Герб города Кирсанова

«В лаптях оно, конечно, привычнее... А детям?»

Не хотелось бы вступать в политические споры, но оставаться равнодушной не получается. По-моему, единственным аргументом ныне действующего главы администрации Ю.А. Батурова против своего оппонента является то, что он ставленник Ю.М. Хохлова. Всеми правдами и неправдами нам преподносятся следы разрушительной деятельности этого "страшного человека", который обязательно принесет несчастье нашему городу. Меня нельзя заподозрить в пристрастности, поскольку я никакого отношения ни к Юрию Михайловичу лично, ни к "Золотой короне" не имею. Просто только слепец не увидит, что Николаев - порядочный человек, что купить его никто не смог бы, а вот кто ему помогает - это его дело.

А рассуждать так, как рассуждают в команде Ю.А. Батурова, могут только люди, не знающие прошлого Кирсановского края и не видящие будущего, застывшие во временах, наверное, брежневских.

Бесконечным нападкам за разрушение животноводческой отрасли не видно конца. Однако если обратиться к истории, то можно обнаружить интересный факт: никогда за всю свою историю, начало которой датируется не 1917 годом, Кирсановская земля не была животноводческой. Животноводчество здесь убыточно, тогда как черноземные земли идеально подходят для развития растениеводства. "Были же колхозы раньше, был скот" - скажет кто-то. Да, был. В Советском Союзе могли и кукурузу на Севере вырастить, не то, что скот развести на черноземной земле. А колхозы держались идеологией и принуждением. Отняли у них и то, и другое - получился плачевный результат, который мы сейчас видим.

Взять Уметский район, где колхозных хозяйств еще много. Довелось мне полтора года пожить в одной из тамошних деревень и посмотреть на колхозную жизнь. Сытый и довольный председатель, обеспечивший жильем всю родню. Где взял деньги? Не трудно догадаться: в колхозе, который с долгами (председательскими) расплатился скотом. Осталось 30 несчастных коров. Так кормить, как их кормят, можно только коров казенных. Телят, родившихся ночью и потому никем еще не записанных, развозят по домам сами колхозники. Их тоже понять можно: никаких дивидендов на свои паи они не получают, живут как могут, а кто и ворует по привычке, с советских времен оставшейся. Молоко надоенное - то ли вывезут, то ли нет. Если не вывезут, надой спишут, а молоко руководство того самого колхоза по домам растащит - надо же чем-то своих поросят кормить. То же руководство, продав какое-нибудь колхозное имущество, начисляет себе зарплату, забыв, почему-то о пайщиках. Неужели это то, что нужно беречь и восстанавливать? Для кого-то - да…

Еще один экскурс в историю. Против строительства железной дороги в Кирсанове в конце XIX века очень сильно возражали некоторые помещики-скотопромышленники: полотно железной дороги мешало им перегонять гурты скота. Но тогда власти смогли правильно оценить ситуацию: строительство железной дороги для всего города и округи важнее. А что было бы, если железное полотно ради поддержания животноводства обошло бы наш город стороной?

Богатый скотиной район - дешевое мясо? Это как посмотреть. Чтобы поднять в нашем районе животноводство, нужны огромные вложения денег, а от этого мясо явно не подешевеет. Зато давайте посмотрим, какие в нашем регионе цены на хлеб и на сахар? Самые низкие по России. Если пойдет отток средств от растениеводства и хлеб будет стоить рублей по 12-15, а сахар подорожает в два раза, много ли мы сможем купить не сильно подешевевшего мяса? Так стоит ли игра свеч? Животноводством, несомненно, нужно заниматься. Но в наших природных условиях это возможно только при сильной развитой экономике.

Теперь давайте посмотрим вокруг. Количество сельского населения падает с каждым годом и растет количество городского. И это не только в нашем регионе, не только по России, но и во всем мире. С чем это связано? Не последнюю роль в этом играет технический прогресс. Там, где раньше с работой справлялись 50 человек, теперь успешно справляется одна машина. В сельском населении в таких количествах, как это было раньше, просто нет потребности.

Это не легко понять и принять, поскольку за "сельским населением" стоят конкретные люди, которые теряют работу. Но в этом нельзя никого винить, тем более конкретного человека. То же самое происходит во всем мире. Ни один мужчина не будет бриться ножом, когда под рукой есть доступные и удобные станки и электробритвы. И не одна женщина не станет взбивать тесто вилкой, когда для этого можно использовать недорогой миксер. Таков мир, в котором мы живем.

Сокращение сельского населения будет происходить еще не один десяток лет, возможно, деревни и села совсем опустеют. Но бороться с этим - значит бороться со временем и с техническим прогрессом, значит отставать от соседних областей, от России в целом, от всего мира. Архаические времена хороши, но отгородиться от современной цивилизации не получится.

Нужно не бороться, а грамотно подойти к решению этой проблемы. Многие на селе прекрасно ведут свои частные хозяйства, не нуждаясь ни в колхозах, ни в крупных предприятиях. На примере той же Уметской деревни могу сказать, что кто-то успешно выращивает на продажу лук, картофель, кто-то разводит скотину и живет в достатке. Но той категории людей, которые в силу каких-либо причин не смогли приспособиться к новым условиям жизни в деревне и хотели бы уехать, власти должны помочь перебраться в город и найти работу. Для этого нужна специально разработанная программа.

Вот и все, пожалуй. Это не агитационный материал. Просто очень хотелось дать кирсановцам возможность посмотреть дальше не очень уж широкого кругозора нынешних властей. Так и оставаться нам в лаптях? Понятно, что так нам привычнее, но подумайте о будущем своих детей и внуков. Им-то приятно будет так ходить?
О. Просветова

«Кирсановская газета» 15 декабря 2004 г.

Наверх