Герб города Кирсанова

Марина Климкова. Дворянское имение и сельская школа: село Софьинка

Дворянское имение и сельская школа: село Софьинка

Главную роль в развитии народного образования в XIX веке в России сыграли церковь и дворянская усадьба. Церковь обладала сетью приходов и системой связей, а усадьба в лице просвещенного дворянства - средствами и энергией, реализуемой в земском движении. В тот период либеральное дворянство выступало за земские школы, консервативное - за церковные. В центре многих сел и ныне стоят рядом старые здания земских и церковно-приходских школ как память о предреволюционной борьбе за умы людей и как образец подлинной демократии.

Открытие школ часто происходило по местной инициативе. Поскольку в таких случаях официальных документов не издавалось, то трудно установить точный год их основания. Примером может служить село Софьинка Кирсановского уезда (ныне Уметский район), где располагалась усадьба Мара дворян Боратынских. Школьная летопись рассказывает о том, что сельское общество хотело открыть школу в 1868 году, но из-за отсутствия учителя не смогло этого сделать. Известно, что в соседнем селе Сергиевка школу основала Софья Сергеевна Чичерина (урожденная Боратынская) в 1871 году. Активными земскими деятелями были ее муж Владимир Николаевич Чичерин и брат Михаил Сергеевич Боратынский, построивший в Софьинке больницу. Трудно представить, чтобы в селе, около усадьбы Мара, тогда не было школы.

В Пушкинском доме в Петербурге в фонде Боратынских сохранился документ, благодаря которому можно определить дату основания Софьинской школы. В 1885 году указом Тамбовской духовной консистории в храм при усадьбе Мара был назначен новый дьякон, что явилось причиной обращения Софьи Михайловны Боратынской (по первому браку Дельвиг) с прошением к епископу Виталию. "Вблизи, в селе Марьинке, - писала она, - устроена церковь… и, в случае отделения одного штата (священнослужителей) к новостроящейся церкви, (прошу) перевести (туда) диакона Андрея Агатова, а нашего… диакона Василия Успенского, оставить при нашей Вознесенской церкви. Ваше Преосвященство, если бы вы утешили нас таковою… жертвою, то я и мои дети отдали бы (церковному ведомству) выстроенное мною Училище, которое я содержала 6-ть лет от себя; мы вполне можем надеяться на него (В. Успенского) потому, что он назад тому лет за 10-ть приготовлял мальчиков к чтению певческого хора".

Софья Михайловна Боратынская. Фото 1870-х гг.
Софья Михайловна Боратынская. Фото 1870-х гг.

Следовательно, история развития образования в Софьинке была такой же, как во многих российских селах: сначала крестьянские дети учились грамоте у дьякона, потом дворяне открыли школу. В документах 1911 года она числилась при Вознесенской церкви как церковно-приходская, одноклассная (с двухгодичным сроком обучения). Основательницей Софьинской школы можно считать Софью Михайловну Боратынскую, а датой основания - 1879 год.

Большое влияние на Боратынских при устройстве школ оказал Сергей Александрович Рачинский (племянник поэта). Оставив профессорство в Московском университете, с 1874 года он стал учителем крестьянских детей в селе Татево Смоленской губернии, а его школа в России считалась образцовой. Оценивая заслуги Рачинского в деле народного образования, современные нам исследователи пишут: "Европейски образованный православный человек… Идеалы Рачинского - церковная школа. Идею такой школы он поднял на самую высокую ступень, до которой только поднималась русская философская мысль, и этим развеял предубеждение, будто религиозность несовместима с наукой, а церковность в народной школе есть показатель ее отсталости".

Любопытно, что свою школу Рачинский перевел в разряд церковных лишь в 1898 году - через 14 лет со дня утверждения "Правил о церковно-приходских школах" императором Александром III, написавшим на проекте: "Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле". С тех пор церковно-приходские школы финансировались государством.

Софьинская школа поддерживала связь с Татевской. В 1880 году Елизавета Антоновна Дельвиг писала из Мары к Варваре Абрамовне, матери С.А. Рачинского: "Прошу Вас, милая тетенька, передайте Сергею программу Строгановской школы… Скажите Сергею, что все чудеса, виденные мною в его школе, не выходят у меня из головы".

В 1911 году школы действовали во многих вяжлинских селах, принадлежавшим Боратынским и их родственникам: церковно-приходские в Софьинке, Сергиевке, Марьинке; школы грамоты в Натальевке и Дербени. Так, натальевское школьное здание было возведено в 1888 году, дербенское - в 1908-м. В перечне имущества первого из них упоминаются парты, столы, стулья, шкафы, доски, глобусы, "железная" печь и даже "волшебный фонарь" - проектор для просмотра изображений. Учебный год в этих школах начинался после уборки урожая - в первой половине октября по старому стилю.

Послереволюционная история школ хорошо прослеживается по архивным документам.

В 1917 году именно в Софьинке расположился Вяжлинский волостной исполком с отделом образования. В отчете того времени говорится: "ВИК занимает здание бывшее Боратынского, числящийся за ВИКом, в количестве 12 комнат. Размещение удобное. Санитарное состояние поддерживается. В этом же здании находятся нардом и библиотека". Таким образом, книги усадебного собрания, которые когда-то читал Е. Боратынский, стали доступны крестьянам.

В 1919-1921 годах по волости прокатилось Антоновское восстание, а в 1922 году, как свидетельствуют документы, сельские школы, построенные дворянами, расхищались местными жителями точно так же, как и усадьбы. Учителя порой тоже игнорировали новую власть. В акте от 5 июня 1922 года говорится: "Нами, т.е. заведующим Вяжлинским отделением народного образования Колдиным и предволколлектива Калугиным, вторично назначен был съезд шкрабов (школьных работников), повестки были разосланы своевременно, день съезда назначили праздничный, т.е. 5 июня - Духов день, но на съезд, как первый, так и второй раз, явилось только 5 человек шкрабов, считая в том числе и предволисполкома. Разосланы нами были на места анкеты для заполнений, но… до сих пор их не получили, а по сему слагаем с себя ответственность за невыполнение приказов Унаробраза и просим… дать нам указания,что… делать в таких случаях".

Из рапорта 1923 года узнаем: "…в волости имеется школ - 9, учительского персонала - 18, из коих безземельных крестьян - 10, духовного звания 5 и 3 крестьянина, имеющих… надел земли; …с политической благонадежностью таковых весьма удовлетворительно. Есть районная библиотека-читальня, и один клуб, и 6 изб читален, снабжение литературой коих весьма скудно".

Особенно тяжелые времена для сельских школ начались после укрупнения волостей в 1924 году, когда Вяжлинская волость вошла в состав Град-Уметской. В доме Боратынских, из которого выехал волисполком и остались клуб с библиотекой, произошел пожар. Усадебное здание было заброшено и окончательно разрушено.

Документы 1926 года рассказывают о проблемах Натальевской школы, присоединенной впоследствии к Софьинской. Зимой того года температура воздуха в ее помещениях опускалась ниже нуля. В протоколе заседания школьного совета от 18 января сообщалось: "Результаты общих собраний относительно привоза дров плачевные. Общество в течение 2-х месяцев неоднократно обсуждало этот вопрос и не пришло ни к одному определенному решению. В течение этого же времени 5 раз созывалось родительское собрание..., и… вопрос о привозе топлива оставался открытым. Члены школьного совета... посещали лично каждого родителя и уяснили следующее: родители не отказываются привезти дрова, но под благовидным предлогом отнекиваются до неопределенного времени".

Софьинская школа в то время уже покинула здание, построенное для нее Боратынскими. В 1925 году она занимала две комнаты бывшего усадебного дома помещика Атрыганьева.

В 1927 году в 4-хлетней Софьинской школе было два учителя. В две смены занимались четыре группы учеников: 57 мальчиков и 27 девочек. В документах говорится, что ни пионеров, ни членов ВЛКСМ среди них не было.

С 1942-го по 1963 год дом Атрыганьевых занимал детский дом, а школа - здание, расположенное рядом (после закрытия детдома, опять въехала в прежнее помещение).

В 1994 году Софьинской школе было присвоено имя Е.А. Боратынского, а к 200-летию поэта в ней оформлена музейная экспозиция. Сегодня школа является главным культурным центром села и местом постоянного паломничества знатоков и любителей поэзии Евгения Боратынского из России и зарубежья.

Здание Софьинской школы им. Е.А. Боратынского. Фото 2008 г.
Здание Софьинской школы им. Е.А. Боратынского. Фото 2008 г.

Источник: http://blogs.mail.ru/mail/marinaklimkova/5554F31D33D71CA.html