Герб города Кирсанова

Воспоминания жителей деревни Варваринка
Шинкина Евдокима Леонт., Бросалина Василия Ермолаевича, Желябовского Николая Яков., Болденко Антонины Мих., Шинкиной Марфы В. и других

Из рассказов старожилов известно, что деревня Варваринка поселилась давно, до революции. Она появилась в виде поселка от школы, которая в настоящее время стоит на холме, до дома, где теперь живет Болденко И.Н. Тех домов, что стоят между Софьинкой и “основной” Варваринкой, не было. Это были луга, принадлежащие софьинским помещикам. Название деревни “Варваринка” произошло от имени помещицы Варвары, которой принадлежала деревня. Замуж вышла она за князя Рачинского. Поэтому деревня имеет другое название — “Рачиновка”. В прошлом крестьяне жили очень плохо. Сейчас в хлеву лучше, чем в избах крестьян в то время. В некоторых избах печки топились по-черному, т.е. у печки не было трубы и дым шел в избу, а потом через двери на улицу. Потом дыру в печке затыкали тряпкой и закрывали двери. “Загоняли” тепло. Потолок, стены были черные от сажи. Посуда вся была закопченая. Глаза от дыма слезились, душил надрывной кашель. Семьи были большие по двадцати и больше человек в одной избе. Постели стелили на полу (солому). Ели из одной чашки. Пища была плохая. Хлеба не хватало. Земли было мало. Угол земли, расположенный на северо-восток от деревни принадлежал крестьянам. Эта земля была подарена помещицей и называлась дарственной. На женщину земли не давалось. Если в семье был один мужчина, то семья, состоящая из нескольких человек, получала третник, т.е. 1/3 десятины. Если умирали все мужчины в селе, женщины не получали ничего.

Одежда была бедная. Вся она была изготовлена своими руками. Ее ткали из конопли, из шерсти, шили из овчин. Все населения от мала до велика ходило в лаптях. Сапоги на всю деревню были одни (у Ширшова Василия Григорьевича). Все население было неграмотное. Школы не было. Единственная школа была в Софьинке, куда не принимали детей Варваринки. Да и родители не пустили бы своих детей учиться, это считалось делом легким, а крестьянскому малышу нужно было трудится с детства. После Октябрьской революции земля была передана кретьсянам. Вот уж жизнь пошла хорошо, как говорит Евдоким Леонтьевич Шинкин. И не верилось, что крестьян за людей стали считать. Женщины стали равноправными с мужчинами. Учиться стали в школах. Сказка, а не жизнь пошла. Не верилось.

Страшно было после революции, когда менялась власть. Неграмотные не знали, за кого стоять. Иногда приезжали бандиты, забирали скот, хлеб, обувь, одежду, били людей. Иногда приезжали люди, одетые в красноармейское, тоже грабили. Не поймешь, где друг, где враг.

Во время коллективизации в колхоз вступили всей деревней, никаких противоречий не было. Называли нас глупыми, голодраней. Первым председателем был Щербинин Дмитрий Прокопьевич. Парень энергичный, не жалел своих сил. Днем и ночью он был в артели. Назывался наш колхоз “Пробуждение”. Вторым председателем был Храпов Дмитрий Никитич. Первыми трактористами были Шинкин Илья Иванович и Бобров Григорий Павлович. Первыми комсомольцами были Данилов Николай, Бросалин Александр, Бросалин Григорий Константинович. Первыми пионерами были Болденко Антонина Михайловна, Бросалина Антонина, Бросалина Татьяна, Шинкина Мария Евд., Токарев Николай Ив.

В настоящее время жизнь изменилась. Дома все построены. В домах хорошая обстановка: шифоньеры, буфеты, трюмо, деревянные кровати. Полы крашены. В домах электрический свет. С приходом электрического света почти все имеют стиральные машины, телевизоры, приемники. Люди одеты, обуты во все добротное. Люди живут сейачс так, как господа тогда не жили. Дети одеты в шерсть, шелк, капрон. Питание хорошее.

Настоящее описание составлено со слов граждан, проживающих в д. Варваринке: Шинкина Евдокима Леонт., Бросалина Василия Ермолаевича, Желябовского Николая Яков., Болденко Антонины Мих., Шинкиной Марфы В. и других.