Герб города Кирсанова

Ленинец
1985 год
(май-июнь)

Орган Кирсановского горкома КПСС, районного и городского Советов депутатов трудящихся Тамбовской области. Газета выходит четыре раза в неделю: во вторник, среду, пятницу и субботу. Тираж 8350. Цена 2 коп. Редактор В.Е. Петровский.

05.05.1985
№ 73 (12803)

3. Еще не поздно

Реки, как и люди, рождаются каждая со своим характером и со своими болезнями. Они живут, старятся и умирают. И в этом последнем часто виновны мы. Так что же? Ради сохранения перводанной чистоты рек не строить животноводческих ферм и комплексов? Не строить новых и не увеличивать мощностей существующих промышленных предприятий? Отказаться от химизации сельского хозяйства? Конечно же, нет. Надо строить и увеличивать мощности и аграрных, и промышленных комплексов, но строить их с предвидением отдаленных экологических и иных последствий для окружающей природы.

Если брать воду из рек для технических нужд промышленности, то позаботиться о строительстве водооборотных систем с замкнутым циклом: забор воды - использование - очистка - повторное использование. Если брать воду для нужд орошения, то позаботиться о строительстве водохранилищ. Если вносить в землю удобрения или другие продукты химии, то делать это так, чтобы исключать возможность их попадания в русло рек. Словом, делать так, чтобы наряду с интересами народного хозяйства и человека соблюдать бы и интересы природы, опять-таки, в конечном счете, в интересах народного хозяйства и человека. Интересы природы и человека не противопоставимы. Они едины. Всякая кажущаяся выгода за счет и в ущерб природе назавтра оборачивается неизмеримо большим убытком, а то и бедой.

В этой связи нелишне напомнить об озере Рамза. За счет уменьшения площади водного зеркала озера путем спуска воды надеялись получить дополнительные площади лугов с увлажненными почвами и богатым травостоем. Ничего, кроме заболоченных солончаков не получили, но нанесли непоправимый ущерб озеру, имевшему не только рыбохозяйственное значение, но являющемуся и замечательным памятником природы. Теперь принято решение о восстановлении озера. Но потребуются время, большие материальные затраты для восстановления того, что природа подарила людям безвозмездно.

А случилось такое потому, что те, кто воплощал проект в жизнь, упустили при этом фактор предвидения последствий. А вот они-то, последствия, оказались плачевными. Ну а возможно ли вообще использование ресурсов природы без ущерба для нее самой? Наверное, не всегда, не везде, не во всем. Приобретений без потерь не бывает. Основа прогресса нашего общества - все более широкое и более полное использование ресурсов природы, и речь идет не о сокращении использования этих ресурсов, а о таком их использовании, при котором приобретаемые выгоды были бы максимальными, а потери бы - минимальными, не такими катастрофическими для природы. Далеко не все в природе возобновляется, но многое из того, что мы берем у нее, природа в состоянии и восстановить. И там, где человек приходит в этом ей на помощь, восстановление это идет быстрее и бывает полнее. И это в первую очередь касается проблемы и восстановления малых рек. В том числе и речки Пурсовки. В чем суть такой помощи? Это - сохранение постоянства водности, чистоты воды, улучшение технического состояния русла.

Возьмем первый аспект - сохранение постоянства водности. Эту проблему Пурсовки можно решить строительством прудов. Один из них - Каргаловский - уже есть. Второй может быть построен ниже Каргаловского и третий, самый большой, в черте города между улицами Набережной - Моршанский тракт со створом у моста по улице Красноармейской, то есть там, где он и был когда-то. Зеркало пруда должно быть увеличено в северном направлении до северной границы города. Для укрепления берегов ид ля регулировки талых вод потребуется разбивка и посадка лесопарковых полос, а может быть (условия позволяют), и большого настоящего парка.

Аспект второй - чистка воды. О чистоте воды в Пурсовке говорить не приходится. Основные загрязнители речки известны: совхоз-техникум, центральная районная больница, городская баня, заводы "Текстильмаш" и сухого обезжиренного молока. НО уже в 1985 году совхоз-техникум и центральная районная больница могут быть канализованы. Завод "Текстильмаш" завершает прокладку канализационного коллектора к станции перекачки и тоже в скором времени будет канализован.

Остаются городская баня и завод сухого обезжиренного молока. Но и их канализование не за горами: городская баня будет канализована со строительством второй очереди городской канализации, а завод сухого обезжиренного молока - ранее этого срока. Следовательно, и аспект чистоты в реке Пурсовке может быть решен в течение трех-четырех лет. Аспект третий - техническое обновление русла, строительство прудов-водохранилищ - безусловно, самый трудоемкий и дорогостоящий, но и он технически выполним. Опыт строительства Кобяковского и Каргаловского водохранилищ подтверждает это.

А теперь представим такую картину: в широкой долине, разработанной еще в древней Пурсовкой, зеркально отсвечивают холодком медленной прозрачной воды три больших озера-пруда, обсаженные купами приречных ив и стройными рядами белоствольных берез. В зарослях прибрежной черемухи неумолчно щелкают соловьи. Два верхних пруда - рыбное хозяйство города. Нижний - место отдыха горожан. Он самый большой и красивый, с бетонной набережной по правому берегу и обширным парком - по левому. Лодочные причалы, на воде водные велосипеды и другие аттракционы. По берегам - рыбаки с удочками и много отдыхающих с детьми горожан.

Это в летнюю пору. А в зимнюю - "мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед"… мелькают хоккейные клюшки, шайбы, кипят хоккейные баталии, по накалу страстей не уступающие баталиям классных команд.

Что это, фантазия? Не то и не другое. Это будущее речки Пурсовки, каким хотят его видеть горожане. Будущее городской речки, которая еще многим может послужить городу, многих горожан одарить радостью понимания и познания прекрасного.

Малые реки - неотъемлемая часть нашей жизни. Сохранить и продлить их жизнь, сделать их еще более плодотворными и такими передать другим поколениям - вот чем мы сможем умалить свою вину перед ними. Сегодня мы все глубже осознаем необходимость этого. Однако одного сознания мало. Это надо делать сегодня потому, что завтра может быть уже поздно.

09.05.1985
№ 77 (12807)

Расти, аллея памяти!

Аллеи Победы. Аллеи Памяти. Встают они во всех городах и селах нашей большой страны. Есть теперь такая аллея Памяти и в нашем городе. Встали в два рядка метровые саженцы березы, начав собою реконструкцию городского сквера.

Торжественный, памятный день. Вместе с ветеранами закладывали аллею Памяти школьники. Это им предстоит ухаживать за саженцами, бережно передавая эстафету по праву старших своим младшим школьным друзьям.

Пройдут годы, зашумят на ветру березы, напоминая о подвиге советского народа.

Перед закладкой аллеи Памяти состоялся митинг. Его открыл заведующий отделом пропаганды и агитации горкома КПСС С.Ф. Бубенков. Ответственный секретарь горрайотделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Л.В. Звонарева и председатель совета ветеранов партии, войны и труда при краеведческом музее А.А. Жданов предложили посадить молодые березки ветеранам и школьникам.

Начинается работа. И сразу чувствуешь, с каким почтением старшеклассники относятся к тем, с кем им выпала честь заложить аллею Памяти. То, что они считают трудным для старших, сделать стараются, опередив их. Тесный контакт между работающими налаживается очень быстро. Они сразу же называют друг друга по имени.

Семен Корнеевич Сидоренков сажает свою березку вместе с девятиклассником Олегом Верещагиным. Бывший фронтовик - любитель-садовод. По его словам, по тому, как бережно расправляет он корни березки, чувствуется его постоянная связь с землей, со всем тем, что на ней родится.
- Березка, она особого внимания при посадке требует, - поясняет он Олегу.

Смотришь, как деловито и ловко он обращается с саженцем, и кажется, будто всю жизнь он только этим и занимается, будто не было того страшного лихолетья, которое захватило и его.

Посадил березку и подполковник в отставке Василий Тихонович Прохоров, воевавший в составе 1-го Белорусского фронта в Великую Отечественную. Десятиклассник Валерий Мигранов поливает деревце, расспрашивает Василия Тихоновича о службе в армии. Это не случайно. Юноша решил поступить в одно из военных училищ.
Разговоры здесь завязываются самые неожиданные.

Тамара Васильевна Клевцова, бывший боец отдельного корпуса воздушного заграждения, рассказывает девочкам, берущим шефство над ее березкой, о том, как мечтала она стать балериной. Война помешала…

Девятиклассница Лена Березкина слушает Ивана Федоровича Ручко - учителя истории, в войну защищавшего нашу Родину, и ветерана партии Анну Моисеевну Кузнецову. Они рассказывают о том, как после войны закладывали горожане сквер, как на месте пустыря зазеленели деревья.

Была тогда первая послевоенная весна, а сегодня она уже сороковая. Как и в первую, слышны здесь оживленные разговоры, видны на лицах улыбки. Люди заняты мирным делом. И среди них Марфа Павловна Белобородова, Александра Григорьевна Зудина, Евгения Алексеевна Кривощапова, Евдокия Филипповна Карева, Руфина Родионовна Чепурнова. Это они, бывшие фронтовики, подарили мир ребятам, которые тоже сажают сегодня аллею Памяти. Подарили мир советским людям.
Н. Алпеева.

19.06.1985
№ 100 (12830)

За атеизм наступательный

Горком КПСС провел научно-практическую конференцию "Атеистическое воспитание, формирование наступательной позиции в борьбе с религиозными пережитками". С докладом "Актуальные вопросы атеистической работы в современных условиях" выступила секретарь горкома партии З.И. Батурова.

"Научные основы практики и методики атеистической работы" - такова была тема выступления лектора горрайорганизации общества "Знание" К.П. Агеевой. Преподаватель совхоза-техникума, председатель методического совета по комсомольскому политическому просвещению при горкоме ВЛКСМ Н.В. Просветова посвятила свое выступление вопросу "Роль религии в современной идеологической борьбе". "Массовая атеистическая пропаганда в учреждениях культуры" - так называлось выступление заведующей отделом культуры Л.М. Сухоруковой.

Заведующая отделом народного образования А.Н. Спиридонова в своем выступлении остановилась на проблеме "Воспитание атеистической убежденности у школьников". Заместитель секретаря партбюро авторемонтного завода З.С. Мордовина осветила вопрос "Роль партийной организации авторемонтного завода в атеистическом воспитании трудящихся". "Формы и методы работы по внедрению социалистической обрядности в селах Кирсановского района" - так назвала свое выступление заведующая отделом ЗАГС райисполкома Ю.Д. Захарова. Старший библиограф центральной библиотечной системы О.В. Климова выступила с книжным обзором: "Атеистическая литература и ее использование в антирелигиозной пропаганде",

Научно-практическая конференция приняла рекомендации. В них говорится:
Необходимо создать цельную и стройную систему атеистического воспитания, обеспечить коренной поворот к созданию исходных предпосылок для успешного преодоления религии, более высокий, научно обоснованный и эффективный уровень руководства атеистической практикой. Организовать на местах углубленное и всестороннее изучение степени и уровня религиозности населения, специфики вероучения и деятельности религиозных объединений и групп, внутреннего мира верующих, причин живучести религиозных пережитков, процессов становления атеистической убежденности. С учетом качественных и количественных характеристик религиозных проявлений широко и дифференцированно использовать комплекс форм и методов атеистического воздействия.

Партийным, профсоюзным, комсомольским организациям следует объединить усилия идеологических учреждений, всей общественности в совершенствовании атеистической работы, повышении ее эффективности. Шире вовлекать в нее специалистов народного хозяйства, работников народного образования, медицины и культуры. Систематически организовывать их учебу, вооружать методикой индивидуального воздействия, обобщить лучший опыт. В подготовке атеистических кадров полнее использовать систему политической и экономической учебы. В организации атеистической практики обеспечить органическое сочетание таких действенных форм как распространение идейно-политических, философских, социальных, исторических и естественно-научных знаний, пропаганда коммунистической морали, индивидуальная работа с лицами, подверженными религиозному влиянию, создание в коллективах морально-психологической обстановки, исключающей религиозные проявления, внедрение в быт трудящихся новых обрядов и традиций.

Партийным, советским, профсоюзным, комсомольским организациями, организациям общества "Знание" надо повышать идейный и научный уровень атеистической пропаганды, добиваться, чтобы она включала в себя, помимо критики религиозной идеологии, позитивное утверждение марксистско-ленинского понимания проблем жизни, охватывала комплекс убеждений, взглядов и чувств тружеников, полнее увязывалась с жизнью местных религиозных общин на конкретных фактах и примерах. Постоянно практиковать в коллективах проведение циклов лекций, бесед, тематических вечеров, устных журналов и других массовых атеистических мероприятий.

Совершенствовать работу постоянно действующих лекториев по проблемам атеизма, школ начальных знаний о природе и обществе, клубов юных атеистов, ветеранов, женщин и других объединений. Охватить сферой влияния активистов атеистической пропаганды и агитации каждого верующего, каждого труженика, подверженного религиозному влиянию.

Партийным, профсоюзным, комсомольским организациям постоянно повышать роль трудовых коллективов в атеистическом воспитании. Больше внимания уделять формированию атеистической убежденности на основе укрепления социальных связей личности с коллективом, шире вовлекать тружеников в соревнование, в общественную деятельность, в работу общественных формирований, к участию в массовых мероприятиях. Постоянно учитывать в этом деле роль морально-психологического фактора: обеспечить справедливое и чуткое отношение к повседневным нуждам и запросам граждан, внимательное рассмотрение писем и устных обращений, проявлять заботу о лично неустроенных людях, склонных к религиозности. Полнее отражать вопросы атеистического воспитания в планах социально-экономического развития коллективов, своевременно реализовать намеченные мероприятия, способствующие устранению предпосылок для возникновения религиозных настроений и предрассудков.

Шире использовать в атеистическом воспитании возможности культурно-просветительных учреждений, экскурсионно-туристической работы. В домах культуры, клубах, библиотеках, наряду с массовыми атеистическими мероприятиями, постоянно организовывать экспозиции, выставки по научно-атеистической проблематике, концерты художественной самодеятельности с использованием антирелигиозных произведений.

Проявлять постоянную заботу об атеистическом воспитании подрастающего поколения. Ограждать сознание детей и подростков от проникновения религиозных воззрений. Обеспечить углубление атеистической направленности учебно-воспитательного процесса в школах; в ходе учебных занятий и внеклассных мероприятий с целью раскрытия перед учащимися сущности явлений природы, расширения их представлений об окружающем мире систематически проводить собеседования, организовывать экскурсии, диспуты, выпуски бюллетений, стенгазет на атеистические темы.

Силами учителей и родительской общественности организовать индивидуальную работу со школьниками из семей верующих, вовлечение их в общественную деятельность, художественную самодеятельность, занятия физкультурой и спортом, в подростковые клубы. На базе средней школы № 3 создать методический кабинет научного атеизма. Организовать в молодежных коллективах систематическое проведение мероприятий, способствующих расширению кругозора молодежи, внедрять в атеистическую практику действенные и эмоциональные формы и ритуалы, молодежные конкурсы, проводы в армию, посвящение в хлеборобы, в рабочий класс, комсомольско-молодежные свадьбы и другие мероприятия. Шире вовлекать молодежь в профессиональные объединения, клубы по интересам.

В связи с тем, что среди верующих большое число женщин, особое внимание обратить на работу среди них. Коренным образом улучшить атеистическую пропаганду в коллективах с преимущественно женским контингентом работающих, в доме санитарного просвещения, родильном отделении. Вместе с тем систематически надо вести работу по преодолению остатков неравного положения женщин в быту, созданию условий для их активного участия в трудовой и общественной деятельности. Активизировать деятельность женсоветов, сделать из настоящими организаторами атеистической работы.

Необходимо усилить культурно-воспитательную работу и атеистическую пропаганду среди представителей старшего поколения, пенсионеров, подверженных влиянию религии. Обеспечивать им необходимые условия для проявления социальной активности, добиваться при этом, чтобы общественно полезная деятельность вызывала у них чувство удовлетворения.

Конференция считает необходимым активно внедрять новые социалистические обряды и традиции на основе комплексных планов. Четко определить при этом место и роль советских, профсоюзных и комсомольских органов, учреждений культуры, печати и радио. Добиваться, чтобы ритуалы и праздники своей эмоциональной насыщенностью и глубоким идейным содержанием активно способствовали вытеснению религиозной обрядности, утверждению атеистической убежденности.

Необходимо решительно усилить работу по использованию средств массовой информации и пропаганды в атеистической работе. Организовать систематическое освещение на страницах газеты "Ленинец" и в передачах местного радио практики атеистического воспитания, вести поиск доходчивых форм идейного и эмоционального влияния на людей.

Училища серебряный юбилей

Всегда чисто и даже красиво на территории авиатехучилища гражданской авиации. Но перед праздниками, как и быть должно, здесь становится еще более нарядно и торжественно - от многоцветья флагов, свежей белизны приасфальтных бордюр, обновленных транспарантов, а главное, от радостной взволнованности курсантов, преподавателей, воспитателей…

Так было и на этот раз, но еще более торжественно и волнующе: училище праздновало свой серебряный юбилей, 25-летие со дня организации. На него съехались гости - бывшие выпускники разных лет, в том числе самые первые. Непросто узнать в инженерах авиаотрядов А.С. Улюкине, С.Б. Саутине, А.Н. Семченко, бортмеханиках современных самолетов Г.Н. Портнове, В.А. Афонине, Г.М. Шаронове, В.А. Тимофееве, Е.М. Федоренко, в руководителях производственных подразделений П.И. Мараковском, А.В. Калягине курсантов выпуска 1962 года. У многих в волосах седина. Почти все в журнале регистрации написали о себе: член КПСС. Некоторые добавили: секретарь или заместитель секретаря парткома. Иные указали: отмечен государственной наградой. Они приехали из Костромы и Тюмени, Минеральных Вод и Барнаула, Волгограда и Красноярска, Воронежа и Салехарда… А перешагнули порог проходной училища и оказались в объятиях друг друга и встречающих, а бросили взгляд на знакомые аллеи и здания - и будто сбросили груз более двух десятилетий. Сразу стали озорными, веселыми, очень похожими на теперешних курсантов.

На другой день, на научно-практической конференции, посвященной анализу подготовки кадров в училище за минувшие годы, начальник училища Д.А. Миронюк будет особо говорить о первых курсантах. Он скажет о их тогдашней молодости, но и исключительной серьезности, способности по-взрослому ответственно относиться ко всем делам. А дела эти были связаны со становлением училища, созданием его материально-технической и учебной базы, с преодолением многих трудностей из-за острой нехватки классов, наглядных пособий, наконец, из-за бытовых неудобств. Курсанты тех первых лет были не только учащимися, причем в большинстве очень хорошими. Они были строителями, рационализаторами, активистами. Вместе с только что складывающимся коллективом преподавателей и воспитателей они были основоположниками многих добрых традиций, живущих в училище и поныне.

Они живы потому, что их, безусловно, принимали и всемерно развивали поколения курсантов последующих лет. Их представители тоже есть на встрече: преподаватель одного из высших летных училищ В.А. Суглубов, бортинженеры самолета ТУ-154 И.А. Коржов и Б.С. Жустров, начальниц цеха авиапредприятия В.И. Близнецов, бортмеханики А.М. Тетеркин, Д.Н. Коновальцев, Е.А. Михальев, еще много других, приехавших из самых разных уголков страны. Среди них подавляющее большинство - тоже коммунисты, есть и награжденные. Начальник цеха из Казани А.С. Лыскин удостоен ордена Трудового Красного Знамени, авиатехник-бригадри из Норильска Н.М. Самодуров - ордена Трудовой славы III степени, бортмеханик из Тюмени А.А. Бурмистров - медали "За доблестный труд". У многих бывших выпускников почетные звания, почетные знаки и значки, тоже подтверждающие добросовестное отношение к порученному делу, активную жизненную позицию, основы которой заложены в училище.

Они не скрывают своей благодарности ему. Говорят о ней с трибуны, пишут в книге отзывов, упоминают в беседах с руководителями училища и нынешними курсантами. И искренне радуются огромным переменам, которые произошли в училище со времени расставания.

Перемены и в самом деле значительные. Они в заметном росте учебно-производственных и жилых площадей, в реконструкции спортивного комплекса, культурно-бытовых сооружений, а еще более в организации учебного процесса, поставленного на научную основу.

На научно-практической конференции назывались элементы этой основы: структурно-логические схемы, программированный и проблемный методы обучения, применение технических средств передачи информации и контроля знаний. Подчеркивалось то, что все, что касается технических средств, от оборудования автоматизированных классов, изготовления цветных диафильмов и кинофильмов до электрифицированных стендов, действующих макетов, изготовлено в самом училище, в кружках технического творчества.

Майский пример научно-популярного журнала Центрального совета ВОИР "Рационализатор и изобретатель" техническому творчеству в Кирсановском авиатехучилище гражданской авиации отвел целую страницу. Он подробно описал некоторые из изготовленных здесь учебных пособий, удостоенных медалей и Дипломов ВДНХ СССР, назвал фамилии лучших рационализаторов В.И. Татарникова, А.Ф. Колоса, некоторых других. Всего умелых и опытных рационализаторов, возглавляемых председателем совета организации ВОИР Ю.М. Булгаковым, в училище многие десятки. С работами некоторых из них в день празднования юбилея можно было ознакомиться непосредственно - на развернутой в фойе клуба выставке, а еще в училищном музее, открытом накануне.

Об этом музее надо рассказывать в отдельной статье, как особо надо бы рассказать о многих моментах училищного серебряного юбилея. Этого заслуживает, в частности, большой спортивный праздник, состоявшийся на стадионе училища, концерт художественной самодеятельности, возложение цветов к памятнику В.И. Ленину… Нельзя не упомянуть о таком моменте. Некоторые бывшие выпускники приехали с подарками родному училищу от себя и своих товарищей, от имени коллективов, где они трудятся.

Подарки были разные - альбомы и книги о местах, где живут и работают кирсановские авиаспециалисты, сувениры поделки со смыслом и значением. Все они, как и подаренные ранее, в предыдущие приезды и встречи, определены в музей. Правда, один из даров, привезенных три года назад инженером из авиапредприятия города Нальчика С.Б. Саутиным, находится не в музее, а недалеко от него, на газоне у административного здания училища. Дар этот - голубая ель, лично доставленная Станиславом Борисовичем и лично им посаженная в 20-летнюю годовщину своего выпуска из училища. В этот раз он снова пришел к своей ели. Порадовался, что она хорошо ухожена и явно пошла в рост, как явно пошли в рост многие выпускники училища. Есть среди них руководитель отдела Министерства гражданской авиации, ведущий инженер по летным испытаниям самолетов, заместитель начальника факультета академии гражданской авиации, командиры воздушных кораблей… Немало бывших выпускников среди нынешних работников училища: И.А. Евсеев, В.В. Соколов, А.Д. Буцких, Н.С. Чернов, Б.В. Краснов, С.Д. Гартман, В.И. Патошин, И.Н. Самарцев… Преподаватели, руководители цикловых комиссий, они на самом лучшем счету, у некоторых тоже высокие государственные награды.

Закончился юбилейный праздник училища. Разъехались его гости. В производственных и учебных службах снова идет напряженная работа. Коллектив продолжает решать главную свою задачу - готовить новые квалифицированные кадры для гражданской авиации.
Е. Уривская,
корр. "Ленинца".

10.06.1985
№ 112 (12842)

Листая страницы прошлого
Культурное строительство в 30-е годы

Восстановление народного хозяйства после гражданской войны и коллективизация обеспечили условия для проведения культурной революции. Для нашего дня задача резкого подъема культуры трудящихся имела особое значение: вплоть до революции три четверти населения было неграмотным.

***

Большую работу по повышению образовательного и культурного уровня трудящихся проводили школы и кружки ликбеза: грамотность населения района с 27 процентов в 1920 году поднялась до 90 процентов в 1935 году. Если в 1927 году насчитывалось всего лишь 5 школ с семилетним обучением, то в 1937 они были на территории каждого сельсовета.

***

29 января 1935 года произошло интересное событие в культурной жизни города: в тот день кирсановцы впервые увидели звуковой фильм; это была кинолента "Гибель эскадры".

В первое время звуковые фильмы демонстрировались 15 дней в месяц в кинотеатре "Ударник", в остальные дни - фильмы неозвученные.
В 1937 году аппаратуру для звукового кино установили и в железнодорожном клубе.

***

В 1936 году, как известно, первых посетителей принял кирсановский колхозно-совхозный театр; ставились пьесы и в клубе железнодорожников; в репертуаре его драматического коллектива были спектакли: "Аристократы" по произведению Н. Погодина, "Как 14-я дивизия в рай шла" по произведение Д. Бедного и другие.

***

В 30-е годы была высоко развита художественная самодеятельность в городе и районе; особенно в этом отношении выделялся Кирсановский педтехникум, где работал студенческий литературный кружок, объединявший 50 трудящихся. Кружковцы на занятиях знакомились с выдающимися образцами классической и современной литературы, три раза в месяц выпускали стенгазеты, овладели приемами выразительного чтения; те, кто пробовал свои силы в литературе, получали необходимые консультации; кружковцы также готовили литературные вечера. Только в 1936 году в педтехникуме состоялось 13 литературных вечеров.

***

В 30-е годы почти повсеместно в нашем районе действовали драмкружки, организовывались хоры, многие колхозники становились активными участниками художественной самодеятельности.

В 1935 году был создан драмкружок в колхозе "Вперед к коммунизму" Екатериновсокго сельсовета. Руководил кружком Я. Соболев. Стал работать драмкружок и в колхозе "Мирный труд" Голынщинского сельсовета. Руководил им С.П. Ряшин. Работа драмкружка сразу же привлекла массу зрителей. Успешно справлялись с ролями такие самодеятельные артисты, как И. Чернов, В. Щербакова и другие.

В 1936 году был организован и начал действовать драмкружок при Марьинской избе-читальне.

Драмкружок коммуны имени Ленина поставил спектакль "Коварство и любовь" по драме Шиллера. Выручку от спектакля (367 рублей) внесли в фонд помощи испанским детям и женщинам.

В коммуне имени Ленина кроме драматического кружка работали хоровой и струнный кружки. Культурная жизнь там была весьма оживленная. Нередко участники художественной самодеятельности выступали с большими концертными программами, которые транслировались по радио.

***

В 30-е годы изменения произошли в быту кирсановцев. Прочно вошли в их повседневную жизнь радио, книги, газеты. В селах района появилось немало изб-читален, красных уголков, кинопередвижек. Все это сделало колхозную деревню неузнаваемой.

Образовательный и культурный уровень кирсановцев повышался: город и район шли по пути строительства новой социалистической культуры.
Н. Чеботарева,
научный сотрудник краеведческого музея.