Герб города Кирсанова

Учителя могут остаться без работы – дети без крыши над головой

Евгений Писарев
Тамбовская область
Российская газета, № 41, 2 марта 2005 г.

Бюджет Тамбовской области тратит на образование несколько больше, чем в целом по России, но главы местных администраций испытывают странную нелюбовь к школам-интернатам.

В августе-сентябре 2003 года «РГ» напечатала три статьи с характерными заголовками. Первая называлась «Нерентабельные дети»: администрация города Рассказова решила закрыть школу-интернат и передать здание вместе с земельным участком и садом выгодному арендатору».

Вторая – «Детей защитил закон» - сообщала, что федеральный суд Рассказовского района, трепеща перед администрацией, а не перед законом, все-таки защитил интересы «нерентабельных» детей, педагогического коллектива, а школу-интернат взяло под свое крыло областное управление образования.

И, наконец, третья публикация «На пепелище» поведала, как предполагаемые новые хозяева уже успели приступить к «ремонту» здания, и учителя, и ученики вернулись в разгромленную по милости чиновников школу. Из нее исчезли мебель, спортивный инвентарь, канули в неизвестность восемь компьютеров, разорена библиотека.

Похожая история разворачивается и в городе Кирсанове, где 3 февраля этого года глава администрации Юрий Батуров издал распоряжение «О создании экспертного совета о целесообразности функционирования муниципальной общеобразовательной школы-интерната среднего общего образования» и поручил экспертному совету до 4 апреля предоставить информацию о целесообразности «функционирования» школы-интерната.

Никто из представителей учебного заведения в число экспертов не вошел – в список попали те, кто непосредственно подчиняется мэру Кирсанова. Так что можно к бабке не ходить, чтобы с уверенностью заявить: эксперты сделают вывод «о нецелесообразности».

О деяниях Батурова «РГ» писала 29 мая 2002 года в заметке «Манеры не для мэра». В свое время он выступил инициатором объединения городской и районной администраций, полагая, что в результате слияния поле для его деятельности значительно расширится. Но когда район возглавил новый глава, началась «битва титанов» - земельный передел городских и сельских территорий.

Дело, конечно, прошлое, но процесс «стирания граней между городом и деревней» волнует городские власти и поныне. А вопрос о «целесообразности функционирования» интерната возник потому, что в нем обитают в основном дети из пригородных сел, а также из соседних Уметского и Рассказовского районов. Так сказать, чужие. Не городские.

В тамбовский корпункт «РГ» копию коллективного письма, направленного вице-губернатору по социальным вопросам Максиму Косенкову, доставил кирсановский учитель, попросивший не называть его имени. Что ж, его можно понять.

В письме, под которым стоят более 60 подписей учителей и воспитателей, сообщается, что школе-интернату скоро исполнится полвека, что в 1999 году учебное заведение стало победителем областного конкурса. Сейчас в нем обучается 260 воспитанников, все они – из неблагополучных или многодетных семей. Решается вопрос о передаче заведения на областной бюджет, но, по словам учителей, администрация города – учредитель школы-интерната – всячески препятствует этой процедуре.

«28 января 2005 года, - говорится в письме, - глава администрации города в прямом эфире сказал о закрытии школы-интерната и организации в ее здании больницы, для чего нужно затратить немалые дополнительные средства на реконструкцию, переоборудование. Тогда возникает вопрос: с какой целью ведется строительство нового здания еще одной школы-интерната (правильно – школа № 3 – «КГ»), которое еще далеко до стадии завершения? Не легче ли и экономичнее приспособить эту новостройку под больницу?».

Вопрос, конечно, не только интересный, но и разумный. Нов нем не учитывается странная особенность капитального строительства и реконструкции зданий, присущая Тамбовской области. Строится, например, в Тамбове социальный жилой дом для бюджетников с привлечением капиталов из областной казны, а получается обычный коммерческий дом, где квартиры уже продаются всем желающим. Или здание реконструируется под социально значимые объекты, а после обновления в нем поселяется коммерческое предприятие. Так что в распоряжениях и постановлениях местных властей обычно один пункт пишут, а два на ум кладут…

Воспитанников предполагается рассредоточить по сельским школам и вернуть их в неблагополучные и многодетные семьи, где и так концы с концами не сводят. И такой «размен фигурами», как справедливо считают авторы письма, «пополнит армию беспризорников и повысит процент детской преступности». Кроме этого, без работы останутся 88 работников школы-интерната.

Прокомментировал письмо и уточнил детали тот же учитель из Кирсанова, передавший письмо в тамбовский корпункт «РГ».
- Мэр города в очередной раз что-то не поделил с главой районной администрации. Сельских ребятишек по указанию Батурова перестали принимать в школу-интернат, отказались кормить их, а теперь и вообще мэр решил передать здание под больницу. Хотя больница в городе есть, а то, что она нуждается в ремонте, то это прямая забота главы, который занимает эту должность уже восемь лет. Наша школа-интернат – одна из самых крупных в области, учителя и воспитатели своими силами делают в ней текущий ремонт, дети находятся у нас круглосуточно, для них организовано полноценное трехразовое питание. Дети разные, среди них немало больных, много педагогически запущенных ребят, детей с поздним развитием, поэтому у нас работают врач, медсестра, логопед и психолог… Наши чиновники обещают перевести городских ребят в кирсановскую среднюю школу № 1, а сельские пусть идут, куда хотят. Начальник областного управления образования Наталья Георгиевна Астафьева пообещала, что к середине марта вопрос с нами будет решен, но как – неизвестно. А нужда в школе-интернате огромная, мы иной раз попросту подбираем неблагополучных детей с улицы. А что будет с учителями? Мы же знаем, что свободных рабочих мест для учителей в школах нет, а сменить профессию в 40-50 лет, сами понимаете, практически невозможно…

"Кирсановская газета", № 36 (16691), 5 марта 2005 г.

Наверх