Герб города Кирсанова

Стажировалась Елена Застрожнова

Лена Застрожнова еще недавно сама была школьницей, а теперь как молодой специалист 1 сентября перешагнет порог средней школы, но только не № 1, где училась, а средней № 4.

Встретилась я с ней в гороно, где она оформлялась на ра¬боту. Стройненькая, черноглазая девушка, с пышной копной волос смотрела на меня. Хотела задать несколько вопросов "англичанке" с красным дипломом по поводу се предстояще¬го учительства, но неожиданно узнала, что она прошедшей зимой три месяца стажировалась в Великобритании.

Молодой специалист меня заинтересовал уже и как чело¬век. И вот я звоню ее бывшей учительнице английскою язы¬ка Таисии Васильевне Преображенской. Как и ожидала, Таисия Васильевна сказала много теплых слов в ее адрес. О том, как Лена легко училась, потому что была способной, любо¬знательной, активной.

- Лена Застрожнова была необыкновенным организато¬ром, душою, заводилою класса. Английский она знала и лю¬била и хотела стать учителем, поэтому и поступила в пединститут. Слышала, что ей очень повезло, она стажировалась в Англии. Это отлично, потому как ни одна школа не даст столько, сколько она получила за границей, в живом общении с англичанами. Думаю, что сможет легко войти в класс, как говорится, вжиться, найти подход к каждому. Словом, я вижу в ней учителя, - заключила Т. В. Преображенская.

Много еще лестных слов было сказано о Застрожновой. Меня же Лена просила меньше всего писать о ней, потому как еще не работала учителем.

А теперь расскажу то, что услышала от самой Елены Ни¬колаевны. Когда она училась на пятом курсе института, то впервые ассоциация политехнических институтов Великобритании и Тамбовский государственный педагогический институт осуществили обмен студентами сроком на три ме¬сяца - с сентября по декабрь 1989 года. 14 студентов Тамбовского государственного педагогического института четверто¬го и пятого курсов три месяца жили и изучали английский язык в Англии вместе с другими студентами по обмену из Франции, Испании, Федеративной Республики Германии и других стран. Английские студенты изучали русский в Там¬бовском пединституте.

Жила Лена вместе с остальными советскими студентами в портовом городе Ньюкасле, на севере Англии. В городе мно¬го молодежи. Там расположены два высших учебных заведения. Об одном уже сказано, второе - университет. Они стоят рядом. Этот студенческий городок вмещает в себя учебные корпуса, библиотеки, столовые, общежития, молодежный центр - другими словами все, что необходимо для занятий и отдыха студентов. В комфортабельном общежитии, постро¬енном по типу блоков или отсеков, кухни и бытовые помещения на семь человек. Каждый студент имеет отдельную, очень уютную комнату.

Конечно, студенты больше времени, как и положено, учи¬лись, постигали английский в живом общении с англичана¬ми. Понравились им прекрасные технические средства обучения - видео-аудиотехника, которой, к сожалению, нет в пе¬динституте, богатые библиотеки. По словам Лены, препода¬ватели помогали во всем студентам в изучении языка. С ними сложились очень хорошие отношения.

В свою преподавательницу английского языка Джоан Хьюит были влюблены всей группой, - вспоминает Застрожнова. - Она очень проста в общении, открыта, доброжелательна. Со студентами была на равных, отдавая нам практи¬чески все свободное время. Готовая прийти всегда на по¬мощь, даже предупреждала ошибки, которые мы могли допу¬стить, чем невольно вызывала симпатию и уважение. Мы всегда чувствовали с ней себя свободно и раскованно, сади¬лись в кружок вокруг нее (там нет парт), и она, перевоплощаясь, очень артистично и умело подчас самый скучный мате¬риал старалась преподать так, что его понимали и запомина¬ли. Глядя на нее, еще раз убеждались в том, что учитель - всегда чуть-чуть артист.

По предусмотренной большой культурной программе ез¬дили на экскурсию в столицу Великобритании Лондон и ста¬ринные города Йорк, Эдинбург, Дарам. Программа была насыщена разнообразными и интересными мероприятиями. Посетили музей, различные достопримечательности. Так, в Лондоне были в национальной галерее, музее восковых фигур. А как интересно было видеть такие знакомые по книгам и фотокарточкам здания, где заседает английский парламент, Вестминстерское аббатство, замок Тауэр, мост через Темзу и еще много других памятников архитектуры из окошка двухэ¬тажного лондонского автобуса!

Посетили студии местных радиостанций Би-би-си-Британской радиовещательной корпорации, основанной в 1927 году и находящейся под контролем правительства, редакции местных газет, студенческие вечеринки.

Были в гостях и в английских семьях. Особенно Елене Николаевне запомнилась встреча с английским поэтом Пите¬ром Мортимером. Его острые и злободневные стихи были переведены на русский язык и вышли в свет в нашей стране. На пять об этой теплой встрече она хранит пару сборников стихов с автографом поэта.

На студентов произвели впечатление деловитость, стро¬гость англичан, высокого уровня культура. Никто не заметил там праздности, разболтанности, длинных очередей. Все заняты своим делом. На рынке товары покупают за самые низ¬кие цены, а в фирменных престижных магазинах они, безус¬ловно. дорогие. Дороговизна там и на жилье. Стоимость квартир беспрестанно растет.

Большой интерес англичане проявляют к нашей стране. В связи с этим задают много вопросов. Всем очень хочется приехать в Советский Союз, посмотреть своими глазами на "загадочную Россию".

По окончании стажировки студентам не пришлось дер¬жать никаких экзаменов. Их своеобразным отчетом стала курсовая работа по одной из выбранных тем. Елена Николаевна писала о британской прессе. Почти у всех, в том числе и у нее, курсовые выполнены на отлично.

Задала Е. Н. Застрожновой несколько вопросов:
- Что вы скажите об английских школах?
- Мы посетили несколько школ. Присутствовали на уро¬ках, разговаривали с преподавателями. В одной из них ребя¬та учат русский, и, как видно, это им очень нравится, хотя бывает и трудновато с грамматикой. В этом им помогают преподаватели и Москвы. Их учителя также стажируются в Советском Союзе.
В английских школах есть обязательный минимум учеб¬ных предметов, подлежащих изучению, а также и по выбору самого учащегося, исходя из того, что его больше интересу¬ет. Основное деление школы такое: начальная ступень, где учатся дети с пяти до 11 лет, средняя школа - с 11 до 16 лет и еще два года для тех, кто готовится поступить в высшее учебное заведение. В школах отличные условия. Техничес¬кое оснащение классов гораздо богаче, чем у нас. Школьни¬ки уже с детства привыкают к компьютерам. Без них не об¬ходятся уроки информатики. Даже в том, чтобы найти а библиотеке нужную книгу, помогает компьютер.
- А скучали вы по Родине?
- Скучала я особенна поначалу. Потом стала привыкать. С мамой разговаривала два раза по телефону. Конечно, это удовольствие довольно дорого, так как одна минута стоит три рубля. Мы писали друг другу письма, но из Англии в Со¬ветский Союз письма идут долго две-три недели. Думаю, что для пользы дела, надо было увеличить количество дней нашего пребывания в Англии.
- Завели ли вы себе там новых друзей?
- Естественно. Я переписываюсь сейчас со студентами из Франции, Англии, ФРГ
- И в заключение: что дала вам стажировка в Англии?
- Эта поездка очень помогла мне в изучении английскою. Мы много времени уделили ему. Все, кто были вместе со мной в Англии, стали гораздо лучше владеть разговорной речью, ведь в институте учат больше книжной лексике. По¬черпнули также новые сведения о стране изучаемого язы¬ка. Словом, в школу, как учителю, мне есть с чем идти.

© А.С. Харламова. Пока живу - помню, пока пишу - живу, 2008 г.