$HEAD1?>Хрисанф Зубакин (Рассказ)
Герб города Кирсанова

Кирсановская коммуна
1948 год
(сентябрь)

19.09.1948
№ 113 (2658)

Хрисанф Зубакин
Рассказ

Мать Хрисанфа Зубакина прожила 103 года. 30 лет провела в плену у татар.
Перед смертью она позвала сына.
- Подойди ко мне, Кирсан (так в просторечьи звали Хрисанфа) и выслушал материнский наказ.

Хрисанф Зубакин слыл самым сильным в Елатомском уезде. По всей Рязани шла молва о его богатырских подвигах в отражении татарских набегов. Правда, освобождение русского народа от татарского ига произошло ее в 1480 году. Однако, набеги на русские земли продолжались вплоть до XVIII века. Даже при Петре I, в 1713 году тамбовские окраины, включая и окрестности нынешнего Кирсанова, подвергались крупному нападению крымских и кубанских татар. Набежчики увели тогда в свои улусы коло 3 тысяч наших предков. И вот в то напряженное, полное опасностей время, происходил разговор между умирающей матерью и ее сыном - Хрисанфом Зубакиным. Он был широк в плечах, высок ростом, ловок в работе, отважен в бою. Мать, гордясь сыном, называла его любя "лиха душа".

Хрисанф встал на колени и, скрестив на груди свои могучие руки, произнес:
- Когда я ходил на ратные подвиги, я помнил твой наказ. Ни один злой татарин не уходил живым. Когда мы всей общиной выкорчевывали лес, я и тут не осрамил твоих седых волос. Всегда в труде был впереди других. Клянусь тебе, мать, быть до конца своей жизни верным сыном.
- Спасибо, лиха душа. Наказ мой тебе таков. Собери себе парней, которые сильные и смелые, да и подайся с ними в сторону "Дикого поля". Дойдете до горы "Чу" и там поселитесь. Неподалеку от горы - река Ворона. Близ ее берегов есть одна дорога, по которой татары уводят в плен наших. Поселись там, лиха душа, и сторожи русскую землю.
- Откуда тебе известен этот путь? - спросил Хрисанф мать. - И почему та гора так называется?
- Путь этот я изведала, когда бежала от татар. А гора та названа по имени доброго мага Чу. У меня еще хватит сил поведать тебе о нем. Мне это сказание передавала моя мать, а твоя бабушка: когда-то, в стародавние времена вступили татары в пределы Рязанского наместничества. За один месяц они сожгли 14 городов. Туда, на восток, где тянутся беспредельные степи, жил русский чудо-богатырь Чу. Добрый маг умел превращать песок в золото и камни в сабли. Слух о чудодее дошел до татарского хана. Он снарядил войско и велел своим военачальникам захватить мага в плен. Чу был принужден искать спасение в бегстве. Неприятель совсем уже настигал его. Тогда маг сбросил свой пояс, который протянулся серебряной лентой и превратился в реку Ворону, которая задержала преследователей. Но все же татары перешли эту реку и стали нагонять намеченную жертву. Мудрый кудесник бросил свой пояс и прямой грядой вытянулись покрытые густым лесом горы с трудно доступными склонами. Дальше татары не прошли.

Чу поселился в горе и занялся добыванием золота и изготовлением оружия для русских князей, которые к нему послали войско, дабы защитить мудреца от иноземных захватчиков. Но татары опередили русские отряды. Они подошли к Чу обходным путем и окружили его. Но всесильный маг все же не дал себя полонить. Сама русская земля укрыла чудо-богатыря. Он ушел в подземелье, забрав с собой все свое богатство. С тех пор его никто не видел… Теперь на этом пути набежчики не встречают преград.

- Иди, лиха душа, поселись у горы Чу и прегради пут татарским мурзам.
С этими словами мать, родившая такого русского богатыря, как Хрисанф, навеки заснула. А легенда, которую она рассказала своему сыну, долго еще ходила в народе.

После смерти матери Хрисанф Зубакин и его земляки - крестьяне из Елатомского уезда, Рязанского наместничества, приехали на новое местожительство. Поселенцы основали поселок при реке Пурсовке, под защитой реки Вороны, окрестных лесов и болот. Поселок был назван по имени Хрисанфа - Кирсанов.

Это было вскоре после Азовских походов. Московское правительство давно стремилось разгромить Крымское ханство, так как крымские татары продолжали нападать на южные русские земли, а для этого надо было овладеть Азовом, открывавшим выход с Дона. Владея Азовом, Россия могла угрожать Крымскому ханству. Весной 1696 года, к изумлению турок, под Азовом появился русский флот. Петр осадил Азов и с моря и с суши. Турки были вынуждены сдаться. Но крымские ханы еще долго после азовских походов Петра I продолжали засылать своих наемников, которые добирались до Тамбовских окраин, где терроризировали наших предков. И во на долю то Хрисанфа Зубакина и его земляков выпала честь отражать татарские набеги.

Тревожна и полна опасностей была жизнь переселенцев. Новосельцы корчевали девственный лес, осваивали землю в обстановке обостренной борьбы с набежчиками. Работали в полном боевом вооружении с выдвинутыми далеко вперед дозорами. Нередко приходилось схватываться с татарскими отрядами.

В нескольких километрах от поселка на восток начинались беспредельные степи, которые своими южными концами упирались в Нижнее Поволжье и северные отроги Кавказа. Этим степям наши предки дали называние "Дикое поле".

Как же выглядел наш Кирсанов при своем основании?
Бревенчатые избы, покрытые камышом, стояли близ единственной дороги, проходившей на Русь. Вокруг поселка - непроходимый дремучий лес. Других путей татары не могли найти. Когда же пытались прорваться через поселок - терпели неудачу. Люди Хрисанфа были на подбор. Не только физической силой брали, но и хитростью превосходили татар. Действовали из засад.

Однажды поселенцы сделали видимость, как будто они покинули поселок. Около недели их хаты на высоких каменных фундаментах одиноко маячили с наглухо забитыми окнами.

Слух о том, что русские покинули поселок, дошел до татарских улусов. Наскучив по грабежам, набежчики пробирались маленькими отрядами по направлению к пограничным городам-крепостям Козлову (ныне Мичуринск) и Тамбову.

Хрисанф, засевший со своими людьми в засаду, послал в крепость гонца предупредить коменданта о вылазке татарских ханов. Гонец рассказал командиру гарнизона о засаде…

С пограничного земляного вала, так называемой, Белгородской сторожевой черты (остатки вала сохранились до наших дней) навстречу татарам вышли небольшие отряды русских войск. Непрошеных гостей настигли в тамбовских окраинах. Татары побросали награбленное и побежали по старому пути. Большая половина их попала в засаду, ловко расставленную Хрисанфом.

Вскоре поселенцы обнаружили в горе железную руду, а несколько позже на этом месте был построен железоделательный завод.

Рязанцы надолго отучили захватчиков от разбойничьих набегов.
Но все же татарских ханам не сиделось. Веками грабя русские земли, они считали набеги своим священным долгом. Однажды к Хрисанфу пожаловал знатный мурза из Крымского ханства.
- Аллах шлет тебе свое благословение, а мурзы приглашают тебя в свою семью. Будешь равным с нами князем, - кланяясь надменно говорил татарин. - Вот и подарки мурзы тебе прислали. На, бери.

Мурза положил к ногам Хрисанфа зеленое седло, алый халат, желтые сапоги и серебряную саблю.
- Такие доспехи достоин носить только князь. Так обряжался сам Мамай, - продолжал татарин. - Иди и служи нашему хану. У него большая сила и эта сила нуждается в таком большом уме, каким аллах наградил тебя, Хрисанф, - льстил хитрый мурза.

Умный и спокойный Хрисанф терпеливо выслушал раскосого мурзу. А когда мурза кончил, Хрисанф ответил с презрением:
- Гляжу я на вас и дивлюсь. Дмитрий Донской рвал вашего брата с корнем. Иван третий учил уму-разуму казанских ханов. Да видать падки вы на глупость, грабежи и разбои. Давным-давно, князь, закатилось ваше солнце.
- А что же ваше солнце вечно? - насмешливо и даже враждебно спросил мурза.
- Сердце русского человека вечно великое, и наше солнце не может быть не вечно.
- Знать у восточных мудрецов набрался ты уму-разуму, - сказал татарин. И в его голосе чувствовалась зависть.
- Книгам я не учен, с восточными мудрецами не встречался. Каждый русский сердцем разумеет быть верным матушке-Руси. А ведь я исконно русский - рязанец.
- А вот ваш предок Великий князь Рязанский Олег Иванович рассуждал иначе. Он был знатен и учен и всю жизнь держался за Мамая. Дмитрию-то Донскому он врагом был… И что тебе далась Русь. У нас не только почести будешь иметь, но и богатством завладеешь. Иди в наши улусы, - звал мурза Хрисанфа. - Зависти у тебя нет, за богатством и славой не гонишься. Чудной ты человек! - с трудом скрывая злобу, закончил мурза.
- От зависти той самой Олег Иванович дважды Рязань губил. Хотел выше Дмитрия подняться. Не с него мне пример брать. Не густо на Руси родились такие, каким был Олег. Русь плодовита такими, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Козьма Минин, Дмитрий Пожарский. Возьми, князь, свои подарки и вези их в свое ханство. Да скажи всем своим мурзам, что русская земля не родит изменников…


И Хрисанф с силой отшвырнул ногой подарки мурзы и приказал татарину сейчас же убираться из русских владений.
***

С тех пор прекратились набеги. Слуги татарских ханов стали тяготеть к русской культуре, пошли на выучку к таким простым людям, каким был Хрисанф Зубакин. В своей борьбе против татарских мурз и русских князей бедный татарский люд прибегал за помощью к трудовому русскому люду, которому историей отведено быть решающей силой в борьбе за настоящее человеческое счастье. Видимо, тогда еще, несколько веков тому назад, народы других национальностей инстинктивно понимали, что только она, Русь, сможет в будущем стать доброю и строгою матерью всех народов, желающих счастья не только для себя, но и для других. И они не ошиблись. Уже в первой четверти 20 века народы мира увидели яркий луч света. Он исходил из Советской России.
С. Александров.

Наверх