Герб города Кирсанова

С заседания райсовета

Началось заседание районного Совета народных депутатов с необычного для нынешнего времени вопроса - о создании муниципальной торговой сети в районе "Магазин для всех" в 2002-2004 годах. Представляла эту целевую программу заместитель главы администрации района по экономике З.Я Алпатова. Вот как она это обосновала:
- Начиная с 1 октября 2000 года в районе стабилизировалось положение дел по торговому обслуживанию населения. В связи с передачей в аренду магазинов частному предпринимателю И.Н. Полякову сельские торговые точки, как правило, бесперебойно обеспечиваются широким ассортиментом продовольственных товаров, бытовой химией и отдельными группами промышленных товаров. Товарооборот только в текущем году с января по май увеличился в 1,5 раза. Торговые надбавки не превышают 18-20%. За период работы в новых условиях было отремонтировано 17 магазинов, на 712 тысяч рублей приобретено холодильного оборудования.

За пользование магазинами предприниматель заплатил арендных платежей в сумме 0,8 млн. рублей, которые использовались на выплату зарплаты работникам потребкооперации, погашение долгов и налогов по этой системе. Проплачено 1,2 млн. руб. непринятых долгов, что спасло систему РПС от банкротства.

Однако в целом финансовое положение РПС и входящих в него потребобществ является неудовлетворительным. Для организации самостоятельной работы там нет собственных оборотных средств, а сумма кредиторской задолженности составляет более 8 млн. рублей.

В настоящее время из 46 предприятий торговли и общественного питания функционирует 31, а 15 являются пустующими и разрушаются. Желающих взять их в аренду пока нет.

В настоящее время на состояние торгового обслуживания населения в адрес предпринимателя идут только положительные отзывы.

Однако служившееся положение в меньшей степени устраивает отдельных бывших руководителей системы и работающий состав работников потребкооперации. Оценив, что сельская торговля и в рыночных условиях способна работать эффективно, они постоянно выдвигают требования по повышению арендной платы. По их мнению, размер арендной ставки должен перекрыть долги прошлых лет (в пенсионный, дорожный фонды, другие долги), а также образовать резервный фонд для оказания помощи работникам кооперации и т.д.

Договор аренды между РПС и арендатором заключаются на один год, т.е. по сути является краткосрочным. У предпринимателя для выполнения выдвигаемых требований также нет финансовой возможности, т.к. необходимо постоянно укреплять материальную базу, а торговые надбавки невысоки.

Более того, работа осложняется бесконечными жалобами 2-3 человек в различные инстанции. Эти жалобы рассматриваются на внеочередных и плановых собраниях пайщиков, по этому вопросу приезжают комиссии, идут различные предписания. При этом основное внимание уделяется рентабельным магазинам. Судьба глубинок и находящихся там торговых точек ни авторов жалоб, ни проверяющих не волнует.

При сложившейся ситуации и отсутствии перспективы предприниматель не имеет возможности нормально работать. И нет уверенности, что кооператоры продлят договор аренды на 2003 год. Поэтому в целях сохранения стабильности по торговому обслуживанию населения, администрация района разработала проект программы по созданию муниципальной торговой сети "Магазины для всех" на 2002-2004 годы.

Эта программа предусматривает организацию части муниципальной торговой сети на базе объектов социальной сферы и административных хозяйствующих субъектов. Так, шесть магазинов предусматривается разместить в зданиях учреждений культуры, бытового обслуживания и других помещениях. Это в Чутановском, I и II Иноковском домах культуры, Голынщинском комплексном приемном пункте, административном здании с. Кобяки и в здании комплексного приемного пункта в с. Сурки.

По использованию имеющихся действующих и неработающих магазинов, принадлежащих потребкооперации, есть несколько проектных вариантов. Мы в этом вопросе сотрудничаем с администрацией области. Окончательный вариант будет принят после заключения экспертной группы областной администрации, о чем депутаты будут проинформированы дополнительно.

О конкретных суммах финансирования затрат, связанных с реконструкцией объектов социальной сферы, доложит начальник финансового отдела администрации района.

Естественно, что такая интересная программа была депутатами принята.

Далее шел блок вопросов, связанных с бюджетом. О внесении изменений в районный бюджет на 2002 год доложила начальник финансового отдела администрации района В.С. Баранова:
- Администрация района вносит предложения по увеличению доходной и расходной части районного бюджета. Расходы районного бюджета увеличатся на 380 тысяч рублей, из них на учреждения образования на 40 тысяч рублей, которые направляются на текущий ремонт 1 Иноковской школы.

Увеличивается размер дотации сельским бюджетам на 340 тысяч рублей, в том числе Иноковскому сельскому Совету на 140 тысяч рублей, из них на ремонт 1 Иноковского дома культуры 68 тысяч рублей, 2 Иноковского дома культуры 50 тысяч рублей и 22 тысячи рублей на благоустройство села 1 Иноковка, Марьинскому сельскому Совету на капитальный ремонт Чутановского дома культуры - 50 тысяч рублей, Голынщинскому сельскому Совету на ремонт комплексного приемного пункта - 50 тысяч рублей, Кобяковскому сельскому Совету - 100 тысяч рублей: на ремонт Сурковского ФАП 50 тысяч рублей и Кобяковского дома культуры 50 тысяч рублей.

Источник покрытия дополнительных расходов за счет возврата ссуды 8 тысяч рублей, увеличения поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступлений от разрешенных видов деятельности на 66 тысяч рублей (план 17 тысяч рублей, поступило за 5 месяцев 144 тысячи рублей), увеличение поступлений налога с продаж на 275 тысяч рублей и увеличение дефицита районного бюджета на 31 тысячу рублей. С учетом внесенных изменений собственные доходы определяются в размере 12472,1 тыс. рублей.

По капитальным вложениям расходы уменьшаются на 655,3 тысячи рублей с одновременным увеличением прочих расходов на эту сумму. Выделенные Ковыльскому сельскому Совету народных депутатов на газификацию населенных пунктов на возвратной основе 655,3 тысячи рублей по капитальным вложения предлагается передать этому же сельскому Совету в виде ссуды.

Заложенные в бюджете текущего года 19 тысяч рублей на приобретение медикаментов для "скорой помощи" (2 руб. 50 коп. на один вызов) направить на расходы, связанные с проведением Всероссийской диспансеризации детей.

С учетом внесенных изменений расходы районного бюджета составят 53258,4 тыс. рублей, доходы 52014,3 тыс. рублей. Дефицит районного бюджета определен в сумме 1244,1 тыс. рублей, или 10 процентов от собственных доходов районного бюджета, что не противоречит статье 92, пункту 5 Бюджетного Кодекса.

Депутаты приняли соответствующее решение и внесли изменения в решения районного Совета от 6.03.2002 года № 180 "Об освобождении религиозных организаций от уплаты налогов в местный бюджет" и от 25.04.2002 года № 201 "О предоставлении льгот по уплате налогов и сборов в местный бюджет организациям социального обслуживания".

Затем о ходе выполнения Закона Тамбовской области "Об образовании в Тамбовской области" на территории Кирсановского района сообщила начальник отдела образования администрации района Л.А. Фатейчева. В прениях выступил депутат зам. директора Уваровщинской школы В.Н. Сучек. Он рассказал о том, как выполняется этот закон в их школе, а также о трех проблемах: ученики в ходе учебы по-прежнему остаются больными; несмотря на некоторое улучшение материально-технической базы школы остается слабой; не стало доминирующим воспитание человека - "есть над чем работать на местах". Он обратился к администрации района с просьбой выделить отделу образования автобус.

Было принято соответствующее решение.

Следующим был вопрос "О состоянии и мерах по выполнению природоохранного законодательства на территории района". Вот что сообщил председатель постоянной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса, земельной реформе и экологии Б.Е. Коршунов:
- В районе уделяется определенное внимание вопросам исполнения природоохранного законодательства и проведению мероприятий по улучшению экологической обстановки. Так, администрация района ежегодно принимает постановления "О проведении Дней защиты от экологической опасности в районе", "О проведении операции "Чистый воздух", "О мерах по охране жизни людей на воде и охране окружающей среды на водоемах Кирсановского района", "О мерах по охране лесов от пожаров в 2002 году", "О проведении месячника по благоустройству в населенных пунктах района".

Сельские Советы народных депутатов регулярно рассматривают вопросы благоустройства и санитарного состояния населенных пунктов, борьбы с сорной растительностью и ряд других. В то же время основные принципы охраны окружающей среды, сформулированные в ст. 3 Федерального Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" не в полном объеме находят отражение в деятельности органов местного самоуправления. Недостаточное внимание отводится формированию экологических знаний у населения и вовлечению сельских жителей в движение за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на своих территориях.

Одной из сложнейших проблем в районе является обеспечение сельских жителей качественной питьевой водой. Водоснабжение осуществляется в основном из подземных источников. По данным комитета природных ресурсов по Тамбовской области, на территории района числится 204 артезианских скважины. Анализы питьевой воды, проводимые ЦГ СЭН, показывают, что ее качество по основным показателям соответствует нормативным. В то же время факторы, исключающие возможность загрязнения питьевой воды, не исключены. Почти по всем водозаборам не обустроены зоны санитарной охраны, в том числе и санитарно-защитная зона 1 пояса. В этой особо охраняемой зоне растет сорная растительность, допускается захламленность, паркуется автотранспорт и сельхозтехника. В качестве примера можно привести случай, когда на день проверки в с. Соколово в непосредственной близости у водонапорной башни, от которой снабжается водой все население, стояла емкость, в которой растворяли гербициды. В сельских населенных пунктах отсутствуют канализационные сети и очистные сооружения. Их роль выполняют выгребные ямы. Серьезную озабоченность вызывает положение дел с очистными сооружениями в пос. Полевом, которые вышли из строя, и слив продуктов канализаций производится практически на почву. В итоге это не исключает нитратного загрязнения подземных вод. Серьезную угрозу загрязнения подземных вод создают бесхозные, потерянные и неиспользуемые водозаборные скважины.

К примеру, в с. Кобяки из 6 скважин используют 2, в с. 1 Иноковка из 9 - 1, в с. Соколово воду берут из родника, а 6 скважин бездействуют.

По этой причине в районе необходимо провести инвентаризацию скважин, определиться, какие скважины необходимо отремонтировать, какие - законсервировать и затампонировать.

В этой же связи предстоит большая работа по лицензированию водозаборных узлов, т.к. это является основанием для пользования подземными водами. На сегодня в районе лишь две организации имеют лицензии на недропользование: МПО ЖКХ района и ЛПУ магистральных газопроводов "Югтрансгаз". Необходимо отметить, что комитетом природных ресурсов выданы предписания на оформление лицензий таким хозяйствам, как СХПК "Иноковский", ЗАО "Рассвет", СХПК "Заря", СХПК "Соколовский", учреждению ЯТ 30/2. Однако работа проводится медленно.

В неудовлетворительном состоянии находятся и водопроводные сети района, их протяженность 66 км, износ которых составляет до 70%, что обуславливает частые аварии и, как следствие, вторичное загрязнение водопроводной воды. Потери воды в сетях водопроводов из-за износа труб составляют до 30% от водозабора.

На территории района к поверхностным водным объектам относятся реки Ворона, несколько небольших рек, а также Каргаловское, Кобяковское, Большое Иноковское водохранилища и 18 прудов, объемом свыше 100 тыс. куб. м воды при нижнем паводковом уровне.

Анализ среднегодовых данных за 2000-2001 год в пограничных створах показал: качество воды в 2001 году в реке Ворона на выходе улучшилось, а на входе незначительно ухудшилось. Анализов качества воды на водохранилищах и прудах не проводилось.

Паводок 2002 года для района был самым спокойным за последние 10 лет, по этой причине аварийных ситуаций на плотинах не произошло. Вместе с тем состояние отдельных плотин и их гидротехнического оборудования вызывает определенную тревогу, т.к. при большой воде могут произойти аварии. Особую озабоченность вызывает состояние плотины Каргаловского водохранилища, объем которого при максимальном паводковом уровне составляет 3300 тыс. куб. м. При серьезной аварии вода может затопить значительную часть города. Здесь необходимы устройство ливнеотводящих железобетонных каналов длиной 70-80 метров, восстановление железобетонных прибойных экранов на мокром откосе длиной 150 метров, устройство ограждения шахты водосброса, замена задвижки данного водосброса, подсыпка тела плотины объемом 450 куб. метров. Для проведения этих работ потребуются значительные средства.

Поэтому уже сейчас надо обсчитать эту сумму и выходить с предложением финансирования из областного экологического фонда.

В соответствии с новым водным законодательством все водные объекты являются государственной собственностью. Для получения права на их пользование требуется лицензия. Подготовка материалов лицензирования на поверхностные водные объекты производится отделом ГФУ "Цнинская шлюзовая система". В районе лицензий на право пользования водными объектами не имеет ни одно хозяйство. К тому же ряд прудов являются либо бесхозными, либо в связи с реорганизацией многих сельскохозяйственных предприятий могут остаться бесхозными.

На территории района официальных зарегистрированных карьеров по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песка и глины) не имеется. В то же время городские, сельские предприятия, население используют для своих нужд песок и глину, добывая их в различных местах. Так, в АО "Память Кирова" рядом с городской свалкой добывается глина. Песчаный карьер в с. Калаис действует безлицензионно. Все это является нарушением закона "О недрах" ст. 7 и земельного Кодекса РФ ст. 13 и ст. 40. В этом вопросе необходимо навести порядок, провести в ближайшее время инвентаризацию незаконно разрабатываемых карьеров и привести в соответствие с существующим законодательством.

Важной проблемой в области охраны природы остается загрязнение атмосферного воздуха. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в районе не столь ощутим. Тем более что в условиях газификации сельских населенных пунктов он будет постоянно ослабевать. А вот выбросы от автотранспорта - основного источника выбросов загрязняющих веществ, продолжают расти. Выбросы от транспортных средств составляют более 87% от общего их годового объема. В настоящее время в районе насчитывается 217 единиц автотранспорта (без учета личного автотранспорта) и 461 единица тракторов и самоходной сельскохозтехники. С целью уменьшения содержания в отработавших газах окиси углерода в хозяйствах регулярно стал проводиться инструментальный контроль автомобилей. Однако всей проблемы эта процедура не решает. Ее мог бы решить перевод автотранспорта на природный газ - более экологически чистое топливо, но в настоящее время в районе отсутствует необходимая база. Дизельные двигатели не подвергаются проверке на дымность, что ведет к дополнительному загрязнению воздуха и почвы.

Одним из источников загрязнения поверхностных, подземных вод и атмосферного воздуха являются отходы. Ежегодно в хозяйствах района, личных подворьях образуются десятки тысяч кубических метров производственных и бытовых отходов. При этом существующие места размещения отходов не соответствуют действующему законодательству об отходах, отсутствует система сбора отходов у населения. По этой причине допускается захламление земель, лесопосадок.

Как установлено проверкой, много бытового мусора сжигается. Если добавить сюда сжигание соломы, стерни, листвы, то на лицо дополнительное загрязнение атмосферного воздуха, ухудшение состояния почвы. В районе практически не организован сбор отработавших шин, аккумуляторов, пластмассы, стеклобоя и других вредных отходов. В лучшем случае они хранятся на территории мехмастерских, в худшем - попадают на свалки или на почву. Для приведения состояния с отходами к требованиям природоохранительного законодательства необходимо провести инвентаризацию мест размещения отходов, провести мероприятия по их обустройству, организовать по возможности сбор отходов у населения.

Продолжил рассмотрение вопроса ведущий специалист отдела государственного контроля комитета природных ресурсов по Тамбовской области В.В. Устюгов. ему было задано несколько вопросов, связанных с наличием водонапорных башен.

Завершилось обсуждение принятием решения.

Депутаты внесли изменение в решение районного Совета от 16.02.2001 года № 108 "О реестре на жилые и нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности администрации Кирсановского района", удовлетворили просьбу Н.И. Антоновой о досрочном прекращении полномочий председателя территориальной избирательной комиссии по Кирсановскому району; присвоили звание "Почетный гражданин Кирсановского района" бывшему первому секретарю горкома КПСС И.М. Селиверстову; представили очередной отпуск председателю райсовета А.У. Короткевичу.

«Кирсановская газета», 25 июня 2002 г.

Наверх