Герб города Кирсанова

Путешествие по Моршанскому тракту

Моршанский тракт - одна из старых улиц нашего города, расположенная в северо-восточной его части. Начинается она от улицы Мира цехом безалкогольных напитков хлебного комбината и идет сначала до улицы Трудовой. А потом берет немного влево и круто взбегает на каменисто-глинистый лобастый бугор. На том бугре и живут еще некоторые старожилы улицы - все по правой стороне, потому что левая застраивалась намного позже, уже в пятидесятые годы.

Оставшиеся старожилы - тоже не основатели улицы. Те жили внизу, где теперь полное обновление населения. А на верхнем конце самые давние жители - семья Звонова Владимира Родионовича, механика из автоколонны № 1803. Живет он здесь с 1936 года, когда его, четырехлетнего, привезли сюда родители, выехавшие из Пензенской области. Дом не строили - покупали и уже не новый. Значит, и верхний конец улицы не "молодой". А Звонов на старой родительской усадьбе построил в 1961 году новый дом. И что очень отрадно, звучат в нем сейчас детские голоса. Это дочь Владимира Родионовича и жены его Лидии Федоровны (швеи фабрики "Победа") Людмила, выйдя замуж в Зауралье, девять лет назад вернулась с семьей, под родную крышу, муж ее Николай Лапотников, работающий в автоколонне водителем, новым местом жительства доволен. А сыновья его и Людмилы - третьеклассник Алеша и трехлетний Дима уже из третьего поколения Звоновых с Моршанского тракта.

Кстати, мать Лидии Федоровны Звоновой Анастасия Ивановна Новосельцева - тоже из старожилов улицы. Постоянный житель ее она с 1945 года, но приезжала на жительство сюда еще раньше, в 1933 году. Переезжали с семьей от голода, какой царил тогда в Саратове, а потом вернулись назад. По окончании войны, на которой погиб муж Анастасии Ивановны сержант Федор Иванович Новосельцев, снова решилась она на переезд в Кирсанов. Опять купила дом на Моршанском тракте. Тут и отдала дочь замуж за Владимира Звонова, осталась жить с семьей взрослого сына Николая Федоровича. Правда, дети того из отчего дома повылетели, как повылетели они из большинства, других домов, оставив в них, как правило, добротных и просторных, родителей-пенсионеров.

Давно пенсионер, однако работающий (шофером в отделе культуры), и Алексей Петрович Палатов, еще один житель улицы. Как и Новосельцева, он начинал жить здесь в 1933 году. И потому помнит Моршанский тракт довоенных лет, когда улица действительно была трактом - большой проезжей дорогой, ведущей в сторону Моршанска и дальше. Когда-то, по словам других жителей, по ней гнали гурты скота из Саратовской губернии на Москву. Палатову видеть их не довелось. Зато видел очень оживленное круглогодичное встречное движение подвод на Гавриловку, Пересыпкино, сельхозартель имени Ленина, другие населенные пункты и хозяйства, лежащие в том же направлении. По той же дороге шли подводы в известный своими большими базарами пензенский Поим. А осенью по ней везли хлеб на Кирсановский элеватор. Позже гужевой транспорт вытеснил автомобильный, дорога продолжала нести свою службу и несла с немалой нагрузкой до тех пор, пока в шестидесятых годах не появился у кирсановцев другой, пусть и объездной, зато асфальтированный выезд в сторону Тамбова и Пензы.

А.П.Палатов постоянно поселился - построился на Моршанском тракте в 1948 году. С женой Анной Николаевной растил здесь четверых детей, из которых продолжает жить с родителями сын Юрий, два года прослуживший в Афганистане, а теперь работающий в кооперативе "Стрела". Юрий женат, и его двухмесячный сын Алексей, кажется, самый юный сейчас житель улицы.

Алексей Петрович - участник Великой Отечественной войны. Он и на фронте был шофером. В составе инженерно-авиационного аэродромного батальона воевал в Белоруссии и на Украине, дошел до Берлина и награжден медалью за взятие этого главного немецкого города, а еще - "За победу над Германией".

Был на войне и брат Алексея Петровича - Дмитрий Петрович Палатов, тоже в недавнем шофер и тоже житель улицы Моршанский тракт, но из тех, которые построились уже на левой ее стороне, а значит, позже.

А участников войны на улице много. В их числе инвалиды второй группы Кузьма Тихонович Бунин, Николай Степанович Филькин, Григорий Иванович Александров, еще - Михаил Андреевич Щербаков, Григорий Тарасович Старков, Сергей Ильич Ломовцев, Петр Григорьевич Шихорин. Судьба и жизнь каждого заслуживает того, чтобы написать о них подробно, как заслуживает того же жизнь многих других жителей улицы Моршанский тракт, людей в основном трудовых.

Есть на улице и производственные трудовые коллективы. Самый большой - Кирсановских электрических сетей, возглавляемый Анатолием Егоровичем Саблиным. В его составе 330 человек, стараниями которых ведется пропуск электрической энергии в пять районов: Кирсановский, Уметский, Инжавинский, Бондарский, Гавриловский, а также в Кирсанов. Энергии подается сотни миллионов киловатт-часов.

В отношении нашего города заботы энергетиков ограничиваются лишь подачей электричества. (Дальше эстафету забот принимает Кирсановское предприятие "Электротеплосеть). В районах же предприятие электрических сетей и эксплуатирует, и ремонтирует электролинии (их протяженность лишь в Кирсановском районе 1379 км).

Ясно, столь большой объем требует слаженных усилий всех производственных служб предприятия - релейной защиты и автоматики, служб связи, автотранспорта, высовольтных сетей и подстанций, отдела энергонадзора, местной диспетчерской службы: О результатах этих усилий говорят такие факты. Кирсановские электрические сети в соревновании родственных коллективов объединения "Тамбовэнерго" занимали не раз призовые места.

Соседи электрических сетей - спецхозяйство межотраслевого производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства, задача которого - очистка улиц города и санузлов. Возглавляет предприятие Василий Васильевич Никулин. А всего в коллективе шестьдесят человек, в том числе те, кого называют передовиками - водители спецмашин Анатолий Иванович Мешков, Анатолий Иванович Собакин, Геннадий Филиппович Рузаков, Иван Николаевич Солопов.

Предприятия, в которых шла речь, на правой стороне улицы Моршанский тракт, на ее верхнем конце. Одно поселилось сюда в 1964 году, другое - в 1975-ом. На том же конце улицы, но на левой стороне, межрайонное отделение "Сортсемовощ" и мастерский участок "Вторсырья". На протяжении едва ли не целого рабочего дня довелось наблюдать работу участка, а вернее, основной его службы, размещенной в складе железобетонной арочной конструкции. В нем и идет пакетирование вторичного сырья, принятого от организаций и населения. Шла она и в тот день. С утра два очень стареньких пресса (всего их четыре) уплотняли в тюки крошево ткани со швейной фабрики "Юность". Потом пошли под пресс обрезки бумаги, привезенные из типографии. А после обеда те же двое рабочих сортировали и укладывали отходы картона с тароремонтного участка.

Улица Моршанский тракт в общем-то, не так велика. Однако на ней прописаны ветлечебница, ветеринарная аптека, продовольственный магазин. В верхней части улица широка. От проезжей дороги до тротуаров довольно просторные зеленые полосы, на которых то среди деревьев, то на чистом месте стоят, где детские качели, где песочница. И напротив почти каждого дома - скамьи: присаживайся для хорошей беседы сосед или прохожий. О том, как живет улица, коротко сказала Анастасия Ивановна Новосельцева, о которой уже шла речь:
- Плохих на нашей улице нет. И живем хорошо. Сейчас, правда, больше говорят о недостатках, а по мне так жаловаться не на что. Хлеб и мука, крупы в магазинах всякие, яйца есть зиму и лето, молоко и сметана без перебоев. Да и остальные продукты в холодильнике у каждой семьи. Живи знай, радуйся...

Точку зрения Анастасии Ивановны насчет того, что плохих на улице нет, поправили другие. Есть здесь те, кем не мешает поинтересоваться правоохранительным органам: не хотят работать, пьянствуют. Ну а в целом поддержали: живем дружно и не в нужде. А недостатки - что ж, вся страна их переживает сейчас. Время такое - переломное. И выход один: тем, кто трудится, делать это с повышенным пониманием ответственности.
22 августа 1989 г.