Герб города Кирсанова

Просветов Р.Ю.
"А сердце говорит мне: верь!"
К 120-летию со дня рождения митрополита Вениамина (Федченкова) (1880-1961)

Будущий митрополит, в миру Иван Афанасьевич Федченков, родился 2 (15) сентября 1880 года в Кирсановском уезде Тамбовской губернии в семье дворового человека господ Баратынских и дочери диакона из села Софьинка. Детские годы он провел в селе Вяжли. "Вероятно, по имени речки Вяжля, которая крутилась узлами, пока не впадала в Ворону, Ворона - в Хопер, Хопер - в Дон", - вспоминал впоследствии митрополит. Постоянное общение с крестьянами, наблюдение за их жизнью приковали любовью сердце будущего митрополита к простому народу.

Иван воспитывался благочестивыми родителями в глубокой вере. В шесть лет он вместе со своим старшим братом Михаилом пошел в школу, расположенную в двух вестах от дома, в селе Сергиевке. Ее для детей округи выстроила на собственные средства Софья Сергеевна Чичерина (в девичестве - Баратынская). Обучение в ней длилось 4 года, и главными "предметами" были славянская и гражданская азбука, основы чтения и письма.

После того, как родители Ивана перебрались в село Софьинку, его обучение продолжилось у местного дьячка. По настоянию матери Натальи он поступает в Кирсановское уездное училище, в котором проучился один год. Затем были духовное училище и духовная семинария в Тамбове. Последнюю он закончил в 1903 году одним из лучших учеников и был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Здесь на него оказал большое влияние ректор академии Феофан (Быстров).

На последнем курсе академии Иван Федченков принимает иноческий постриг с именем Вениамин, а по окончании ее уже в сане иеромонаха оставляется профессорским стипендиатом на кафедре библейской истории. С этого времени и начался монашеский подвиг иеромонаха Вениамина в сочетании с педагогической и пастырской деятельностью. Он преподавал в Петербургской духовной академии, в 1910-1911 гг. исполнял послушание личного секретаря архиепископа финляндского Сергия (Страгородского). 26 декабря 1911 года был назначен на должность ректора Таврической семинарии в Семфирополе, а с 1913 по 1917 гг. трудится на посту ректора семинарии в Твери. Все это время отец Вениамин часто посещал людей высокой духовной жизни и слушал их назидания. Позже о своих впечатлениях от этих встреч он напишет в книге "Божьи люди".

В 1917-1918 гг. архимандрит Вениамин принимает участие в работе Поместного Собора Российской Церкви, на котором был избран Российский Патриарх. В этот же период он - участник другого Собора, Украинского, где отстаивает единство Церкви перед лицом раскольников - "самостийников".

В феврале 1919 года состоялась хиротония архимандрита Вениамина во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии, а год спустя он примкнул к белому движению, возглавив военное духовенство русской армии барона П. Врангеля. Политическую позицию "епископа армии и флота" определили взгляды патриота-государственника, которому, конечно, нестерпимо больно было видеть, как могучая держава буквально на глазах распадается на республики губернского масштаба и уездные "коммунии".

Чуть более полугода продержался Врангель в Крыму. В ноябре 1920 года началась эвакуация войск и части населения. Это был один из этапов русского исхода, в котором Россия потеряла от одного до трех миллионов (цифры называются разные) далеко не худших своих сынов, создавших русское зарубежье. В эти дни вместе со своей паствой покинул русскую землю и владыка Вениамин. Оказавшиеся на чужбине русские люди нуждались в поддержке и утешении. Многие лишились не только своих средств, но и близких людей. Владыка некоторое время оставался "епископом армии и флота", был членом русского совета при Врангеле. Вскоре он стал и одним из инициаторов создания церковного управления заграничными приходами. В 1921 году это управление из Константинополя переместилось в Сербию, тепло принявшую русских беженцев. Владыка Вениамин поселился в монастыре Петковице близ сербского города Шабацца. Но уже в 1923-1924 гг. он вновь - викарный архиерей, окормляющий теперь паству Карпатской Руси, входившей в состав Чехословакии. Он часто посещал самые отдаленные уголки своей епархии, где православного архиерея местные жители видели впервые. Высланный за активное проповедничество православия из католической, по преимуществу, страны по решению чехословацких властей, он вернулся в Сербию, где духовно окормлял воспитанников кадетских корпусов, возглавил пастырско-богословские курсы и был настоятелем русской церкви.

Неоценима в это время и та духовная помощь владыки многим огрубевшим душам, которые, пройдя ужасы гражданской войны и оказавшись в полном одиночестве в чужой стране, были готовы порой от безысходности покончить жизнь самоубийством.

Не желая порывать связь со своей Родиной и страждущим народом в Советской России, епископ Вениамин принимает не простое для того времени решение о подчинении митрополиту Сергию (Страгородскому). С 1925 по 1931 год с небольшим перерывом он был профессором и инспектором в православном богословском институте во имя преподобного Сергия Радонежского в Париже, совершал богослужение в Сергиевском подворье, при котором находился институт. В 1930 году произошел разрыв управляющего православными приходами в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского) с Московской патриархией. Епископ Вениамин оставляет богословский институт и вместе с двумя своими бывшими студентами - иеромонахом Феодором (Текучевым) и Стефаном (Светозаровым) основывает первый приход Московской патриархии в Париже - Трехсвятительское подворье. Богослужения здесь совершались ежедневно ранним утром, и сам епископ Вениамин нес чреду как рядовой священник. Он отличался большой простотой и скромностью, отзывчивостью и добротой. В то время, когда Трехсвятительское подворье испытывало большие материальные затруднения, владыка выкупил в Париже у антиквара прекрасный список Иверской иконы Божией Матери, которая стала почитаемой святыней храма. Кроме того, епископ Вениамин в помещении над храмом устроил типографию, где печатались произведения различных авторов. Из под его пера вышли Акафист Трем святителям, книги "Всемирный светильник - преподобный Серафим Саровский" и "Небо на земле" (о Божественной литургии).

В 1933 году владыка уже в сане архиепископа отправился с циклом лекций в США. Во время своего пребывания там он был назначен временным американским экзархом, архиепископом Алеутским и Северо-Американским. За 14 лет служения в Америке, к концу которого он удостоился принятия сана митрополита, владыка сумел из "ничего" создать 50 приходов, которыми он управлял с помощью трех викариев. Высокопреосвященный Вениамин очень любил народ, и народ отвечал ему любовью.

Особая деятельность выпала на долю митрополита Вениамина во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Владыка был убежденным патриотом. В первый же день нашествия он твердо заявил: "Все кончится добром!" Во всех храмах его епархии за каждой литургией возносилась молитва о даровании Родине победы над врагом. Сам митрополит, выступая перед американской общественностью с лекцией о России, говорил, что "от судьбы России зависит судьба мира", участвовал в сборе средств. И вот уже первые грузы для Красной Армии (оборудование для госпиталей, медикаменты) отправляются в Россию. Митрополит Алеутский и Северо-Американский Вениамин - почетный председатель русско-американского комитета помощи России, имел право беспрепятственного доступа к президенту США Франклину Рузвельту.

В самом конце войны, после двадцатипятилетней разлуки митрополит Вениамин побывал на Родине. Он принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви и в 1947 году владыка вернулся на Родину. Во время своей поездки по России он убедился в самом главном: "Вера живет и растет". А значит, он нужен дома… Сначала он был назначен на Рижскую кафедру, потом управлял Ростовской епархией. В 1955 году получил Саратовскую кафедру. Ему было тогда 75 лет. Силы уходили, владыка часто болел. В 1958 году он ушел на покой и стал жить в Псково-Печерском монастыре.

В последние годы жизни, как рассказывали очевидцы, митрополит главным образом пребывал в молитве, изредка совершал богослужения, когда позволяло здоровье, а все остальное время редактировал и систематизировал свои многочисленные сочинения. Незадолго до смерти владыка лишился дара речи. "Как ни придешь его навестить, он все на кровати плачет, слезы так и бегут… Больше всего помнится: старец белый, как лунь, и слезно кается, как последний грешник. А ведь жизнь-то святую прожил", - вспоминал впоследствии наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов).

Окончил свой земной путь митрополит Вениамин 4 октября 1961 года. После себя он оставил не только добрую память, но и богатое творческое наследие.

За долгие годы жизни за границей владыка Вениамин не раз задавался вопросом: что будет в России? Как будут жить россияне? И сам же отвечал:

Так было прежде, Русь родная:
Ты верила… А что теперь?
Умом тебя давно не знаю.
А сердце говорит мне: верь!

Тамбовская жизнь, 10 октября 2000 г. № 198-199, с. 5.