Герб города Кирсанова

Памятная встреча

Михаил Иванович Востриков закончил военное авиационно-техническое училище за год до войны. Начало ее встретил на станции "Дно" Псковской области в 159 истребительном авиаполку в звании техника-лейтенанта. Входя в состав Ленинградского фронта, полк действовал на Ленинградском направлении. Охранял с воздуха стратегически важные объекты, в частности, Волховскую гидроэлектростанцию и железнодорожную станцию "Вайбакала". Самолеты полка постоянно барражировали над ними. А их техническую готовность обеспечивали полковые авиатехники, в том числе техник-лейтенант Востриков. Делали это в сложной боевой обстановке, в короткие сроки. Случалось, за одну ночь переставляли двигатель с подбитого, но дотянувшего до аэродрома самолета на другой. В считанные часы латали пробоины, "залечивали" другие раны на боевых машинах.

В 159 истребительном авиаполку довольно долгое время были на вооружении американские военные самолеты типа "Тамагаук" и "Китихаук". Они сослужили неплохую службу в боях в Ленинградском небе... Именно на "Китихауке" совершил беспримерный лобовой таран летчик полка Иван Ращупкин, к сожалению, позднее погибший. На тех же самолетах, а также на отечественном ИЛ-2 завоевывали звание героев летчики Петр Лихолетов и Виктор Зотов. Но в 1943 году перед полком встала задача полного перевооружения на отечественную технику. И группа летчиков и авиатехников вылетела в Новосибирск за самолетами "Ла-5".

Михаил Иванович Востриков слышал про этот новый самолет. Но пока не видал его. И, конечно, не мог предположить, что может встретиться с его конструктором Семеном Алексеевичем Лавочкиным. Тем не менее встретился с ним. Произошло это на Новосибирском авиационном заводе, который выпускал "Ла-5", и на который прибыли посланцы полка. Находясь в одном из цехов, Востриков услышал: "Лавочкин! Лавочкин!". И увидел шедшего по пролету пожилого человека в простом темном халате. Был он высок ростом, плотен, с короткой стрижкой седых волос. Увидав людей в летной форме, подошел к Вострикову, почему-то выделив его из числа других. Поздоровался и с увлечением стал рассказывать о боевых и летных преимуществах своего нового детища - военного самолета "Ла-5". Под конец Лавочкин высказал и свою досаду на то, что нет возможности выпускать самолетов больше. Авиаторы 159 полка получили тогда с завода двадцать самолетов "Ла-5". И впоследствии убедились в правоте слов конструкторов, в части надежности и маневренности. Однако война в ленинградском небе была столь жестокой, что не избегали увечий и потерь и "Ла-5". Увеченные Востриков восстанавливал вместе с другими авиатехниками. А о погибших самолетах скорбел, конечно, меньше, чем о летчиках, но тоже с болью.

Впрочем, "Ла-5" Михаил Иванович обслуживал не слишком долго. В связи с приказом о переподготовке авиатехнического состава в летный его направили опять же в Новосибирск учиться летному делу. А через некоторое время с той же целью - в Кирсанов, в военное училище ночных бомбардировщиков, просуществовавшее в нашем городе до 1946 года.

Востриков успел закончить его, но применить на практике знания "ночника" не успел. Войне пришел конец, и Михаил Иванович, демобилизовавшись, работал в Кирсанове на многих должностях, в том числе техника-строителя. Вел строительство цехов авторемзавода, учебного корпуса техникума механизации и электрификации сельского хозяйства.

Кстати, теперь строительные работы ведет внук Михаила Ивановича капитан Сергей Колычев. Военный инженер-строитель, он возводит дома в Гатчине, как раз на месте аэродрома, с которого в войну взлетали военные самолеты, подготовленные авиатехником Михаилом Ивановичем Востриковым.

Сам он продолжает жить в Кирсанове. Инвалид второй группы, он живо интересуется жизнью города и страны. А, возвращаясь к прошлому, с удовольствием вспоминает встречу с авиаконструктором Лавочкиным.

© Е.С. Уривская. Голову в почтении склоняя... Кирсанов, 2001 г.