Герб города Кирсанова

Сергей Иванович Милковский:
"Нам не хватало свободы!"

Герой нашего сегодняшнего номера москвич и в наш город первый раз в своей жизни попал в прошлом месяце. Дело в том, что этот человек - сын Ивана Антоновича Милковского, работавшего с августа 1931 года в течение года редактором газеты "Кирсановская коммуна" впоследствии в 1938 году расстрелянного, как враг народа, и реабилитированного в 1957 году за отсутствием состава преступления. Сергей Иванович вот уже на протяжении многих лет собирает материалы о своем отце и побывал практически во всех местах, так или иначе связанных с ним. А вот теперь приехал и в Кирсанов. Но об этом мы подробнее расскажем позже. Сегодня мы беседуем с человеком, сумевшим многого добиться в жизни, человеком талантливым и неординарным.

Итак, представляем нашего героя - Сергей Иванович Милковский, инженер-конструктор проектного института "Метрогипротранс", лауреат двух Государственных премий - СССР (1980 г.) и РСФСР (1985 г.)

- Судя по вашим рассказам и тем документам, которые вы сумели собрать, отца вашего полностью реабилитировали и это, конечно, хотя и слабое, утешение вашей семье. А как пришлось жить вам после того, как он был арестован? Каково было в то время быть сыном врага народа?
- Я не могу сказать, что наша семья преследовалась. Единственный, может быть, случай произошел в 1941 году, когда мы эвакуировались из Орла. Немцы уже наступали, все учреждения эвакуировались, в том числе и трест хлебопечения, где мама работала. Мать с тремя детьми и узлами стояла у ворот, и так мы, я помню это прекрасно, простояли дотемна. Сейчас, я думаю, что мы просто были не те люди, которых надо было эвакуировать в первую очередь.

- А как ваша судьба сложилась?
- После окончания в Орле школы с золотой медалью, я поехал в Москву и поступил в Московский институт инженеров транспорта и закончил его в 1958 году. Я думаю, что если бы у меня не было золотой медали, то у меня были бы сложности с поступлением, так как это был 1953 год. Сталин весной умер, и ничего еще практически не изменилось. И в анкете при поступлении я указал, что отец мой умер в 1938 году. Хотя, по правде говоря, я действительно не знал, что с ним произошло. И только в 1992 году я смог познакомиться с делом отца.

- А после окончания института что было?
- Получив профессию проектировщика, я практически всю свою трудовую жизнь проработал в проектных институтах. Занимался и занимаюсь сейчас проектированием различных зданий и сооружений. В 1980 году мне присвоена Государственная премия СССР. Я участвовал в проектировании и строительстве большого санаторно-курортного комплекса в Крыму в районе Фороса. Я был главным конструктором проекта и вместе с моими коллегами архитекторами был удостоен этой награды.

Продолжая работать, я участвовал в проектировании здания областного драматического театра в Курске. Здание построено в 1983 году к юбилею Курской битвы. В архитектурном плане здание очень интересное, я был автором конструкций. И в 1985 году наш труд также был удостоен Государственной премии, но уже России.

И тут такой факт получился примечательный, для меня очень важный. Знакомясь с делом отца, я узнал, что мой отец в 1937 году участвовал в работе Курской областной конференции, проходившей в старом здании драмтеатра им. Пушкина. А мы построили новое, совершенно великолепное здание. И я понял, что построил своему отцу памятник, да не только отцу, а и многим участникам той конференции, которые тоже были впоследствии репрессированы.

- Скажите, обиды у вас нет на происшедшее?
- Обиды нет, хотя из дела я узнал, кто именно виноват в происшедшем. Я думаю, что это была наша общая беда. У меня есть горечь, что жизнь моего отца так рано оборвалась. В этом году свой столетний юбилей отмечает английская корова-мать. А она ровесница моему отцу. В прошлом году я был на юбилее Изабеллы Юрьевой, которой тоже исполнилось сто лет. И отец мог бы жить. Он был умный, образованный человек. В одном из протоколов допроса я прочитал, что Милковский разделял мнение одного из сотрудников "Орловской правды", что безграничный произвол Сталинского руководства в конечном итоге приведет партию к духовному кризису. Меня это потрясло, так как мы знаем, что произошло в 1991 году в нашей стране. Эту фразу я запомнил на всю жизнь.

- Расскажите немного о своей семье?
- Жена у меня также окончила институт, в котором и я учился, она также инженер-конструктор, сейчас уже не работает. Дочь Татьяна также получила прекрасное образование, работает в совместной фирме. Внучка заканчивает школу, все годы отличница.

- А какова была судьба остальных ваших родственников?
- Старшая сестра закончила финансово-экономический институт в Орле, у нее трое детей. Сейчас на пенсии, есть внуки. Младшая сестра работала преподавателем немецкого языка в Орловском пединституте. Сейчас в Москве. У нее тоже своя семья, есть внуки.

- Знаете, в "Ветеранской…" мы встречаемся с разными людьми, он у нас еще ни разу не было встречи с человеком, из-за, скажем так, пределов нашей местности, имеющего взгляд на нашу жизнь со стороны. Хотелось бы знать ваше мнение?
- Я много ездил по России, потому что институт, в котором я работал, проектировал для всей России, для всего СССР. Мне по должности, я просто обязан был для осуществления авторского надзора выезжать на те объекты, которые строились по нашим проектам. Я бывал и во Владивостоке, в Находке, во всем Черноземье, Западной Сибири. Я с удовольствием знакомился и знакомлюсь с многочисленными городами России. И обязательно стараюсь каждый из них обойти пешком, потому что только так можно почувствовать дух города, увидеть его подлинную красоту.

Вы не поверите, но когда я в прошлом году был в Париже, я много ходил по нему пешком, даже спускался в метро, чтобы сравнить его с московским. Я теперь еще больше горжусь своим метро. Это просто чудо. А нью-йоркское метро? Там мне тоже довелось побывать. Это клоака, общественный туалет. Об этом тяжело рассказывать.

Но я немного отвлекся. Возвращаюсь к российским городам. Россия по-прежнему небогато живет, к сожалению. Трудно сравнивать наши города, к примеру, с немецкими. Мне от этого горько и больно на душе. К сожалению, в те годы, в которые мы с вами жили, строилось мало именно гражданских объектов, жилья. А ведь что такое строительство? Это прежде всего кирпич. Его так просто делать! Глина, песок, обжиг - и все. Элементарно обеспечь людей кирпичом, пусть строятся. Ан нет. Ведь, к примеру чтобы запроектировать здание из кирпича, необходимо было разрешение Госстроя России. Понимаете, запрет был на кирпич! И это при наших богатейших запасах сырья.

Я вспоминаю свои поездки по Западной Европе. Там все отстроено, все ухожено, каждый уголочек земли буквально вылизан. У нас же в большинстве городов этого нет. И я думаю, по одной простой причине - нет у наших людей чувства хозяина, ответственности за происходящее вокруг.

Вот и ваш город - замечательный старый русский город. Я вчера по своей привычке весь его обошел. Мне было и радостно, и больно. Я видел старые, разрушающиеся и даже разрушенные дома, которым всего лет 150. Они бы еще прослужили, отнесись к ним по-хозяйски.

Сейчас в Москве старые дома реставрируются, город преображается. Так должно быть и у вас.

- А в чем же тут дело? Что мы, русские, не умеем работать?
- Меня очень волнует этот вопрос. В чем дело? Менталитет русский виноват или пьянство? Нет, и еще раз нет. Вы думаете, за границей меньше пьют? Ничего подобного. Я бывал и в Канаде, и в США, и на Востоке, в Афганистане. Я видел жизнь этих стран. В Вашингтоне я видел валяющегося пьяного негра возле Белого дома, и никто его не поднимал. Пьют везде.

Может, мы не умеем работать? Нет, именно трудом, рабочими руками до сих пор сохранилась Россия, не сгинула в пучине тех напастей, которых так много было в ее истории.

Так вот главная, на мой взгляд, причина - нам не хватало свободы. Не той свободы, которая понимается как вседозволенность, нет, порядок должен быть во всем, но должна быть у человека свобода, чувство ответственности, он должен быть собственником в хорошем понимании этого слова. Иметь семью, дом, землю, любимую работу и дело, чувствовать за все это ответственность. Тогда все изменится. И Кирсанов будет великолепным.

- Спасибо вам за вашу откровенную беседу.
- Вам спасибо, что выслушали. Мои огромные пожелания всем кирсановцам - успеха и процветания!


Беседовал
С. Вихарев,
корр. "Кирсановской газеты".

«Кирсановская газета», 5 сентября 2001 г.

Наверх