Герб города Кирсанова

Просветов Р.Ю.
Возрождение церковной молитвы

История села имеет глубокие исторические и духовные корни. Документально известно существование до 1764 года Кирсановской Воронинской мужской пустыни. Название села, образованное от слова "инок", а также местное предание о том, что в густом лесу на берегу Вороны в древности был монашеский скит, дают основания предполагать, что Воронинская мужская пустынь - первое русское поселение в этом крае.

Как территориально-административная единица село впервые упоминается в 1702 году. И, в отличие от других населенных пунктов, здесь уже существовала часовня, а позже была построена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.

В 1872 году село разделилось на Старую и Новую Иноковку. Новая Иноковка (теперь II-я Иноковка) в документах 1816 года упоминается как "село Новоархангельское", а также "Малая Иноковка". Принадлежало оно князю Алексею Алексеевичу Несвитскому, как и 46 семей крепостных крестьян. Все крестьяне исправно трудились и молились Богу. О религиозном самосознании сельчан того времени можно судить тому факту, что в 1836 году в Иноковке Великим Постом из всего села не были у исповеди и причастия всего лишь два человека и то из-за отлучки.

Поначалу крестьяне Новой Иноковки ходили в Троицкую церковь Иноковки Старой. Однако уже в 1849 году помещиком Соловьевым для них была построена деревянная церковь. При церкви, к тому же, существовала богадельня.

В 1893 году деревянный храм сгорел. Теперь, после освобождения крестьян, помещикам приходилось нелегко - отстроить храм, казалось бы, уже было некому. Исторические документы свидетельствуют и о тяжелом существовании самих сельчан. В Новой Иноковке крестьяне были малоземельны, стремились переселиться в Сибирь. Ходили на заработки в имение князя Барятинского в селе Вячка. Многие плотничали…

Но видно, слова "не хлебом единым жив человек" - не пустой звук для иноковцев. Можно назвать чудом освящение уже в 1899 году нового великолепного Троицкого храма, построенного на средства прихожан, то есть тех самых небогатых иноковских крестьян. При церкви существовала школа и церковная библиотека в 200 томов. В селе вновь зазвучала церковная молитва.

Иные времена настали с приходом новой власти. С 1929 года в церкви II-й Иноковки богослужения уже не совершались. В 1937 году церковь закрыли и передали под клуб колхозу им. Калинина. Только в 1948 году появилась надежда, что в селе вновь начнется церковная служба. Храм передали верующим. Его отремонтировали, приготовили к освящению, но… уполномоченный по делам религии не давал разрешения. А в уборочную 1949-го года помещение храма было засыпано хлебом. Уполномоченный, в свою очередь, заявил, что церковь не откроют.

Возрождение церковной молитвы на Иноковской земле в наше время связано с отцом Валентином (Реутовым). Причем с этой фамилией среди иноковцев встречается не один выдающийся человек. 12 июля 1941 года уроженец села II-я Иноковка летчик ВВС Северного флота Дмитрий Андреевич Реутов в воздушном бою протаранил фашистский истребитель.

Епископ Макарий (Реутов), также выходец из Иноковки, известен как исповедник, пострадавший за веру.

И теперь - священник Валентин (Реутов), своим подвижничеством и неутомимыми трудами послуживший созданию нового храма в селе II-я Иноковка, положил начало возрождению церковной жизни в старом русском селе.

"Кирсановская газета", 1 сентября 2004 г., № 136