Центра понимают всю грандиозность работы, а потому старательно, планомерно руководят каждым шагом новой школы. Но не смотря на это на местах в каждом уездном комиссариате всякий сознательный работник не раз становился в тупик пред дальнейшим ходом реформирования школы. Особое затруднение приходится испытывать при проведении в жизнь принципов Трудовой школы. Эти принципы до сей поры осуществлялись были более или менее в широком масштабе только в Соединенных Штатах. У нас этот вопрос не был разработан. Руководители по народному образованию прежде знали эти принципы, не имели не малейшей возможности проводить их в той старой школе, где каждый шаг контролировался местными властями, где все новое тотчас же истолковывалось как "крамола". Часто случается, что руководители на местах приостанавливают работу затем, чтобы полно, по возможности в целом охватить намеченные планы Центра и только по получению дальнейших инструкций уж сознательно приступать к работе, в избежании неверных шагов, которые неизбежны при неимении полного плана заданий для школы.

К трудностям переходного периода чисто реформационного характера необходимо еще прибавить - громаднейшее расширение школьного дела, в связи - с одной стороны с переходом школ всех ведомств в руки Комиссариата Просвещения - что увеличило число школ вдвое и во вторых - с громадным ростом запросов населения на школы. Нет ни одной деревни в уезде, от которой не побывали бы представители в Школьном Отделе и не ходатайствовали перед ним об открытии, увеличении числа комплексов, или постройке школ повышенного типа. Все это Уездный Комиссариат Просвещения в лице своих работников по школьному образованию считает нужным предпосылать к докладу, руководствуясь во первых желанием указать Губернскому Комиссариату Просвещения и Центральному на те затруднения с которыми приходится сталкиваться на местах и тем самым подчеркнуть то направление их деятельности, второе особенно желательно и необходимо для местных органов народного просвещения, во вторых от части оправдать этими затруднениями и, главное, отсутствием средств тот небольшой масштаб работ, который осуществляется в настоящее время.

ЧТО СДЕЛАНО КОМИССАРИАТОМ

Открытие новых школ.

В связи с громадным ростом запросов населения на школу Школьный отдел выдвигает на первый план открытие возможно большего числа школ всех типов. Комиссариат считает настоятельные требования населения вполне законными и первые шаги всех инстанций от Центра и до уезда включительно должны быть направлены именно на эту сторону.

В настоящем году испрашиваются по смете средства I на X-открытие 50 комплектов начальных школ и 29 высших начальных училища, для которых выработана уже сеть размещения их по уезду.

При размещении принято во внимание X I-равномерные площади районов обслуживания.

2-по возможности равномерное число жителей в этих районах.

3- духовный рост и запросы населения.

Считая удовлетворение нужд просвещения одним из серьезнейших вопросов нашего социального строительства, Комиссариат, в случае задержки необходимых средств в Центре, решил открыть все практикуемые училища явочным порядком, т.е. на свои местные средства, до тех пор, пока не будут получены необходимые на это суммы из Центра.

Учебные пособия, школьная мебель и топливо. Эти вновь открываемые школы, а равно и старые: б. земские, д. приходские и др. необходимо к началу учебного года снабдить в достаточном количестве учебниками, учебными и наглядными пособиями, библиотеками и проч… На все это необходимы средства. По смете бывшего Земства на этот предмет числится 162000. Считаясь с ростом цен на эти предметы. Школьный отдел вынужден эту сумму значительно увеличить. К настоящему времени Комиссариатом в исполнении намеченного за стесненностью средств заготовил только часть материала на сумму____. Между тем близко уже начало занятий и, хотя Уездный Комиссариат вынужден в силу высказанных обстоятельств принять предложение Губсовдапа - приурочить начало занятий к 1 октября, но считает такое положение крайне нежелательным и заявляет во первых, что необходимость пустить школьный механизм как можно ранее диктуется многочисленными соображениями и во вторых можно было бы избегнуть задержек при своевременном получении из Центра необходимых сумм на нужды образования.

Оборудование школьной мебелью и топливом передано Школьным отделом дорожно-техническому отделу, который и приступил к заготовке всего необходимого для старых и предположенных к открытию новых школ. Заготовка эта вследствии затруднении в средствах идет не в том масштабе, в котором не только желательна но и необходима. Такая ненормальность может быть исправлена только в том случае если не запоздают солидные досметные ассигнования сумм из Центра, противном случае возможно несвоевременное открытие школ даже после 1-го октября.

Перевыборы учительского состава.

Во всей предыдущей работе Комиссариат мало отступал в чем либо от планов реформированного земства. Но ему пришлось выступить в новой роли организатора перевыборов учительского состава. Как показал опыт работа очень сложная. Много недостатков замечено в ней, частью они объясняются трудностью этой новой, выпавшей на долю Комиссариата задачей, но больше поздним получением инструкции о перевыборах от Центральной власти. К настоящему моменту перевыборы учителей закончены. По имеющимся сведениям они прошли везде довольно гладко. Нужно заметить что общество и Совдепы на местах относились (за некоторым исключением) вполне сознательно к возложенной на них задачей, и это первое вмешательство в дела до сих пор замкнутые, оторванной от жизни школы, можно считать удачным и приветствовать.

ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ КОМИССАРИАТА.

1. Наиближайшая задача, которую выдвигает Комиссариат это создание органа для ведения образования школьного и внешкольного. Аппарат этот будет носить название "Отдел по Народному образованию".

2. Создание на местах "Советов Народного Образования", которые будут ведать местной школьной жизнью.

3. Для того, чтобы Школьный Отдел Уездного Комиссариата был всегда в курсе дела, всегда имел возможность следить за недостатками и упущениями в практике школ и знать духовные запросы населения, Отдел создает должность районных инструкторов по Школьному образованию (5 мест), которые будут разъезжать по уезду и исправлять, или своими средствами замеченные недостатки, или доводить о них до сведения "Советы Народного Образования".

4. Комиссариатом будет приложено усилие к созданию музея (по типу Бунакова), откуда наглядные пособия будут рассылаться по школам сел и деревень.

5. Приглашаются 2 врача специалиста по школьной гигиене и тем самым кладется основание школьно-санитарному отделу.

6. Так как затраты на пособия для школ уезда и музея громадны, то Комиссариат, исходя из желания уменьшить их имея ввиду оборудовать учебно трудовую мастерскую, где могли бы вырабатываться многие из необходимых пособия.

НЕОБХОДИМЫЕ СРЕДСТВА.

Не за горами и начало учебного года, Комиссариату Просвещения предстоит пустить громадный сложный аппарат в ход. Нужно инструктировать 400-500 учителей, постоянно следить за успешностью их работы. Приходится сознаться что большинство учителей наших школ стоит не школ стоит не на высоте своего призвания. Они не могут дать того что вправе требовать население от новой школы.

В поисках за новыми силами Комиссариат возбуждает ходатайство об отводе зданий и необходимых средств для перевода в Кирсанов или уезд Витебской Учительской Семинарии. Тогда в несколько лет в уезде может создаваться новый кадр учителей - специалистов, а для тружеников старой школы буду созданы курсы, которые обновят их и дадут им необходимые знания для новой школы. При подведении итогов этого доклада не трудно заметить что в нем красною нитью проходит одна мысль - необходимость средств. Да, чтобы раскинуть по уезду новые школы, чтобы приобрести для них инвентарь, книги, учебные пособия, наглядные пособия, ученические библиотеки и чтобы дело народного образования толкнуть вперед, не дать ему заглохнуть, осуществить планы Школьного Отдела необходимы средства. И Комиссариат имеет полную уверенность, что Губернский Совет примет немедленно решительные шаги перед Центром об исходатайствовании сумм, необходимых для удовлетворении насущнейших нужд в просвещении нашей Родины.

Ввиду того, что при составлении смет на местах приходится сталкиваться с громаднейшими трудностями, что задерживает их, а следовательно - не дает возможность получить своевременно необходимые Комиссариат Просвещения настоятельно просит Губсовдеп ходатайствовать об отпуске ассигнований до составлении сметы на местах.

Комиссариат Просвещения:

Заведующий Школьным отделом:

Секретарь: