Герб города Кирсанова

Доклад № 7
Кирсановскому Уездному Чрезвычайному Земскому Собранию
сессии 21 июня 1917 года.

По Народному Образованию

28-го февраля с/г. абсолютизм пал, а вместе с ним пала и та сила, которая систематически задерживала развитие народного образования.

С наступлением народовластия не стало преград к просвещению народа, а потому и Правительство и Общественныя учреждения, и сам народ должны неудержимо стремиться к всестороннему просвещению, в котором русский народ стоит далеко позади не только народов Западной Европы, но и некоторых народов (документ испорчен, далее <…> - прим. Р.П.).

Земская Управа, ставя вопрос народного образования <…> культурного развития в уезде, находит необходимым познакомить обновленное Земское собрание с состоянием народного образования по уезду в данный момент и высказать Собранию свои предложения, каковые по ея мнению, не смотря на трудность переживаемого момента, требуют немедленного осуществления.

1. Число школ и комплектов.

В текущем учебном году школ в уезде 123. По числу комплектов имеется школ:

однокомплектных - 55

Двухкомплектных - 57

трехкомплектных - 5

четырехкомплектных - 1

всего 209 комплектов.

За 3 года войны ни новых школ, ни комплектов не открывалось, тогда как по плану школьной сети за это время должно было открыться не менее 26 школ в собственных зданиях и 24 комплекта в наемных, которые дали бы возможность учиться не менее 3500 детям. Наплыв учащихся за время войны значительно увеличился: многие школы не могли вместить и половины желающих, так например, в Пригородных школах за это время не было принято около 350 детей, тоже наблюдалось и наблюдается и во многих школах.

Много недоразумений происходит между учащими и родителями в начале учебного года при приеме в школу детей. Родители требуют приема всех приведенных детей, не считаясь с тем, что школа и без того переполнена, что вместо 50 человек на один комплект в ней уже 100 и более человек. Учащие в силу приведенных обстоятельств принуждены отказывать в приеме. Ненормальность таких явлений заставляет сельские общества ходатайствовать перед Земской Управой об открытии новых комплектов, представляя для этого даже квартиры и полное содержание за их счет.

Выходя из этого положения, Управа честь имеет предложить Собранию возбудить ходатайство перед Министерством Народного Просвещения об отпуске средств на содержание учительского персонала к разрешенным Очередным Собранием сессии 1916 г. 8 комплектов еще 20 комплектов. Если эти средства будут отпущены, то открыть Управе кредит. На оборудование этих комплектов квартирой, мебелью и проч. в сумме 12000 руб. считая на каждый комплект по 600 руб.

В тоже время Управа предлагает Собранию немедленно приступить к осуществлению принятой Очередным Собранием сессии 1915 г., сети высших начальных училищ и в первую очередь открыть в Осиновых Гаях и в селе Инжавине, о чем неоднократно ходатайствовали общества этих сел, в Осиновых-Гаях в наемном помещении, в Инжавине же в Земском прекрасном вполне приспособленном к требованиям большой школы - каменном здании 2-х классной Министерской школы, с переводом последней в село Паревку, где существующая 4-х комплектная начальная школа более чем удобна для этого.

На первоначальное оборудование: парты, столы, книги, учебные пособия, нагрядныя, физический кабинет и школьный инвентарь - этих двух высших школ Управа просит открыть кредит в 10000 рублей по 5000 руб. на каждую.

С введением всеобщего образования, уезд получит, как показывает школьная сеть 100 новых школ с 161 комплектами и 82 комплекта в новых помещениях, всего 243 комлпекта.

К данному времени построено по сети 31 школа с 71 комплектами и открыто дополнительных комплектов 29, всего 100 комплектов.

Следовательно, чтобы заполнить всю сеть, Земству необходимо построить еще 69 новых школ с 90 комплектами и к ним дополнительных комплектов 53, 143 комплекта.

Признать школьную сеть совершенной, как дореформенная, так равно и настоящая Управа не могут. Уже одно из дореформенных земских собраний постановило школьную сеть пересмотреть, к каковому решению вполне присоединяется и новая Управа. Это же поведет к значительному увеличению школ в уезде.

Будущим Земским Собранием предстоит употребить все силы, все уменье дать и в возможно скором времени, каждому селу, каждой деревне и хуторам свою школу и тем удовлетворить ту массу просьб со стороны обществ об открытии <…>

2. Школьные помещения.

Собственных школьных зданий в уезде имеется <…> них только 90 отвечают своему назначению, 16 же требуют радикальной перестройки за своею ветхостью и непригодностью, как например, Глуховская, Балыклей-Ясачная, Чернавская, Булыгинская и другия, 18 школ помещаются в наемных зданиях и безплатно предоставляемых обществами.

К числу лучших школьных зданий относятся построенныя в период строительства при введении всеобщаго обучения. Всего школ в этот период построено 31, из них 16 кирпичных и 15 деревянных.

Кирпичных школ однокомплектных 2, двухкомплектных 7, трехкомплектных 2, четырехкомплектных 5.

Деревянных - в один комплект 1, в два комплекта 14.

3. Учащие.

Всего учащих в земских школах уезда состоит 212 человек, из коих большинство учительниц с средним образованием.

Материальное обеспечение учащих состоит их основного оклада в 30 руб. военной прибавки в 40 руб. Земской военной в 5 руб. и периодической за каждое пятилетие в 5 руб. ежемесячно.

Таким образом учащий, прослуживший менее 5 лет в данное время получает в месяц 75 руб., что при существующей дороговизне едва ли возможно считать достаточным содержанием даже и при готовой квартире в особенности для семейного человека.

Учителя не имеющие квартиры получают квартирное содержание в сумме 8 руб. в месяц и кроме того заведующие школами получают за труд заведывание школьных хозяйством от 3 до 8 руб. в месяц, смотря по числу комплектов школы.

4. Учащиеся.

По собранным сведениям от г.г. заведующих школами всего учащихся в текущем учебном году состояло мужскаго и женскаго пола около 12000, в отдельности девочек не более 3000. Приблизительно из этого количества учащихся окончило полный школьный курс около 1000 человек.

5. Училищныя библиотеки.

На открытие и пополнение школьных библиотек ассигновались Земскими Собраниями самыя незначительныя суммы; так в текущем учебном году на это отпущено 550 руб., что в среднем на каждую школу составит около 5 руб. На такую сумму, конечно, не только рациональной библиотеки, но и самой ничтожной быть не может. Управа считает в дальнейшем необходимым серьезное оборудование школьных библиотек, в смысле самаго широкаго пополнения.

6. Внешкольное образование.

Кроме школьных библиотек в уезде нет, если не считать повторных курсов при 2-3 школах, прекративших в годы войны свое существование. Между тем многия Земства: Вятское, Волчанское (Харьков. губ.), Пермское, Тверское и другия по выработанным сетям учреждали Народные дома, библиотеки-читальни, повторные и дополнительные курсы для взрослых, экскурсии, детские сады, ясли и т.п.

Сознавая важность и необходимость внешкольнаго образования, Управа предлагает Собранию обратить серьезное внимание и принять меры, по возможности, к скорейшему развитию мероприятий по внешкольному образованию.

Школьное строительство за последнее 3 года не производилось: мировая война за поглащением всех финансовых рессурсов страны не дает возможности Министерству Народнаго Просвещения отпускать на это средства. Земство же без субсидий со стороны Государства и в виду существовавшаго незначительнаго земельнаго обложения, не могло продолжать этого строительства и тем осуществление школьной сети по введению всеобщаго обучения принуждено было отложить на неопределенное время.

Докладывая Земскому Собранию о состоянии Народнаго образования вместе с своим взглядом в этом вопросе на будущее, Уездная Управа предлагает собранию, если оно разделяет взгляд Управы об открытии теперь же высших начальных училищ в с. Осиновых-Гаях и Инжавине - возбудить о <…> ходатайство перед Министерством Народного Просвещения открыть Управе кредит на проведения в жизнь <…> в сумме 10000 рублей.

Кроме того, если собранию угодно будет <…> взглядом Управы об открытии 20 добавочных комплектов теперь же, также возбудить и ходатайство перед Министерством Народного Просвещения и открыть Управе кредит на их содержание и оборудование в 12000 рублей.

Председатель Управы В. Окунев.

Члены: М. Петров (остальные две подписи неразборчивы - прим. Р.П.)

Секретарь: (неразб. - Р.П.)