«Начальники, не превозноситесь своей властью!»
Грядущие выборы не оставляют в стороне и христиан. Вера православная призывает человека к добросовестности во всем, в том числе и в исполнении своих гражданских обязанностей. Все мы граждане России и принимаем участие в выборе власти, в выборе тех, кто будет руководить нашим городом ближайшие четыре года. Общество наше более чем политизировано, о выборах можно услышать и по радио, и по телевидению, а больше всего во дворах среди соседей. Выбор свой все основывают на разном: кто хочет сильной экономики, кто хороших врачей, кто коммунистов и 7-е ноября в качестве государственного праздника. Но хочется ввести еще один важный, особенно для христиан, критерий выбора. Благочестивым - вот каким должен быть руководитель, начальник по учениям святых отцов. Ведь святые отцы Церкви жили в таких же обществах, как наше, в городах с похожими учреждениями, с судами, со стражами порядка. Да и общее устройство мира во все времена таково, что во всем существует иерархия, а значит и те, кто ее возглавляет, будь то глава города или директор магазина. Поэтому то, что было сказано много веков назад, вполне актуально звучит сегодня.
Слово святителя Иоанна Златоуста "Кто может называться начальником?"
Начальники, не превозноситесь своей властью! Какая власть, скажите, дана вам? От людей вы получили власть, научитесь же иметь власть и над самими собой, внутренно. Начальник не тот, кто так называется, а кто таков на самом деле. Как врачом не может сделать и царь, так и начальником: потому что не документы и не название делают человека начальником. Пусть, например, кто-нибудь построит больницу, соберет учеников, приобретет и инструменты, и лекарства, и будет посещать больных: достаточно ли этого, чтобы быть врачом? Нет, нужно еще искусство, а без него все это не только не приносит никакой пользы, но приносит даже вред. Так и начальник: положим, он имеет инструменты - голос, гнев, палачей, почести, подарки, похвалы, имеет лекарства - законы, имеет больных - подчиненных, имеет лечебницу - здание, имеет учеников - помощников. Но если он не знает науки врачевания, все это не принесет пользы.Некоторые называются великими именами, владеют должностями, но от этого они не делаются тем, чем называются. И среди начальников так бывает: они не есть истинные начальники, а только называются так, только занимают место с таким названием.
Истинные начальники - это те, кто управляет самим собой. К душе каждого человека имеют отношения три предмета: дом, город, государство. Во всем есть постепенность. Кто хочет быть начальником дома и хорошо управлять им, тот прежде всего должен устроить свою собственную душу, потому что она - ближайший его дом. Если же он не в состоянии управлять самим собой, там, где одна душа и где он сам господин, то как он будет управлять другими? Кто смог устроить свою душу и разум сделать в ней господствующим, а страсти (сребролюбие, гнев и прочие) подчиненными, тот будет в состоянии управлять и домом. Кто домом - тот и городом, кто городом, тот и государством. Если же кто не в состоянии управлять своей душой, побеждая в себе страсти, как будет он править городом? Итак, начальствующие, наведите прежде порядок в своей душе, затем станьте примерными мужьями и отцами, главами семейств, достойными подражания, а затем уже беритесь управлять и другими людьми.
Если начальники будут таковы, то их власть будет настоящей властью. А иначе - это посмешище, рабство, и тысячей других подобных наименований можно будет назвать это.
Не будем высоко думать о тех начальниках, которые наводят на людей страх. Человека доброго и кроткого не страшится никто, напротив, все уважают его, почитают и любят. А кто наводит страх, тот, не видите ли этого сами, бывает ненавидим и отвратителен для всех. И начальникам не следует превозноситься, если люди боятся их. Потому что, во-первых, ни один истинный человек их бояться не будет; а во-вторых, не великое это дело, если кто и боится их.
И скажите мне, что свойственно начальнику? Не приносить ли пользу и благодетельствовать подчиненным? Что же, если этого не будет? Как сможет другим принести пользу тот, кто не сделал добра самому себе? У кого в душе господствуют бесчисленные страсти, тот как обуздает их в других? Не говорите мне, что такой-то восседает на пьедестале, высоко поднимает брови и окружен толпой телохранителей, не говорите мне ни о его одежде, ни о доме. Нет, покажите мне отличие начальника не в этом, но в его состоянии по душе, то есть управляет ли он своими страстями, побеждает ли порочные стремления и пожелания: например, обуздывает ли пристрастие к деньгам, укрощает ли гнев и порочную похоть, не сохнет ли от зависти, не побеждается ли тщеславием, не боится ли и не трепещет ли бедности, или неблагоприятной перемены, не умирает ли от этого страха? Такого покажите мне начальника: вот это будет власть! Но если он, управляя людьми, сам раболепствует страстям: о таком я скажу, что это раб более всех людей. А кто сбросил с себя власть страстей, не увлекается злыми пожеланиями и не страшится, не трепещет безрассудно нищеты и бесславия, и прочих неприятностей настоящей жизни, того, хоть он одет в рубище, назову начальником и свободным.
Подготовила О. Просветова
«Кирсановская газета» 3 декабря 2004 г.