Герб города Кирсанова

П. Бабкин, корр. «Кирсановской газеты»
«И пришли сюда, на слияние рек, иноки…»

Чем больше погружаешься в глубь веков, тем меньше ясности. Взять хотя бы трехсотлетний юбилей села I Иноковка. Откуда взята эта цифра?

Из документа под названием «Книги окладным новоселебным селам Тамбова и Козлова городов нынешнего 1702 г.», в котором о нем впервые упоминается официально. Там, в частности, записано: «Часовня Троицы Тамбовского уезда, в новоселебном селе Иноковка. У той часовни двор дьячка Нестора Васильева. Да в приходе к той часовне 68 дворов тамбовцев, детей боярских, четыре двора бобыльских, да три двора пустых…».

И это, конечно, правильно. По первому упоминанию в летописи начинается и история г. Москвы в 1147 г., хотя реальное ее основание произошло много раньше.

Так же и в нашем случае, по мнению краеведа Н.В. Муравьева, исследовательские труды которого хранятся в областном архиве, заселение данного междуречья (места слияния р. Иноковка и р. Ворона) началось не позднее середины 17 века. Ведь в 1702 г. там было уже более 70 дворов. Известно также, что первыми жителями нынешней Иноковки были иноки, то есть монахи, отшельники. Отсюда, собственно, и название.

Интересную гипотезу высказал нам и отец Валентин, настоятель церкви Святой Троицы в с. II Иноковка. Из рассказов своего деда, которому доводилось знакомиться с архивом волостной управы, сгоревшей в лихолетье гражданской, он слышал, будто имелись документы, подтверждающие, что в эти места еще царь Иоанн Васильевич Грозный ссылал неугодных ему людей.

Стало быть, история села отодвигается к концу 16 века. Но это, повторяю, одна из версий, не имеющая на сегодняшний день под собой реальных основ. Хотя работа в этом плане идет. Энтузиастами из Иноковки сделан запрос в Центральный Государственный архив, перечислены денежные средства на изготовление копий ряда документов.

Ну, а пока, исходя из официальных данных, I Иноковке лишь триста. Во всяком случае именно в начале 18 века начинается ее массовое заселение.

Согласно итоговым данным второй переписи населения 1745 г. в с. Иноковка проживали 857 душ однодворцев и 177 душ крепостных крестьян помещика Ивана Григорьева. Домов однодворцев числилось 191. К 1911 г. в Старой Иноковке (так она стала называться с образованием Новой (ныне II Иноковка) насчитывалось около 7000 взрослого населения.

До реформы 1861 г. иноковские крестьяне имели статус государственных, а потому помещичьего тягла на себе не несли и в большинстве своем жили зажиточно. Занимались не только сельским хозяйством, но и отхожими промыслами. Так, по словам председателя СХПК «Иноковский» А.Н. Поминова, дед его до революции производил крупные закупки домашней птицы по всей округе и возил ее на продажу вплоть до Астрахани.

В 1840 г. на средства сельчан в Иноковке была построена церковная четырехклассная школа. В конце века появляются отдельные мужская и женская церковно-приходские школы, объединенные при советской власти в единую трудовую. В 1901 г. в I Иноковке открывается собственная больница.

Надо сказать, что установлению Советской власти в селе оказывалось огромное сопротивление. Значительная часть иноковцев, посчитав нелепостью отдавать кровно нажитое, подались в леса, к Антонову. В 1919-1920 гг. в междоусобной распре погибло ни много ни мало — 4000 человек. Характерно, что правой рукой крестьянского атамана был Петр Токмаков, родом из Иноковки.

Пиком этой кровоусобицы стала «кошмарная ночь» 25 июля 1920 г., когда на село был совершен налет антоновцев, вырезавших практически всю «Советскую власть». В ходе этой зверской расправы погибло 17 человек. Единственным оставшимся в живым был председатель волисполкома В.Е. Бондаренко. Но, получив тяжелые ранения, Василий Емильянович стал фактически инвалидом и прожил недолго. Жертвам этой трагедии в селе (на территории нынешней школы) поставлен памятник. Там же находится и братская могила погибших.

Впрочем, искать правых и виноватых в такого рода противостоянии занятие неблагодарное. Вспомним продразверстку, то есть узаконенный грабеж населения, борьбу с религией, репрессии, производимые большевиками.

В I Иноковке храм был полностью разрушен, во II-й — превращен в склад под зерно. Священники же стали жертвами жестокого молоха бессмысленных репрессий.

Но так или иначе, а жители села постепенно врастали в новую для них жизнь. В 1929 г. в I Иноковке были образованы шесть сельскохозяйственных товариществ, преобразованных в 1930 г. в три колхоза, которые в 1950 г. уже объединились в колхоз имени Куйбышева.

Внесли иноковцы свою лепту и в разгром гитлеровского фашизма в годы Великой Отечественной войны. Двое выходцев из этого села были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за проявленные в боях с врагом героизм и стойкость. Это К.М. Амзин (награжден посмертно) и И.И. Сизинцев.

А колхоз имени Куйбышева (ныне СХПК «Иноковский») вышел в лидеры по району с приходом туда на должность председателя в середине 70-х А.Н. Поминова. Ему и в период перестроечного безвременья удалось сохранить социально-экономическую базу хозяйства. Удерживает он его и сейчас на пьедестале почета. По итогам проводимой 31 мая в районе взаимопроверки хозяйств СХПК «Иноковский» стал победителем.

Сам Анатолий Николаевич ставит это в заслугу в первую очередь специалистам и работникам кооператива, таким как главный инженер М.С. Земцов, помощник по техническому обеспечению А.С. Глазков, бригадир тракторо-полеводческой бригады П.Г. Квасов, водители Н.И. Окуньков, С.И. Кобзев, механизатор В.В. Ушаков и многие другие.

А вот год, по мнению А.Н. Поминова, выдался нынче сложный. Пришлось пересевать значительный процент озимых культур. Прибавилось забот и в связи с присоединением к хозяйству ЗАО «Нива». Но иноковцы, как и положено, надеются на лучшее. Пополняют машино-тракторный парк новыми единицами техники: приобрели недавно два трактора К-700, комбайн.

В преддверии 300-летнего юбилея побывали мы и у старейшей жительницы I Иноковки А.А. Солоповой, которой в следующем году предстоит отметить 100-летние со дня рождения. Живет она на улице, или как тут принято называть на порядке, именуемом Амур. Это как раз и есть то самое междуречье, где появились первые поселенцы. Что, впрочем, довольно символично.

Самой младшей сельчанке, Оксане Федяниной, нет еще и полугода… К сожалению, год от года детей в селе рождается все меньше и меньше… Остается лишь уповать на пресловутое: лучше меньше, да лучше. Хотя хотелось бы, чтоб и количественный показатель не уступал.

Свой юбилей село отметит шумным многолюдным праздником, достойным его славной истории. Согласитесь, 300-летие — событие значительное.

"Кирсановская газета", 21 июня 2002 года