Герб города Кирсанова

§4. Первые десятилетия Кирсанова как города

Поселение, основанное Хрисанфом Зубахиным, постепенно росло и развивалось: сначала в качестве селения при Красинском железоделательном заводе, потом как село Кирсаново дворцового ведомства, входящее в состав Шацкой провинции, Рязанского наместничества. К середине XVIII века в селе насчитывалось 75 дворов и 500 жителей. Поначалу преимущественно крестьянское, село со временем приобретает торговое значение, так как располагалось оно на перекрестке торговых путей. Правда, не одни торговцы ходили по местным дорогам. Летом 1774 года по Кирсановскому краю прокатилось крестьянское восстание под предводительством Пугачева. Дворцовые крепостные крестьяне чинили разорение, грабеж и убийства. В сентябре 1774 года восставшие мятежники вошли в Кирсанов и в села: Умет, Репьевку и Скачиху. Здесь они "немалое число разных чинов людей застрелили и дротиками скололи", - сообщает летописец. Тогда же около села Умет мятежники напали на воинскую команду, которая сопровождала турецких пленных. Пять человек и офицер были убиты, а остальных, в том числе и пленных, пугачевцы захватили с собой.

После подавления Пугачевского восстания в 1775 году по решению Екатерины II была проведена губернская реформа. По плану реформы в каждой губернии (наместничестве), как правило, должно было проживать 300-400 тысяч ревизских душ. Губернии (наместничества), в свою очередь, делились на уезды с населением 20-30 тысяч ревизских душ. Центрами новых административных образований должны были стать губернские и уездные города. И если с губернскими было все в порядке, то городов уездных явно не хватало, в связи с этим принимается решение преобразовать некоторые села, населенные государственными (удельными) крестьянами, в города, которые и станут центрами уездов.

Поиски же подобных сел поручили высшим губернским чинам. На тамбовских землях такие изыскания проводил Владимирский генерал-губернатор Р.И. Воронцов. Его по праву можно назвать вторым основателем Кирсанова, потому что данная им характеристика села как "весьма изрядного" и "довольно населенного", в котором "бывают разные торги", сыграла решающую роль в изменении статуса этого населенного пункта. Так, в указе от 16 сентября 1779 года "О составлении Тамбовского наместничества из пятнадцати уездов" говорилось: "...переименовать городами ведомства главной Дворцовой канцелярии села Кирсанов и Моршу...". Вместе с Кирсановом статус города получил и Моршанск.

Вопрос: Что, по-вашему, стало причиной губернской реформы 1775 года?
Как вы думаете, сколько населения было в Кирсановском уезде к этому времени?

Уже в конце XVIII века в Кирсанове и его окрестностях насчитывалось более восьмидесяти мельниц, а как центр по переработке зерна город и уезд занимал в губернии второе место после Тамбова.

В 1781 году был утвержден герб города Кирсанова. Его описание следующее: в верхней части щита изображен герб города Тамбова: на голубом фоне улей и три золотые пчелы. Ниже - две птицы, именуемые травниками или красноножками из семейства бекасовых отряда куликов, которых в те времена много водилось в окрестностях Кирсанова.

К этому времени город имел 314 дворов и в нем проживало 3141 человек. Сам город располагался на правых сторонах оврага и двух отвершков (возвышенностей, холмов, бугров) безымянных и по обе стороны речки Пурсовки при больших дорогах, лежащих из городов Тамбова, Новохоперска, Моршанска и Ломова. В городе имелась деревянная соборная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, построенная еще в 1777 году, и присутственные места: тюремная изба и пять питейных домов - "все деревянные и весьма малые".

Овраг, у которого располагался город, именовался "оврагом Корнакова". При застройке Кирсанова и устройстве дороги на Тамбов горожанам пришлось много потрудиться, чтобы засыпать овраг хотя бы в необходимых местах. Затем время и люди сделали свое дело, и о существовании оврага нам ничего не напоминает.

В конце XVIII - начале XIX века абсолютное большинство жителей Кирсанова составляли удельные крестьяне, в 1801 году их было немногим менее 79% от всех кирсановских жителей. Удельные крестьяне вместе с однодворцами занимались земледелием и поставляли на продажу хлеб. Количество мещан, основного сословия всякого настоящего города, практически не увеличивалось. В 1810 году мещанином был лишь только каждый десятый горожанин.

Кирсанов был крайне притягателен для купцов: с одной стороны, это был центр мукоделия, а с другой - развивающаяся структура уездного управления на пересечении торговых путей. Все это не могло не привлекать деловой люд не только из Тамбова, Моршанска, Козлова и Шацка, но даже из Тулы, Нижнего Новгорода и других городов. Здесь селились и заводили свое дело не только купцы, мещане и однодворцы, но и отпущенные на оброк помещичьи крестьяне из других губерний, что свидетельствовало о прибыльности местного хлебного производства и продаж.

Управлялся Кирсанов, как и все ему подобные города, с помощью чиновничьего аппарата, во главе которого стоял городничий, почти всегда в чине коллежского асессора. Были в городе и подканцеляристы, и регистраторы, были и судебные органы, и тюрьма - в общем, весь служивый люд, описанный Гоголем в бессмертной комедии "Ревизор".

На протяжении третьего десятка лет существования Кирсанова как города количество родившихся превышало количество умерших. Среди жителей, помимо православных, встречались также старообрядцы и мусульмане-татары.

Помимо соборной Никольской церкви еще существовала при городском кладбище церковь во имя святых Космы и Дамиана.

Большую роль в жизни города играл Тихвино-Богородицкий женский монастырь. Основание его связано с именем местночтимой святой преподобной Марфы Петровны Апариной, еще в раннем возрасте обнаружившей склонность к монашеской жизни.

Преподобная Марфа родилась в семье дворянина в городе Саранске. Когда умер отец, мать ее М.Г. Апарина около 1780 года с семейством переехала в Кирсанов. В доме, где жила Марфа со своей сестрой Пелагеей, собралось несколько девиц, желавших жить отшельнической жизнью. Образовалась небольшая общинка. Марфа духовно руководила общиной, дала ей устав (по образцу Саровской пустыни) и наказала добывать пропитание себе собственными трудами, предсказав, что в Кирсанове будет монастырь. Управление общиной Марфа завещала своей духовной дочери Татьяне Пахомовой. Однако, после кончины блаженной подвижницы в 1800 году, реально управляла всеми делами ее сестра Пелагея († 1819 г.). Именно она в 1814 г. попросила у горожан место рядом с собороной Никольской церковью и построила там дом для общины. Позже было получено разрешение от епископа Ионы именовать общину богадельней при церкви. В 1819 г. в богадельне насчитывалось уже 30 сестер. На средства майорши Марии Петровны Колычевой (впоследствии - монахиня Магдалина в Кирсановском монастыре) в 1825-1826 гг. для сестер на окраине города была выстроена церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В 1846 г. богадельня официально переименована в женскую общину, с правилами общежития, определенными Св. Синодом, а 7 апреля 1849 г. община переименована в общежительный монастырь 3-го класса. Обеспечивали себя сестры монастыря собственным трудом. Пряли, ткали, красили полотна, шили церковные облачения. Товары сбывали не только в городе, но даже в других губерниях (Арзамас, Н. Новгород).

© Автор-составитель Просветов Р.Ю.
Учебное пособие по краеведению, 2002.