Герб города Кирсанова

Левин О.Ю., Просветов Р.Ю.
Обновление икон в Тамбовской губернии в 1922-1930-м и в конце 40-х – начале 50-х гг. Приложения.

Приложения[1]

Приложение 1 [2]

05.09.24

Всем облбюро Цк наркомпартов, крайкомам, обкомам и губкомам РКП (б).

Совершенно секретно.

Из ряда мест, главным образом из районов, подвергнувшихся неурожаю, приходят сообщения о росте религиозных настроений среди крестьянства (требование открытия мощей, массовые мирские молебны, чудесные явления икон и т.д.); меры административного воздействия, принимаемые в этих районах, могут дать и дают лишь резко отрицательный результат, содействуют росту фанатизма и вызывают полное недовольство некоторых слоев деревни.

Борьба с этими религиозными предрассудками прежде всего требует широкой агитационной и разъяснительной работы партии, а также зависит от степени успешности деятельности органов власти на местах, направленную в сторону помощи затронутым неурожаем слоев населения, от степени успеха с кабальными сделками, развитие кредитования, от своевременности и правильности снабжения семссудой и другими видами помощи, от энергии и темпа работы всего советского аппарата. На это должно быть обращено главное внимание при решительном отказе от таких административных мер, как огульное закрытие церквей, преследование крестных ходов и т.п. Антирелигиозная пропаганда должна вестись согласно неоднократным циркулярам ЦК и ясным директивам XIII съезда в форме популярного разъяснения естественнонаучных положений, подрывающих веру в бога и разоблачающих на данных, конкретных фактах шарлатанство и корыстолюбие устроителей чудес, обновлений и т.п.

Никоим образом нельзя применять такие формы массовой антирелигиозной агитации (диспуты, инсценировки и т.п.), которые резко оскорбляют и задевают чувства верующей части населения, особенно крестьян, и позволяют враждебным нам элементам эту обиду религиозного сознания направить против нас, оформляя ее в политическое недовольство и создавая атмосферу религиозного психоза и эксцессов.

В неурожайных местах необходимо центр тяжести антирелигиозной пропаганд перенести на объяснение причин засухи и популяризации мер борьбы с нею, апеллируя к здоровой энергии и самодеятельности населения.

К этой работе необходимо привлекать сельскую интеллигенцию, инструктируя и руководя ею через политпросветительские учреждения.

Разумеется, эта работа не только исключает, но и предполагает необходимость через соответствующие органы тщательно следить за поведением духовенства и враждебных нам элементов при соблюдении должной осторожности, применяя меры для пресечения и предупреждения преступных попыток спекуляции на религиозной настроениях. При этом необходимо стремиться к выявлению и разоблачению деятельности этих элементов на конкретных и убедительных для населения фактах, подвергая эти факты в соответствующих случаях широкой огласке.

Необходимо иметь также в виду, что в ряде мест при наметившемся понижении авторитета духовенства наблюдается рост сектантского движения, которому зачастую присущ кулацко-политический налет, враждебный пролетарской диктатуре, пролетарской государственности (агитация против наборов в Красную Армию, за неплатеж налогов и прочее). В связи с этим необходимо, наряду с разъяснительной кампанией против духовенства, разоблачать социальные корни и антипролетарские тенденции сектантства.

О фактах роста религиозного настроения среди крестьянства, а также о мерах, принимаемых партийными и советскими органами в связи с этим, предлагается и впредь своевременно и точно информировать ЦК.

Секретарь ЦК РКП(б) В. Молотов.

Приложение 2 [3]

[…]

…Точного учета икон, обновившихся в 1924 г., не имеется но по имеющимся данным можно смело определить, что за 1924 г. обновившихся икон было до 1000. Главным образом обновление имело место в семьях бедноты и у вдов-старух.

В обновлении икон духовенство принимало участие через фанатиков верующих. На диспуте в. Стрельцы Тамбовского уезда поп по существу обновления икон заявил перед собранием всех крестьян села, что в этом действительно есть "божий умысел". Вокруг обновления икон также распространяются слухи о том, что у отвергающих их обновления высыхали руки и ноги, о близком конце света и т.д.

Приложение 3 [4]

15 марта 1929 г.

Бюллетень № 17

В с. Саюкино у Екатерины Петровны Носовой обновилась икона "Спасителя". Направлена комиссия РАО с участием священника и населения. Установили: в следствии сухости воздуха икона приняла более чистый вид, т.к. налет сырости высох и отпал.

Вестник Православия. – Тамбов: Вознесенский женский монастырь. 2000. - № 10 (56), октябрь.


Примечания

[1] Часть документов публикуется в сокращении с сохранением орфографии оригинала (прим. авторов публикации).

[2] ЦДНИТО, ф. 849, оп. 1, д. 2276, л. 95.

[3] ЦДНИТО, ф. 849, оп. 1, д. 2898, л. 61.

[4] ЦДНИТО, ф. 855, оп. 1, д. 19, л. 150.

Наверх