Герб города Кирсанова

Коновалова Л.Ф.
Актер века. (О нашем земляке - народном артисте России Н.А. Анненкове).

"Он - рыцарь театра!
Он - явление.
Его жизнь в творчестве -
насотящий подвиг"
Т.А. Еремеева-Битрих.

Николай Александрович Анненков (Кокин) родился в селе Калугино, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии 23 сентября 1899 года, в семье крестьянина. Отец - Кокин Александр Иванович, мать - Кокина Анна Николаевна. Мальчик учился в сельской школе, но вскоре родители переезжают в с. Инжавино. 2 августа 1909 года его отец подает прошение на имя Директора Тамбовского реального училища имени императора Александра II с просьбой о приеме его сына Николая в число учеников училища . В аттестате, выданном по окончании училища, говорится: "Дан сей сыну крестьянина Николаю Александровичу Кокину православного вероисповедания, родившемуся в селе Колугино Кирсановского уезда Тамбовской губернии сентября 23 дня 1899 года, в том, что он. вступив в Тамбовское Реальное училище Имени Императора Александра II 16 августа 1909 года, при отличном поведении обучался по 28 мая 1916 года, и окончил полный курс по основному отделению".

Свою работу он начал в народных домах Инжавино и Кирсанова, где участвовал в художественной самодеятельности. В 1918 году идет добровольцем в Красную Армию, и во время прохождения военной службы также продолжает выступать и в военных клубах.

В 1922 году Николай Александрович приезжает в Москву. Народная артистка СССР Е. Гоголева вспоминала, как к ней за кулисы Малого театра пришел рослый, красивый юноша с копной золотистых волос и чудесными карими глазами и привез ей письмо от ее матери - Елены Евгеньевны Гоголевой, актрисы провинциального театра. Она просила прослушать молодого человека, который произвел на нее большое впечатление своей игрой и подумать о его дальнейшей актерской судьбе. Е. Гоголева мастерские при Малом театре. Первые успехи на провинциальной сцене не вскружили ему голову. Он понимал необходимость учебы. Так он стал студентом и сразу обратил на себя внимание. Собственно, это произошло в первой же его работе - в спектакле Малого театра "Юлий Цезарь" Шекспира. Анненков выступил в роли римлянина и произносил всего одну реплику: "Они злодеи, убийцы! Завещание, читайте завещание!", - но так выразительно произносил ее, что актриса Е.Д. Турчанинова тогда же сказала: "Из этого актера выйдет большой толк", - и слова ее не могли пройти бесследно. Юноша работал упорно, терпеливо оттачивая и совершенствуя приему мастерства. В спектакле "Медвежья свадьба" он отличался своей правдивостью и темпераментом. И вскоре блистательно сыграл ведущие роли Васи Жадова и Мити в пьесах А.Н. Островского "Не так живи, как хочется", "Доходное место" и "Бедность не порок".

По рассказу Н.А. Анненкова, в 1928-29 годах в Малом театре шел спектакль "Аракчеевщина", где молодой тогда актер Кокин играл роль одного из лакеев и ждал своего выхода. Рядом стоял актер Остужев (Пожарский) и посоветовал Николаю взять себе псевдоним. По ходу спектакля Аракчеев говорит о том, что "декабрист Анненков вирши пишет и следует его наказать". Образ декабриста Анненкова по своему внутреннему миру был близок Николаю: он жил сердцем, любил поэзию - все это сродни его душе. К тому же маму и сестру звали Аннами. У актера Остужева Кокин учился романтической окрыленности, поэтической взволнованности, и совет его оказался, как нельзя, кстати. Так из Кокина он стал актером Анненковым.

Главный режисер Малого театра И.Я. Судаков в беседе с корреспондентом газеты "Малый театр" № 14 от 1 мая 1933 года сказал: "Артист Анненков является одним из талантливых воспитанников Малого театра. Это актер, который отличается в своей работе внутренней культурой, вдумчивостью, простотой и мягкостью. Он много работает над собой и к своей роли относится очень внимательно. Он стремится в любой роли найти глубокое, разностороннее содержание, чтобы, таким образом, создать простой и живой образ".

Итак, начиная с 1922 года, когда Анненков был принят в высшие театральные мастерские (так они назывались) при Малом театре, вся его жизнь связана с Малым театром. Малый театр был открыт в сожженной и разоренной Москве спустя двенадцать лет после того, как отгремели пушки на Бородинском поле, где русский народ еще и еще раз показал миру свою храбрость и стойкость. Он возник как театр народа, его дум, его стремлений к свободной жизни. Это был театр русской народной жизни: он обнажал ее язвы, бичевал пороки, но и прославлял тех, кто облегчал жизнь и звал к лучшему. Он был одинаково смел и в осуждении крепостнического строя, и в раскрытии великолепных русских характеров. Щепкин и его соратники, создавшие Малый театр, были выходцами из народа. Они добивались осуществления жизненной правды в искусстве. Малый театр - это национальный театр потому, что является выразителем гения русского народа, и свою судьбу неразрывно связал с судьбой народа.

В годы Великой Отечественной войны театр был тесно связан с фронтом. Актеров Малого видели на передовых позициях, в госпиталях, на аэродромах, в солдатских землянках, на артиллерийских батареях, и среди них был актер Анненков. Искусство было могучим оружием в борьбе с врагом. В пьесе Корнейчука "Фронт" Н. Анненков играл Огнева. Пьеса была поставлена театром в самый разгар решающих битв и являлась вкладом в дело всенародной войны. Театр этой пьесой работал на победу, как работали на победу миллионы советских людей. Во все времена лучшие деятели театра хранили его священные традиции. Малый театр создавал спектакли полные оптимизма и жизненной правды, оказывал могучее влияние на развитие русской мысли, литературы, являясь гордостью русского искусства.

Подлинным выразителем, хранителем и продолжателем традиций Малого театра явился и Николай Анненков. Яркая индивидуальность, замечательные внешние данные помогли Анненкову занять видное место среди прославленных актеров старшего поколения. Он очень много работал над собой, и в одной из статей о творческом методе актера в 1938 году, уже будучи заслуженным артистом республики, писал: "Важно достигать, всегда быть свежим, обновлять, совершенствовать свои приемы. Не успокаиваться, а двигаться всегда вперед и вперед".

Его творческая и сценическая деятельность - это яркая страница истории искусства. За его плечами большая, плодотворно прожитая жизнь в стенах Малого театра - одного из лучших театров страны. В Малом театре Николаем Александровичем Анненковым было сыграно более 200 ролей современных авторов, а также отечественных и зарубежных классиков. Например, такие как: Швандя и Кошкин ("Любовь Яровая" Тренева), Мотыльков ("Слава" Гусева), Геннадий ("Огненный мост" Ромашова), Лавров ("Великая сила" Ромашова), Огнев ("Фронт" Корнейчука), Кондрат Дрозд ("Честность" Сафронова), Васин ("Русские люди" Симонова), Морозко ("Разгром" Фадеева), Петр Плакун ("Вечный источник" Зорина), Макаров ("Порт-Артур" Попова- Степанова), Иван Грозный ("Иван Грозный" А. Толстого) и другие. Исполнение многих из них вошло в историю советского театра. Почти все пьесы А. Островского: "Без вины виноватые" - Миловзоров, Незнамов; "Бедность не порок" - Митя, с его наивной и мягкой натурой; чистейший Вася в комедии "Не так живи, как хочется"; прямой Жадов в "Доходном месте"; Андрей Белугин с его бунтом совести в "Женитьбе Белугина"; Подхалюзин - "Свои люди - сочтемся"; Андрей Титыч - "В чужом пиру - похмелье" и другие. Н.А. Анненков исполнял роли из произведений многих русских и зарубежных авторов: Грибоедова, Тургенева, Пушкина, А. Толстого, Гоголя, Достоевского, Сухово-Кобылина, Кони, Гюго, Шиллера, Шекспира, Золя, Скриба, Гольдони, Тирсо де Молино, Лопе де Вега, Ибсена и многие другие роли. Из перечисленных авторов, например, Молчалин ("Горе от ума" Грибоедова), Николай Петрович Кирсанов ("Отцы и дети" Тургенева), Самозванец ("Борис Годунов" Пушкина), Протасов ("Живой труп" Толстого), Рюи Блаз в одноименной трагедии Гюго, Боркман в пьесе Ибсена "Господин Боркман". Ярко характеризует творческую палитру Н.А. Анненкова исполнение образов в пьесах А.М. Горького, как то: Нил ("Мещане"), Черкун ("Варвары"), Синцов ("Враги"), Басов ("Дачники").

Одна из лучших работ - роль адвоката Басова в "Дачниках". Действие спектакля начинается неожиданно: его открывает мужской голос тенорового тембра, который громко и даже с оттенком скрытого ликования ведет партию из "Тоски":
И вот я умираю,
Но никогда я так
Не жаждал жизни…

Это поет Басов - один из типичных образов русского общества начала века, интеллигент, продавший за блага жизни свой талант, ум и совесть. Анненков-Басов ликующе поет о жажде жизни, которая все сильнее овладевает его героем, заглушая предчувствие ожидающего его заката. В этой арии, вернее в том, как она связывалась с линией образа адвоката Басова, заключался в большей мере смысл темы "Дачников". Этот очень горьковский смысл выступает в спектакле со всей отчетливостью на первый план. Его можно объяснить так: время героя, выведенного в целой системе характеров в "Дачниках", прошло. Оно должно унести с собой и эту психологию. Басов-Анненков - эпикуреец. Он пьет жизнь, как нектар, без ее противоречий, без трудностей, достигающихся кому угодно, только не ему. Басов знает, что в жизни есть идеалы, принципы, красота - их он подвергает своеобразному присвоению. И кажется, что этот добрейший, влюбленный во все, улыбающийся, с мягко рокочущим голосом, русский интеллигент должен и может быть всем приятен. И тем острее и глубже его полное саморазоблачение.

Иным был анненковский Черкун в "Варварах" - циничный и жестокий цивилизованный варвар. Он был поистине страшен соединением ума и низости, просвещенности и потребительства самого грубого плана. Как могло в этом светлоглазом красавце с высоким ясным лбом, с мягкой улыбкой жить такое разрушительное отношение к людям? Анненков нашел ту внутреннюю логику чувств этого человека, которая позволяла ему не скрывать своего пренебрежения к людям, когда они становятся не нужны ему. По-разному признаются в остывшей любви: Анненков в этой роли не то что бросал свое признание Надежде - это было слишком мало для него. Он расстреливал ее словами, глядя ей в лицо, и с хладнокровием наблюдая за ее реакцией. Черкун голосом Анненкова раздельно говорил: "Я не люблю вас больше! Не люблю!". Анненков своеобразен в анализе человеческой психики: "Я ищу отрицательное начало в характере своих героев как положительное, доведенное до своей отрицания", - говорил он. Очевидно, поэтому он избегает схемы в создании образов своих отрицательных персонажей. Ум, воля, выдержка Черкуна превращаются в качества, опасные для тех, кто попадается на его пути. Отсутствие любви к людям, мещанство, выражением которого является Черкун, губит в конечном итоге и его самого как человеческую личность. Таков социально-нравственный итог одного из лучших горьковских спектаклей на сцене Малого театра.

Словом, за многие годы творческой деятельности Анненков создал целую галерею высокохудожественных образов, многие из которых вошли в золотой фонд театра и кино. Играть лучше от спектакля к спектаклю - в этом смысл творческой жизни Анненкова. Этому закону он оставался верен и в кино. Он снялся более чем в двадцати кинофильмах. Я, например, хорошо помню фильм "Тимур и его команда", где впервые увидела Анненкова в роли боевого командира - отца Жени. И спустя годы в своих кинофильмах он остается образцом человеческой личности. Это и кинофильм "Поэма о крыльях" - академик Жуковский; "Гибель орла" - капитан Чистяков; "Начало века" - Плеханов; "Суд чести" - профессор Добротворский. А его совершенно великолепные роли в экранизированных спектаклях Малого театра! Большой жизненный опыт, исключительное трудолюбие, постоянное стремление к совершенству помогли Анненкову достичь вершин искусства в создании образов в спектаклях современного и классического репертуаров.

Более 180 лет назад вышло постановление, утвержденное Александром I, где говорилось, что "усовершенствование Россией спектаклей и балетов, пополнение и, если возможно, самое становление оркестров и заменение иностранных художников театральными воспитанниками есть предмет установления сей школы". Так родилось училище имени Михаила Семеновича Щепкина, где много лет, с 1947 года Анненков - "самый главный учитель", - так отзываются о нем ученики, - где проявилось его особое значение в педагогической деятельности. В Щепкинском училище им воспитана целая плеяда актеров, из которых только в Малом театре работает 20 его учеников. Многие их них стали известными актерами, внесшими свой вклад в наше искусство. Например, также, к сожалению, рано ушедшие из жизни как Павел Луспекаев, Олег Даль, Никита Подгорный. Его учеником является Виталий Соломин, который говорит, что "все, чем он владеет как актер, он получил от своего педагога Анненкова". "Дорогой наш человек, - пишут его ученики. - Спасибо Вам за великолепные образы, созданные Вами на сцене, за Ваш труд по воспитанию новых поколений театрального дела. Мы постоянно стремимся брать с Вас пример оставаться деятельными, неспокойными, молодыми при любых обстоятельствах. Мы благодарим Вас за то, что Вы с нами. Счастливы, что Вы есть".

Эдуард Марцевич - актер Малого театра, который видел почти все роли Анненкова за 35 лет, в 1989 году писал, что они оставляют незабываемое впечатление: и в "Дачниках" - Басов, и адмирал Макаров в спектакле "Порт-Артур". Прекрасно он играл и Николая Петровича в "Отцах и детях" Тургенева. Здесь он мягок, лиричен, аристократичен, душевно тонок. А его перевоплощение в "Фиалке" по рассказу Катаева? Анненков, красивый и благородный, перевоплощается в опустившегося старика Новоселова. Никакого грима, тот же мягкий рокочущий голос, а человек - совсем другой.

В день 90-летия со дня рождения Анненкова одному из его коллег Ярославу Барышеву был задан вопрос: "Кем, по Вашему мнению, является Николай Александрович Анненков для Малого театра?" Он ответил: "Анненков - это "кровь" театра. Это абсолютная истина. Обратите внимание на труппу Малого. В ней столько его учеников… А что такое для организма кровь, объяснять не надо. Кровь дает жизнь и этим все сказано. Для меня Николай Александрович еще и пример отношения к профессии. Человек, который делает свое высокое дело без рисовки, без актерских выкрутасов. Анненков - образ актера-подвижника, Русского актера, освещающего свое дело человеческим и профессиональным достоинством". И это только малая часть тех многочисленных высказываний о Н.А. Анненкове актеров Малого театра - его коллег и учеников.

Естественность, простота интонаций - вот признак школы Малого театра. Анненков - корифей Малого театра, он проповедовал религию Малого театра - старого, сегодняшнего и будущего. 35 лет Анненков заведовал кафедрой мастерства актера. Им написано и опубликовано много статей на творческие темы: "Щепкин и Станиславский", "Традиции Малого театра", "Значение партнера в спектакле" и многие другие.

Несколько лет Анненкова выбирали в члены правления "Ассоциации Дружбы народов" при Доме Дружбы с зарубежными странами. Неоднократно выступал оппонентом при защите диссертаций, например, по книге М.О. Кнебель в ГИТИСЕ. Член ряда художественно-режисерских коллегий, руководящих творческой деятельностью Малого театра. Постоянный член Художественного Совета театра, а также Ученого совета Училища Щепкина. Анненков везде вел общественную работу.

Его выдающиеся заслуги перед Родиной высоко оценены. В 1960 году Николаю Александровичу Анненкову было присвоено звание Народного артиста СССР. В 1961 году он утвержден в звании профессора по кафедре мастерства актера. Анненков трижды Лауреат Государственных премий: II степени в 1947 году - за спектакль "Великая сила", I степени в 1949 году - за кинофильм "Суд чести". В 1990 году ему присвоено звание Героя Социалистического труда. Анненков награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции, орденом "Знак Почета", тринадцатью медалями. В 95-летний юбилей актера ему был вручен орден "Дружбы народов". Было много поздравлений, но особенно дорого для Николая Александровича было поздравление его учеников 1950-1954 годов: "Славим "Поэта сцены" Николая Александровича Анненкова - нашего "Сократа" (так тайно называли они его тогда и уважая, и любя):
Неугомонен! Светел! Чист!
Интеллигентен! Самобытен и речист!
А дикция! "Волшебный голос", -
поклонников бушует хор.

Учитель - одержимый труженик
и удивительный Актер!
Вы - гордость Дома Щепкина
среди прославленных имен!

Всегда красив, талантлив, добр, умен!
От первенцев - студентов Ваших
сердечный, благодарственный поклон!
Виват! Виват! Виват!
Наш благороднейший Сократ!

Николай Александрович Анненков убежден, что работа над постижением тайны актерского мастерства вечна, и, как Вселенная, бесконечна. В подтверждение этих слов расскажу следующее. По роду моей работы мне посчастливилось неоднократно встречаться с Николаем Александровичем, беседовать с ним, за что я бесконечно благодарна судьбе. Видела я сотый спектакль "Холопы" по П.П. Гнедичу. Он играл Веденея - мажордома, в котором страсть повелевать уживается с отвратительным холопством, а самодовольство - с жалким тщеславием. По-моему, задолго до спектакля мысленно он находился уже там, на сцене. "Я уже весь в спектакле", - так он говорил. Я смотрела и удивлялась. Ведь, казалось бы, он знал досконально все - это был сотый спектакль, но Анненков вновь и вновь работал над образом, независимо от того, сколько им было сыграно этих спектаклей.

В 1993 году, по просьбе Н.А. Анненкова и с помощью Управления культуры Тамбовской области была организована его поездка на родину - родную Тамбовщину. На вокзале тепло и радушно встретили дорогого гостя и повезли в Инжавино, где прошли его детские и юношеские годы. В дороге на него нахлынули воспоминания: как учился в школе, ходил в лес, купался мальчишкой в реке Вороне и отдыхал на ее живописных берегах, на велосипеде ездил даже до Тамбова. А когда подъехали к дому, где он жил когда-то (к счастью сохранившемуся), то Николай Александрович, несмотря на свой преклонный возраст, буквально выбежал из машины и стал показывать окна комнаты его матушки, а в глазах его стояли слезы… Но в дом он не вошел, чтобы не портить воспоминаний. Радушную встречу устроили ему в Инжавинском музее, где ее снимало телевидение из Тамбова. Встречали хлебом-солью, в русских национальных костюмах. Николай Александрович был душевно тронут таким вниманием, искренне радовался и даже сплясал вместе со всеми. Сколько непосредственности было в этом чудесном Человеке. А потом был двухнедельный отдых в Инжавинском санатории. Я неоднократно навещала Анненкова там и никогда не забуду, как однажды, по моей просьбе, он читал стихи моего любимого Лермонтова. Его великолепная дикция! Это было незабываемо, это был бесценный подарок судьбы. Там же в санатории состоялась его встреча с земляками. И хочется подчеркнуть, что даже здесь, в провинции, перед выходом на сцену он так волновался, что пришлось его успокаивать. Он жил душой, сердцем. А как он восторгался прекрасной природой родного края!

Мы подолгу беседовали (Из записи на аудиокассете - июнь 1993 года лично при встрече с Анненковым). Я задавала ему вопросы, например:
Л.К. - Что Вы цените в людях?
Н.А. - Доброту, дружбу, одухотворенность, интеллигентность. Ненавижу хамство.
Л.К. - Что такое любовь?
Н.А. - Когда чувствуется что-то родное, есть понимание, дружба, уважение - все это в комплексе и дает любовь.
Л.К. - Ваш любимый певец.
Н.А. - Мой любимый певец - это Ф.И. Шаляпин. Я был "им ушиблен" с детства. В шесть лет я увидел комету Галлея, и везде тогда говорили о Шаляпине. Сам я увидел его впервые в 1922 году в Москве, в консерватории. Шаляпин велик тем, что соединил в пении все качества драматического артиста. Каждая его фраза звучит. Шаляпин гениален.
Л.К. - Что такое счастье?
Н.А. - Вечное движение… (и Н.А. стал читать свое любимое - оду Г.Р. Державина "Бог". Он верит в бога в Человеке). Счастье человека в том, что основное в его жизни - вечное движение и если он участвует в нем - это его суть, его основное ощущение мира. И какое бы дело человек не делал, в основе его работы, когда он творит, и в любви тоже - надо все совершенствовать. И в этом - счастье. И пока позволяют мои силы, буду совершенствовать себя до конца. Нельзя играть спектакль как ремесленник, как и во всем - это недопустимо. Настоящее искусство требует каждый раз вновь переживать образ, и публика должна услышать ваше слово. Правда человеческой души познается публикой через слово. Слово всегда было основным в Малом театре, там надо учиться русскому языку.

Когда Анненков выходил на сцену, весь зал, стоя, долго аплодировал ему. 21 сентября 1999 года, в свой столетний юбилей Николай Александрович Анненков в последний раз вышел на сцену Малого театра в спектакле "Царь Борис" А.К. Толстого в роли Лупа-Клешина.

Он умер 31 сентября 1999 года, более 80 лет прослужив на сцене прославленного на весь мир Малого театра России. Это был Человек и Художник с большой буквы. Авторитет его настолько велик, что уже давно о нем складывались театральные легенды. Его педагогическая и театральная деятельность широко известна за пределами нашей Родины. Его имя внесено в энциклопедии Англии, Франции, Италии, Бельгии, Америки, Польши и других стран. Мы вправе гордиться, что Николай Александрович Анненков, наш земляк, был нашим представителем на сцене известного во всем мире Малого театра, где он достиг вершин театрального искусства.

Материалы, собранные мною о его жизни и творчестве включены в основной фонд нашего музея и являются составной частью фонда России.

Литература.
1. Большая советская энциклопедия. М., Изд-во "Советская энциклопедия", 1970. (3-е изд.) С. 40.
2. Биография Кокина-Анненкова Н.А. М., 1992. 31 мая (рукопись заверена нотариусом).
3. "О творческом методе актера" // Газ. "Малый театр". № 14, 1933. 1 мая.
4. "Гордость русского искусства" // Газ. "Правда". № 300, 1949. 27 октября.
5. "Формула обаяния" // Газ. "Советская культура". № 78. 1974. 25 сентября.
6. "Народный артист СССР Н.А. Анненков" (к 150-летию Малого театра) М., Изд. Малого театра СССР, 1975.
7. "Преданность сцене" (к 80-летию со дня рождения Н.А. Анненкова) // Газ. "Советская культура". № 75. 1979. 18 сентября.
8. "На сегодняшней афише Малого театра - горьковские "Дачники" // Газ. "Вечерняя Москва". № 241, 1979. 19 октября.
9. "Сцена - его жизнь" (к 80-летию со дня рождения Н.А. Анненкова) // Газ. "Московская правда". 1979. 19 октября.
10. "Н.А. Анненков" // Программа-газета № 2, 1980.
11. "Заветное служение театру" (к 90-летию со дня рождения Н.А. Анненкова) // Газ. "Мартеновка". № 148, 1989. 20 декабря (Изд-во московского металлургического завода "Серп и молот").
12. Театральная энциклопедия. М., 1961. Т. 1, С. 219.
13. Указ о награждении народного артиста СССР Кокина (Анненкова) орденом Октябрьской революции // Газ. "Советская культура". № 77, 1974. 24 сентября.
14. Указ о награждении народного артиста СССР Кокина (Анненкова) орденом Ленина // Газ. "Советская культура". № 77, 1979. 25 сентября.

Сборник научных трудов Тамбовского областного краеведческого музея. Тамбов, 2001.

Наверх