Частица его жизни
Рабочий сахарного завода Аркадий Васильевич Кочепасов убежден: бесталанных людей не бывает. В каждом живет свой талант и не один, ибо человек на то и человек, чтобы не ограничиваться жизненными потребностями. Самой природой ему дано знать, понимать и уметь многое, чувствовать музыку, красоту, другие грани окружающею мира. Надо только не подавить природного дара, суметь развить интеллектуальные и физические способности.
Способности самого Кочепасова к музыке и особенно к пению обнаружились в детстве. Первыми обратили на них внимание учителя Уваровщинской средней школы. И отнеслась к этому серьезно. Они посоветовали родителям Аркадия для развития певческого дарования отправить его в Тамбов. И он жил там какое-то время в школе-интернате, находился под наблюдением преподавателя музыкального училища, пока не стал ломаться голос. Аркадий вернулся домой, в родную Тоновку, закончил школу, совхоз-техникум. В армии опять с особой силой потянулся к музыке, к песне, стал активным участником вокально-инструментального ансамбля.
К тому времени как поступил Кочепасов на сахарный завод оператором диффузионного аппарата, был он уже семейным человекам. Путь от общежития на работу и обратно лежал у него мимо заводского клуба, откуда иногда слышались звуки музыки. Аркадий Васильевич старался поначалу не обращать на них внимания, шел торопливо домой к жене и маленькой дочке. Но однажды не выдержал, заглянул, как думал, на минутку и... ушел к полуночи.
Скоро Кочепасов стал руководителем клубного вокально-инструментального ансамбля, названного "Спектром". Название, это пришло не сразу и отразило, как говорит Аркадий Васильевич, многообразие музыкальных направлений и песенных жанров, в которых выступает ансамбль. Поначалу в ней было, да и теперь еще есть, много заимствований из известных ансамблей, чьи записи спектровцы изучали буквально по нотам. Было много подражаний, вольных и невольных, удачных и не совсем. Сейчас, с годами, у "Спектра" вырисовывается своя, лирико - патриотическая и даже лирико - эпическая линия.
Аркадий Васильевич признается:
- Поначалу при подборе репертуара участники ансамбля и я лично исходили в основном из своего отношения к музыке, к мелодии песни. Слова ее казались не столь значимыми. Теперь же я ищу прежде всего слова душевные и умные, волнующие и певучие.
Он ищет их не только в готовых песнях, а и в еще не ставших ими стихах. Как-то Кочепасов услышал песню, исполненную известным итальянским ансамблем. Слов, конечно, не понял, а мелодия запала в душу. Решил найти на нее свои слова. Пересмотрел уйму стихов, пока не нашел то, что хотелось, у любимейшего поэта Андрея Дементьева. В итоге получилась новая песня о верности и любви, ставшая на долгое время центральной в репертуаре ансамбля.
Поет в нем более всего сам Кочепасов, часто играя одновременно на бас-гитаре или ударнике, если не хватает участников ансамбля. Состав его постоянно меняется. Люди убывают то на учебу, то на службу в армию. Но на смену им приходят новые спектровцы, как бы подтверждая мысль Кочепасова о несомненной одаренности людей. Сейчас в ансамбле, кроме Кочепасова, сварщик ЖКО сахарного завода Владимир Ивашкин, мастер КИП и автоматики Владимир Попов, электрик Валерий Малышев, помощник сменного инженера Михаил Тафинцев и единственный музыкально образованный специалист и единственная девушка в ансамбле Жанна Хисамова, преподаватель музыкальной школы.
Ее приходу Аркадий Васильевич особенно рад, так как есть теперь в ансамбле человек, способный на профессиональном уровне делать аранжировку музыкальных произведений, вносить какие-то поправки в их исполнение.
Впрочем, слушая высказывания самого Кочепасова о музыке, в которой, по собственному его признанию, он может говорить бесконечно, никак не скажешь, что он музыкально не образован. Да и можно ли сказать такое, если Аркадий Васильевич владеет многими музыкальными инструментами. Помогает разбираться в нотах и готовиться к урокам в музыкальной школе дочери Машеньке, которая учится там по классу фортепьяно, кстати сказать, на отлично. Не зря руководимый им "Спектр" был призером городских и даже областных смотров. Он успешно прошел аттестацию на звание вокально-инструментального ансамбля и получил право выступать со своей концертной программой в других клубах и домах культуры.
Аркадию Васильевичу за руководство им вначале платили какую-то сумму, теперь не платят. И хотя те деньги не были лишними в семье Кочепасова, в которой растет уже трое детей, сам он о них не очень жалеет.
- Главное - заниматься любимым делом, - говорит Аркадий Васильевич и опять переводит разговор на репертуар ансамбля, на его репетиции. Они проходят обычно два раза в неделю, по нескольку вечерних часов. В последнее время проводятся реже - из-за острой нехватки у Кочепасова свободного времени. Большую часть его он проводит сейчас на стройке. Вместе с еще одним рабочим сахарного завода Владимиром Яичниковым помогает заводским строителям строить двухквартирный дом-особняк. Квартиры в нем предназначены ему и Яичникову, дружба с которым у Кочепасова основана еще на одном его интересе, а вернее, способности к рукодельному мастерству. Эту способность Кочепасов открыл у себя не очень давно. В детстве, правда, не только играл на баяне и пел, но еще и неплохо рисовал. Но развитие это его последнее увлечение не нашло и постепенно, казалось, забылось. Но вот на сахарном заводе стали оформлять бытовые комнаты. Предложили принять участие Кочепасову. А он, засомневавшись в своих способностях, предложил в свою очередь Владимира Яичникова. Сделал это потому, что видел в его квартире нарисованный тем портрет жены и сразу угадал за ним и художественный вкус, и мастерство.
Так вдвоем они и начали оформлять комнату отдыха отдела главного механика. Ту самую, которая радует теперь оригинальностью сюжетного замысла, соединившего современный и старинный стиль, мастерством исполнения мозаичного панно, тонкостью чеканки, искусством резьбы, красочностью оконных витражей, то строгостью, то замысловатостью элементов художественной отделки стен, потолков, дверей.
Кочепасов и Яичников шли сначала как бы наощупь, еще не зная, что они могут. А потом, увлекаясь более и более, обретали уверенность, обнаруживали друг у друга совсем неожиданные дарования. В связи с этим опять вспоминаются слова Аркадия Васильевича о необходимости будить и развивать дремлющие у каждого человека способности. Теперь, помогая строить для себя жилье, Кочепасов и Яичников уже прикидывают, как украсить деревянной вязью входные двери, внести в квартиры другие элементы рукотворной красоты - на радость себе и домашним.
Аркадия Васильевича радует еще то, что дом его будет рядом с заводским стадионом. Еще со времени учебы в техникуме сохранил он привычку начинать день с утренней пробежки. Приучает к этому детей, правда, пока только старших: трехлетний Дима еще не дорос до стадиона. Девятилетний Денис утренний сон тоже пока с трудом меняет на гимнастические упражнения. Зато одиннадцатилетняя Машенька с большой охотой составляет Аркадию Васильевичу компанию в прогулках на стадион. Она вообще унаследовала многое из характера отца. А вот синевой глаз, как и все Кочепасовы - младшие, Машенька в мать, Валентину Пантелеймоновну. Работает та тоже на сахарном заводе, в заводской столовой. Тоже участвовала в художественной самодеятельности, но из-за детей отошла от нее. Однако постоянно в курсе клубных дел, особенно вокально-инструментального ансамбля. И не только от мужа, а и от его товарищей по ансамблю, которые часто бывают в маленькой квартирке Кочепасовых без конца говорят и спорят о музыке, порой тут же присаживаясь к пианино.
Нелегко Валентине Пантелеймоновне управляться вечерами с тремя ребятишками одной, особенно тогда, когда все трое были маленькие. Но о том, чтобы мужу, к слову, человеку трезвому и некурящему, порвать с ансамблем, она не заводит и речи. Потому что видит: в нем, том ансамбле, тоже большая частица его души, его жизни. И как же обеднеет oнa, если исчезнет из нее то, что составляет природные дарования.
2 сентября 1986 г.